Заключение Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам
по проекту федерального закона N 97074613-2 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам отмечает следующее.
Предлагаемые изменения условно можно подразделить на три группы:
отменена ряда действующих и введение новых видов налогов;
корректировка размеров пени за просрочку уплаты налоговых платежей и штрафных санкций за сокрытие доходов (прибыли);
уточнение обязанностей налогоплательщиков и ужесточение обязательности учета налогоплательщиков банками и кредитными учреждениями.
Рассматриваемый законопроект в определенной мере реализует идею упрощения налоговой системы путем отмены ряда налогов, в том числе с выручки. Предлагается отменить следующие виды налогов и сборов:
1. сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний (федеральный налог);
2. плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем (региональный налог);
3. сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц (региональный налог);
4. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне (местный налог);
5. целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели (местный налог);
6. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров (местный налог);
7. сбор с владельцев собак (местный налог);
8. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей (местный налог);
9. сбор за выдачу ордера на квартиру (местный налог);
10. сбор за участие в бегах на ипподромах (местный налог);
11. сбор за выигрыш на бегах (местный налог);
12. сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме (местный налог);
13. сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами (местный налог);
14. сбор за право проведения кино- и телесъемок (местный налог);
15. сбор за уборку территорий населенных пунктов (местный налог);
16. налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в размере, не превышающем 1,5 процента от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории (местный налог).
Одновременно с предложением об отмене вышеуказанных налогов предлагается ввести следующие виды налогов:
1. водный налог (федеральный налог);
2. налог за пользование объектами животного мира (федеральный налог);
3. сбор за выдачу лицензий на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции (федеральный налог);
4. налог с розничных продаж (местный налог).
Введение новых федеральных налогов осуществляется в соответствии и во исполнение Водного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О животном мире" и Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".
Введение налога с розничных продаж осуществляется в соответствии с решением трехсторонней Комиссии по обсуждению основных характеристик федерального бюджета на 1998 год.
Вторая группа предлагаемых изменений связана с корректировкой в сторону снижения размеров пени за просрочку уплаты налоговых платежей и штрафных санкций за сокрытие доходов (прибыли).
Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства устанавливается в виде штрафа в размере суммы налога за сокрытие или занижение дохода (прибыли), либо за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения, а при повторном нарушении штрафа в двукратном размере налога и в виде взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки платежа от неуплаченной суммы налога. Действующая редакция Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (подпункты "а" и "в" пункта 1 статьи 13) устанавливает ответственность в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы и виде взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,3 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа.
Изменяется ответственность банков. В случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка или кредитного учреждения платежного поручения налогоплательщика с этого учреждения предлагается взыскивать пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога (в настоящее время взыскивается пени в размере 0,2 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа).
Третья группа изменений направлена уточнение обязанностей налогоплательщиков и ужесточение обязательности учета налогоплательщиков банками и кредитными учреждениями.
Банкам предписывается открывать расчетные и иные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе и присвоение идентификационного номера, налогоплательщику вменяется в обязанность встать на учет в налоговом органе (статья 11).
Статья 15 "Обязанности банков, кредитных учреждений и предприятий" дополняется нормой, в соответствии с которой юридические и физические лица, выплачивающие доходы в виде дивидендов и процентов, а также производящие иные выплаты, подлежащие налогообложению у источника, обязаны правильно исчислять, удерживать и перечислять налоги в бюджет. При этом, если по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным облигациям субъектов Российской Федерации и муниципальным облигациям не представляется возможным определить у источника доходов сумму дохода, подлежащего обложению налогом на доход, исчисление и уплату налога с полученных доходов осуществляют юридические и физические лица, являющиеся получателями доходов, приравниваемые в этом случае к источнику.
Оценивая представленный законопроект в целом как заслуживающий быть принятым в первом чтении, Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам считает необходимым отметить ряд положений, подлежащих обязательной доработке и учету ко второму чтении.
1. Прежде всего, дополнительного обсуждения требует предложение о введении налога с розничных продаж параллельно действующему налогу на добавленную стоимость. В мировой практике практически не используется взимание двух идентичных налогов с одной и той же налоговой базы. По налогу с розничных продаж налоговая база определяется как стоимость реализуемых в розничной торговле товаров, включающая налог на добавленную стоимость, а также акцизы для подакцизных товаров, без учета налога с розничных продаж.
