Проект федерального конституционного закона N 97802110-2
"О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе
нового субъекта Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий федеральный конституционный закон устанавливает основные принципы, условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе
1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации всей территории иностранного государства или ее части с предоставлением этой территории статуса субъекта Российской Федерации.
2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации и формирование нового субъекта в результате изменения территориальных границ субъекта (субъектов) Российской Федерации, объединения части территории иностранного государства с территорией граничащего с ней субъекта Российской Федерации, а также преобразования субъекта Российской Федерации из одного вида в другой.
Статья 2. Конституционные принципы федеративного устройства и территориальной организации Российской Федерации
Федеративное устройство и территориальная организация Российской Федерации основывается на следующих конституционных принципах:
сохранения исторически сложившегося государственного единства;
распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;
единства системы государственной власти;
разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации;
равноправия субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
изменения границ между субъектами Российской Федерации по их взаимному согласию;
недопустимости установления препятствий для свободы передвижения, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Статья 3. Основные требования, предъявляемые к принятию в Российскую Федерацию и образованию в ее составе нового субъекта
1. Новый субъект может быть принят в Российскую Федерацию или образован в ее составе на основании части 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации.
2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется на добровольной основе в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.
3. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта не должно нарушать конституционные принципы федеративного устройства и территориальной организации Российской Федерации.
4. Новому субъекту Российской Федерации не может быть предоставлен особый статус, отличающийся от статуса иных субъектов Российской Федерации данного вида.
Статья 4. Условия принятия в Российскую Федерацию нового субъекта
1. В качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или часть его территории. Наличие общей границы не является обязательным условием принятия в Российскую Федерацию нового субъекта.
2. Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или части его территории осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и этого государства в соответствии с международным договором, заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством (далее именуется - международный договор) и настоящим Федеральным конституционным законом.
3. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики (государства), если иной статус не предусматривается международным договором.
При принятии в Российскую Федерацию сопредельного иностранного государства статус субъекта Российской Федерации может быть предоставлен входящим в состав данного государства административно-территориальным образованиям. В этом случае новым субъектам Российской Федерации предоставляется статус края или области в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, если иной статус не предусматривается международным договором.
4. Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части территории иностранного государства допускается, если предоставление этой территории статуса субъекта Российской Федерации предусмотрено международным договором.
5. Если международным договором не предусмотрено предоставление части территории иностранного государства статуса субъекта Российской Федерации, то присоединение к Российской Федерации части территории иностранного государства может быть осуществлено при следующих условиях:
наличия общей границы между Российской Федерацией и данной частью территории иностранного государства;
объединения данной части территории иностранного государства с территорией граничащего с ней (одного из граничащих с ней) субъекта (субъектов) Российской Федерации.
Статья 5. Условия образования в составе Российской Федерации нового субъекта
1. Образование нового субъекта в составе Российской Федерации может быть осуществлено в результате:
а) объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации;
б) разделения территории субъекта Российской Федерации на самостоятельные территории с предоставлением им статуса субъекта Российской Федерации. При этом субъект Российской Федерации, территория которого подлежит разделению, прекращает свое существование;
в) выделение из состава субъекта Российской Федерации определенной территории с предоставлением ей статуса субъекта Российской Федерации;
г) выделения из состава двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации определенной территории с предоставлением ей статуса субъекта Российской Федерации;
д) преобразования субъекта Российской Федерации в связи с изменением его конституционно-правового статуса, не влекущее изменение территориальных границ данного субъекта Российской Федерации.
2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта в случаях, предусмотренных подпунктами "в" и "г" пункта 1 настоящей статьи, не влечет прекращения существования субъекта (субъектов) Российской Федерации, территориальные границы которого (которых) подлежат изменению.
3. Присоединение к Российской Федерации части территории иностранного государства в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 6 настоящего Федерального конституционного закона, может повлечь образование в составе Российской Федерации нового субъекта.
