Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97802675-2 "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О средствах массовой информации"
Досье на проект федерального закона
Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" был принят в 1991 году и справедливо считается правовой основой свободы слова в России и одним из немногих законов, реально действующих в информационной сфере. И вместе с тем, назрели некоторые изменения, вызванные как переменами на информационном рынке, так и развивающимся законодательством.
Ныне действующий Закон РФ "О средствах массовой информации" плохо вписывается в рыночные отношения, ряд его статей оказались в противоречии со статьями нового Гражданского Кодекса. Так, например, отсутствие в законе понятия "собственник средства массовой информации" приводит к многочисленным тупиковым конфликтным ситуациям. Реальные отношения собственности на средство массовой информации между учредителем, редакцией и издателем практически не регулируются.
Институт учредителя СМИ вообще лишнее звено в этом треугольнике. По действующему закону учредитель вообще не несет никакой ответственности за СМИ, не имеет никаких обязанностей, в том числе и финансовых, но обладает правами назначать главного редактора, прекращать или приостанавливать деятельность СМИ и т.д.
Исторически, введение института учредителя СМИ, возможно, было оправдано на переходный период от административных форм управления СМИ. Однако, сегодня этот институт нуждается в коренной трансформации.
Законопроект предлагает исключить институт "учредителя СМИ" (тем более, что Гражданский кодекс использует это понятие в ином смысле) и ввести институт издателя (историческая традиция), который обладает свидетельством о регистрации, является собственником и несет всю полноту материально-финансовой ответственности, выполняет все вытекающие из понятия собственности распорядительные функции: размещение заказа на изготовление и распространение, а также определение тиража (что в ст.28 действующего закона предписано главному редактору, не являющемуся собственником) и т.д.
Введя институт собственника СМИ и защитив его права, законопроект в новых, рыночных условиях решает проблему независимости СМИ. Очевидно, что независимость СМИ от собственника возможна лишь в тех пределах, которые оставляет договор между собственником-издателем и редакцией. При этом законопроект предлагает обязательные для договора положения, которые призваны ограничить возможный произвол собственника СМИ по отношению к редакции. Одновременно законопроектом предусмотрено право редакции СМИ самой быть издателем и, соответственно, собственником данного СМИ.
Рыночные условия, в которых ныне функционируют СМИ, породили монополизацию средств массовой информации, когда в руках крупного капитала, финансово-промышленных групп сосредотачиваются теле-, радиоканалы и печатные периодические издания, обслуживающие их экономические и политические цели. По сути уже зародился новый тип цензуры, реально угрожающий свободе и объективности информации.
Барьеры на пути монополизации СМИ поставлены во многих развитых странах. Во Франции ограничен предельный уровень концентрации тиража ежедневных органов печати в руках одного лица или группы лиц. В США действует "4 нельзя", в которые, помимо ограничения концентрации общего тиража в одних руках, входит невозможность одному лицу или группе лиц быть владельцами телеканала и ежедневной утренней газеты одновременно, нельзя владеть одновременно радиоканалом и газетой, распространяемыми на территории, совпадающей более чем на 30%, нельзя одновременно владеть теле- и радиоканалом с совпадающим более чем на 30% вещанием.
Подобные ограничения вводятся законопроектом и для российских издателей.
Требуются законодательные ограничения и на издание и финансирование российских средств массовой информации зарубежными гражданами и организациями.
Свобода средств массовой информации должна быть законодательно уравновешена ответственностью за публикуемую информацию. В связи с этим законопроектом предлагаются поправки, позволяющие создать более четкий баланс между свободой прессы и ее ответственностью перед читателем. В частности, законопроект предлагает ввести новую статью "Приостановление и прекращение выпуска средства массовой информации", которая даст возможность за неоднократные нарушения редакциями Закона РФ "О средствах массовой информации" в судебном порядке приостанавливать деятельность по выпуску газеты или журнала. Такая норма заставит редакции ответственнее относится к публикуемым ими материалам. Причем законопроект предусматривает также право любой организации, гражданина, органов прокуратуры, а не только Роскомпечати РФ и регистрирующему органу обращаться с иском в суд по поводу нарушения средством массовой информации Закона РФ "О средствах массовой информации".
Предлагается ряд поправок в статьи, регулирующие порядок публикации опровержений. В частности, необходимо законодательно прекратить практику редакций, которые одновременно с опровержением публикуют его комментарий. При этом редакционный комментарий зачастую высмеивает или "опровергает опровержение", публикуемое по решению суда. В законопроекте предлагается также поправка, согласно которой редакция обязана печатать опровержение в том случае, если опубликованы недостоверные сведения, независимо от того, опорочены ли честь и достоинство того или иного человека, организации и т.д. Закон должен поставить барьер дезинформации, непроверенным фактам: общество имеет право на достоверную, объективную информацию.
Предусмотренные Законом РФ "О средствах массовой информации" сроки публикации опровержения в целом являются оптимальными. А вот срок ответа редакции в случае отказа опубликовать опровержение был необоснованно растянут до одного месяца, законопроект предусматривает сокращение этого срока до 10 дней.
В период избирательных кампаний, когда публикация в прессе порочит честь и достоинство кандидата на выборную должность, срок публикации опровержения должен быть сокращен, как и время рассмотрения в судах исков по защите чести и достоинства. Именно поэтому предлагается новая редакция статьи 44 Закона РФ "О средствах массовой информации".
Одновременно в пакете с данным законопроектом вносится проект закона "О внесении дополнений в статью 99 Гражданского процессуального кодекса РСФСР".
Часть поправок, предусмотренных данным законопроектом, носит редакционный, уточняющий характер. Они не являются концептуальными, но необходимы, поскольку либо исключают несуществующие ныне названия организаций, либо учитывают формулировки Законов РФ, принятых в последние годы.
В целом законопроект призван, с одной стороны более четко защитить независимость средств массовой информации, с другой, - привести в равновесие свободу СМИ и их ответственность за слово перед обществом.
Законопроект прошел правовую экспертизу. Все замечания Правого управления учтены в представленном тексте законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.