Следует отметить, что введение налога с розничных продаж вызовет рост розничных цен. Его введение также потребует существенных затрат на модернизацию парка контрольно-кассовых машин, поскольку сумма налога должна указываться на чеке.
В случае поддержки предложения о введении налога с розничных продаж представляется необходимым уточнить два принципиальных момента: вид налога (местный или региональный) и целесообразность дифференциации ставок налога с розничных продаж.
Передача налога с розничных продаж в местную юрисдикцию, с учетом права органов местного самоуправления расширять перечень социально значимых товаров, при реализации которых налог не взимается, и возможности установления дифференцированных налоговых ставок в отношении операций по реализации отдельных видов товаров, будет способствовать неоправданному перераспределению направлений покупательского спроса.
Более целесообразным представляется введение налога с розничных продаж в статусе регионального налога с предельной ставкой в размере 3 процентов к розничной цене товара, вне зависимости от его стоимости, по алкогольной продукции - с предельной ставкой в размере 5 процентов к розничной цене товара. При этом вся сумма поступлений от этого налога должна направляться в местные бюджеты.
Ко второму чтению следует также уточнить налоговую базу по налогу с розничных продаж, дав четкое определение понятия "розничная продажа".
2. Следует внести необходимые уточнения в части установления размеров пени за просрочку уплаты налоговых платежей и штрафных санкций за сокрытие доходов (прибыли). Так, целесообразным представляется рассмотреть вопрос об усилении ответственности банков в случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка платежного поручения налогоплательщика путем взимания пени в двойном размере. Кроме того, представляется оправданным более радикальное изменений подхода к установлению штрафных санкций (имея в виду их снижение), приближение его к нормам проекта Налогового кодекса Российской Федерации, принятого в первом чтении, а также предложениям рабочей группы по подготовке проекта Налогового кодекса Российской Федерации ко второму чтению.
Норму, в соответствии с которой юридические и физические лица, выплачивающие доходы в виде дивидендов и процентов, а также производящие иные выплаты, подлежащие налогообложению у источника, обязаны правильно исчислять, удерживать и перечислять налоги в бюджет (подпункт "а" пункта 4 статьи 1 проекта федерального закона) целесообразно исключить, поскольку по сути она является нормой Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций". В случае сохранения данной нормы в рассматриваемом законопроекте, возникает необходимость в ее кардинальной переработке.
В целях однозначного толкования необходимо уточнить заключительное положение законопроекта, в соответствии с которым списание безнадежных долгов по федеральным налогам, а также относящимся к ним пеням и штрафам производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а по региональным и местным налогам, пеням и штрафам - органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3. В тоже время ко второму чтению следует включить в представленный законопроект две нормы, уже принятые Федеральным Собранием Российской Федерации в рамках Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (отклонен Президентом Российской Федерации).
Статью 1 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" следует дополнить положениями, устанавливающими, что законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах вводятся в действие не ранее 1-го числа первого месяца очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступившего по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
При этом законы, вносящие изменения в настоящий Закон в части установления новых налогов, а также законы Российской Федерации и законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие новые налоги, вводятся в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Законы, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу в случаях, когда это прямо предусмотрено данными законами.
Налоги (в том числе размеры их ставок) и налоговые льготы устанавливаются законами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления по вопросам налогообложения. В Российской Федерации взимаются исключительно налоги, сборы, пошлины, предусмотренные настоящим Законом.
Изменение режима налогообложения осуществляется исключительно путем внесения изменений и дополнений соответственно в закон Российской Федерации, закон субъекта Российской Федерации, нормативный правовой акт органа местного самоуправления по конкретному налогу.
Статью 11 необходимо дополнить положением, определяющим, что уплатой налога признается сдача налогоплательщиком платежного поручения в банк на перечисление в бюджет соответствующего уровня или в соответствующий внебюджетный фонд причитающихся сумм налога при наличии на счете налогоплательщика денежных средств, достаточных для исполнения указанного поручения в полном объеме.
Уплатой налога признается также внесение налогоплательщиком причитающихся сумм налога наличными денежными средствами в банк, кассу органа местного самоуправления, учреждение связи Министерства связи Российской Федерации.
При условии учета ко второму чтению указанных замечаний и предложений, Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.М.Задорнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.