Статья 6. Пределы действия настоящего Федерального конституционного закона при образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
1. Порядок образования в составе Российской Федерации нового субъекта в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 4 и подпунктами "а" - "г" пункта 1 статьи 5, определяется настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Порядок изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации в случае его преобразования из одного вида в другой, предусмотренном пунктом "д" статьи 5 настоящего Федерального конституционного закона, определяется федеральным конституционным законом в соответствии с частью 5 статьи 66 Конституции Российской Федерации.
3. Образование в составе Российской Федерации новых субъектов в результате территориальной реабилитации репрессированных народов не относится к предмету регулирования настоящего Федерального конституционного закона.
4. Не является образованием в составе Российской Федерации нового субъекта:
а) изменение наименования субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации;
б) выход автономного округа из состава края или области, а также иное изменение отношений между автономным округом и краем или областью, в состав которого он входит, в соответствии с частью 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации;
в) присоединение к Российской Федерации части территории сопредельного иностранного государства, связанное с демаркацией или ремаркацией государственной границы Российской Федерации;
г) изменение границ между субъектами Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 67 Конституции Российской Федерации, не связанное с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта.
Статья 7. Требования, предъявляемые к численности населения субъекта Российской Федерации
1. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется при условии, что численность населения нового субъекта составляет не менее: 50 тысяч человек - для автономного округа, 250 тысяч человек - для автономной области, 500 тысяч человек - для республики, 750 тысяч человек - для области, 2 миллиона человек - для края, 5 миллионов человек - для города федерального значения.
2. При образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в результате выделения из состава субъекта (граничащих между собой субъектов) Российской Федерации определенной территории численность населения, проживающего на остальной территории этого субъекта (субъектов) Российской Федерации, должна соответствовать требованиям, установленным пунктом 1 настоящей статьи для данного вида субъекта (субъектов) Российской Федерации.
Статья 8. Обстоятельства, недопускающие принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта
Не допускается принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, если это противоречит международным договорам Российской Федерации, наносит ущерб государственной безопасности и обороне страны, нарушает права и законные интересы других субъектов Российской Федерации.
Статья 9. Принципы согласования органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта
1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании вопросов принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта учитывают:
а) государственные интересы Российской Федерации, самостоятельность ее субъектов, а также права и законные интересы проживающих на территории Российской Федерации народов;
б) сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возможности;
в) требования в отношении территориальной организации Российской Федерации и ее субъектов, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также федеральными и региональными программами развития регионов и отдельных субъектов Российской Федерации.
2. При согласовании вопросов принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают взаимное содействие в правовом и информационном обеспечении мероприятий в данной сфере.
Глава II. Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта
Статья 10. Предложение о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта
1. Инициатива постановки вопроса о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или части его территории и проведения переговоров для заключения соответствующего международного договора принадлежит органам государственной власти данного государства.
2. Органы государственной власти Российской Федерации не могут инициировать вопрос о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.
Статья 11. Рассмотрение предложения о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, подготовка предложений по заключению международного договора
1. Предложение органов государственной власти иностранного государства о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта этого государства или части его территории и проведении переговоров для заключения соответствующего международного договора рассматривается Президентом Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации незамедлительно уведомляет о полученном предложении Правительство Российской Федерации, каждую из палат Федерального Собрания Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с иностранным государством - инициатором этого предложения, и проводит с ними консультации по данному вопросу.
3. Консультации могут быть также проведены с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации по вопросам их ведения.
4. Президент Российской Федерации поручает Министерству иностранных дел Российской Федерации подготовить предложения о заключении международного договора о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или части его территории.
5. Подлежащие представлению Президенту Российской Федерации предложения о заключении указанного международного договора для их предварительного рассмотрения вносятся в Правительство Российской Федерации.
6. Подготовка предложений о заключении указанного международного договора осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".
Статья 12. Вопросы, регулируемые международным договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства
1. Если в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта принимается иностранное государство, в международном договоре должны быть урегулированы следующие вопросы:
а) новая государственная граница Российской Федерации;
б) статус нового субъекта Российской Федерации;
в) порядок приобретения гражданства Российской Федерации гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина Российской Федерации;
г) правопреемство в отношении международных договоров, членства в международных организациях, имущественных активов и пассивов иностранного государства;
д) распространение действия права Российской Федерации на территорию ее нового субъекта;
е) включение нового субъекта в экономическую, транспортную, денежно-кредитную и бюджетную системы Российской Федерации;
ж) переход имущества, принадлежащего на праве собственности иностранному государству, к Российской Федерации, отнесение данного имущества к федеральной собственности или к собственности нового субъекта Российской Федерации;
з) включение Вооруженных Сил иностранного государства в состав Вооруженных Сил Российской Федерации;
и) функционирование государственных органов и организаций иностранного государства на территории нового субъекта Российской Федерации после прекращения существования данного государства как самостоятельного субъекта международного права;
к) действие Конституции, законов и иных нормативных правовых актов иностранного государства на территории нового субъекта Российской Федерации после прекращения существования данного государства как самостоятельного субъекта международного права;
д) представительство нового субъекта Российской Федерации в органах государственной власти Российской Федерации;
м) использование государственной символики иностранного государства на территории нового субъекта Российской Федерации после прекращения существования данного государства как самостоятельного субъекта международного права.
2. По соглашению сторон в международном договоре о принятии в Российскую Федерацию иностранного государства могут содержаться положения, предусматривающие предоставление статуса субъекта Российской Федерации входящим в состав данного государства административно-территориальным образованиям.
Статья 13. Вопросы, регулируемые международным договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части территории иностранного государства
1. Если в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта принимается часть территории иностранного государства в соответствующем международном договоре должны быть урегулированы следующие вопросы:
а) новая государственная граница Российской Федерации и данного иностранного государства;
б) статус нового субъекта Российской Федерации;
в) порядок приобретения гражданства Российской Федерации гражданами иностранного государства, проживающими на указанной части его территории, и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина Российской Федерации;
г) распространение действия права Российской Федерации на территорию нового субъекта Российской Федерации;
д) включение нового субъекта Российской Федерации в экономическую, транспортную, денежно-кредитную и бюджетную системы Российской Федерации;
е) переход имущества и природных ресурсов, принадлежащих на праве собственности иностранному государству, к Российской Федерации, отнесение данного имущества к федеральной собственности или к собственности нового субъекта Российской Федерации;
ж) переход имущества, принадлежащего на праве собственности иностранному государству, в совместную собственность Российской Федерации и данного государства в случае принятия сторонами такого решения;
з) функционирование государственных органов и организаций иностранного государства на территории нового субъекта Российской Федерации;
и) действие Конституции, законов и иных нормативных правовых актов иностранного государства на территории нового субъекта Российской Федерации;
к) представительство нового субъекта Российской Федерации в органах государственной власти Российской Федерации.
2. По соглашению сторон в международном договоре могут содержаться положения, предусматривающие принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части территории иностранного государства на возмездной основе.
Статья 14. Пределы регулирования международного договора
1. В международном договоре о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или части его территории не могут содержаться положения о предоставлении новому субъекту особого статуса во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, по вопросам отмены и ограничения прав и свобод человека и гражданина, использования земли и природных ресурсов, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности, общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления, судоустройства, организации деятельности прокуратуры.
2. В указанном международном договоре может устанавливаться переходный период сроком не более двух лет, в течение которого определенные федеральные законы и иные нормативные акты Российской Федерации будут действовать не в полном объеме на территории нового субъекта Российской Федерации.
Статья 15. Референдум Российской Федерации о принятия в Российскую Федерацию нового субъекта
1. Вопрос о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или части его территории и заключении соответствующего международного договора выносится на референдум Российской Федерации. При этом на референдум Российской Федерации могут быть вынесены и иные вопросы, связанные с принятием в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта данного государства или части его территории.
2. Назначение, подготовка и проведение референдума Российской Федерации по вопросу, предусмотренному пунктом 1 настоящей статьи, а также определение его результатов осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации".
Статья 16. Подписание международного договора и заключение соглашений
1. Если за принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или части его территории и заключение соответствующего международного договора на референдуме Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании, Президент Российской Федерации в течение 15 дней со дня вступления в силу принятого на данном референдуме решения определяет по согласованию с органами государственной власти этого государства дату подписания международного договора.
2. Международный договор о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или части его территории от имени Российской Федерации подписывает Президент Российской Федерации.
3. Правительство Российской Федерации заключает соответствующие соглашения с Правительством иностранного государства по отдельным вопросам, связанным с принятием в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта данного иностранного государства или части его территории.
4. Соглашения, указанные в пункте 3 настоящей статьи, являются неотъемлемой составной частью международного договора о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или части его территории, вступают в силу только после его ратификации, а также сами подлежат ратификации одновременно с ратификацией соответствующего международного договора.
Статья 17. Повторный референдум о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта
1. Если за принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или части его территории и заключение соответствующего международного договора на референдуме Российской Федерации проголосовало менее половины граждан, принявших участие в голосовании, Президент Российской Федерации в течение 15 дней со дня вступления в силу принятого на референдуме Российской Федерации решения, уведомляет об этом органы государственной власти сопредельного иностранного государства.
2. Повторный референдум Российской Федерации о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта того же иностранного государства или той же части его территории и заключении соответствующего международного договора может быть проведен не ранее чем через год после официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федерации по данному вопросу.
Статья 18. Внесение в Государственную Думу международного договора и проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта
1. Международный договор о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или части его территории подлежит ратификации.
2. Указанный международный договор вносится в Государственную Думу Президентом Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".
3. Президент Российской Федерации одновременно вносит в Государственную Думу проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.
4. Проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и территориальные границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект будет интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти.
5. Проект указанного федерального конституционного закона должен сопровождаться официальными данными об итогах референдума Российской Федерации, а также перечнем законов и иных нормативных правовых актов, принятия, изменения, дополнения или отмены которых потребует принятие в Российскую Федерацию нового субъекта.
6. Если в соответствии международным договорам о принятии в Российскую Федерацию иностранного государства статус субъекта Российской Федерации предоставляется административно-территориальным образованиям, входящим в состав данного государства, Президент Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию новых субъектов.
Статья 19. Порядок рассмотрения Государственной Думой международного договора и проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта
1. Государственная Дума рассматривает предложение о ратификации международного договора о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или части его территории вместе с проектом федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. При этом Государственная Дума сначала принимает решение по вопросу о ратификации указанного международного договора.
2. Если Государственная Дума приняла решение об отсрочке рассмотрения вопроса о ратификации указанного международного договора, которое должно быть мотивировано, либо о направлении в соответствии с пунктом "г" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации запроса в Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрение Государственной Думой проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта откладывается соответственно до принятия ею решения по вопросу о ратификации международного договора или до вынесения соответствующего решения Конституционным Судом Российской Федерации.
3. Принятый Государственной Думой федеральный закон о ратификации указанного международного договора и одобренный ею проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта в соответствии с Конституцией Российской Федерации подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Статья 20. Порядок рассмотрения Советом Федерации международного договора и проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта
1. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о ратификации международного договора о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или части его территории вместе с проектом федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. При этом Совет Федерации сначала принимает решение по вопросу о ратификации указанного международного договора.
2. Если Совет Федерации отклонил федеральный закон о ратификации указанного международного договора, рассмотрение Советом Федерации проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта откладывается до поступления в Совет Федерации этого федерального закона, повторно рассмотренного Государственной Думой.
3. Если Государственная Дума выразила несогласие с решением Совета Федерации и приняла федеральный закон о ратификации указанного международного договора в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 105 Конституции Российской Федерации, Совет Федерации приступает к рассмотрению проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.
4. Если Совет Федерации в соответствии с пунктом "г" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации принял решение о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрение Советом Федерации проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта откладывается до вынесения соответствующего решения Конституционным Судом Российской Федерации.
Статья 21. Последствия признания международного договора несоответствующим Конституции Российской Федерации
1. Если Конституционный Суд Российской Федерации признает, что международный договор о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или части его территории не соответствует Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации отзывает указанный международный договор и проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.
2. Повторное внесение указанного международного договора и проекта федерального конституционного закона может быть осуществлено после приведения международного договора в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
Статья 22. Вступление в силу федерального закона о ратификации международного договора и федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта
1. Принятые федеральный закон о ратификации международного договора о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или части его территории и федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта направляются Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
2. Законы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вступают в силу одновременно.
3. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, устанавливающую перечень субъектов Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации.
4. В случае отклонения Президентом Российской Федерации федерального закона о ратификации международного договора Государственная Дума и Совет Федерации в соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации вновь рассматривают данный закон.
Статья 23. Последствия нератификации международного договора и неодобрения федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта
Если Государственная Дума и Совет Федерации не ратифицировали международный договор о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или части его территории, признанный Конституционным Судом Российской Федерации соответствующим Конституции Российской Федерации и отвечающий требованиям статей 12 и 13 настоящего Федерального конституционного закона, а также если Государственная Дума и Совет Федерации не одобрили федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, отвечающий требованиям статьи 27 настоящего Федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации в соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации может обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности постановления соответствующей палаты Федерального Собрания.
Глава III. Порядок образования в составе нового субъекта в результате
изменения территориальных границ субъекта (субъектов)
Российской Федерации
Статья 24. Субъекты, обладающие правом внесения предложения об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
1. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта, осуществляемого в соответствии с подпунктом "а" - "г" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального конституционного закона, принадлежит субъекту (субъектам) Российской Федерации, территориальные границы которого (которых) изменяются в результате образования в составе Российской Федерации нового субъекта (далее именуется - заинтересованный субъект (субъекты) Российской Федерации).
2. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта в случае выделения из состава субъекта (граничащих между собой субъектов) Российской Федерации определенной территории может принадлежать органам местного самоуправления, находящимся на этой территории, или проживающему на данной территории населению.
3. Органы государственной власти Российской Федерации не могут инициировать образование в составе Российской Федерации нового субъекта.
Статья 25. Референдум субъекта Российской Федерации об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
1. Органы государственной власти заинтересованного субъекта (субъектов) Российской Федерации могут поставить перед органами государственной власти Российской Федерации вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, если он одобрен на референдуме этого субъекта (субъектов) Российской Федерации.
2. Назначение, подготовка, проведение и принятие решения референдума субъекта (субъектов) Российской Федерации по вопросу образования в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляются в соответствии с законом (законами) заинтересованного субъекта (субъектов) Российской Федерации о референдуме.
3. Если вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта был вынесен на референдум двух и более заинтересованных субъектов Российской Федерации и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из этих субъектов, повторный референдум проводится во всех заинтересованных субъектах Российской Федерации независимо от результатов предыдущего голосования по данному вопросу.
Статья 26. Внесение предложения об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта органами местного самоуправления или населением
1. Если инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта в соответствии с пунктом 2 статьи 24 настоящего Федерального конституционного закона принадлежит органам местного самоуправления или населению, то до проведения референдума заинтересованного субъекта (субъектов) Российской Федерации данный вопрос выносится на местный референдум.
2. Местный референдум проводится в муниципальных образованиях, территории которых в результате выделения из состава субъекта (граничащих между собой субъектов) Российской Федерации образуют территорию, наделяемую статусом субъекта Российской Федерации (далее именуются - соответствующие муниципальные образования).
3. Органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований могут поставить перед органами государственной власти заинтересованного субъекта (субъектов) Российской Федерации вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, если он одобрен местным референдумом.
4. Назначение, подготовка, проведение и принятие решения местного референдума по вопросу образования в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставами соответствующих муниципальных образований и законами заинтересованного субъекта (субъектов) Российской Федерации.
Статья 27. Разработка проекта федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и рассмотрение вопроса о внесении его в Государственную Думу
1. Если вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, осуществляемого в результате разделения территории субъекта Российской Федерации на самостоятельные территории либо выделения из состава субъекта Российской Федерации определенной территории, одобрен на референдуме заинтересованного субъекта Российской Федерации, законодательный орган этого субъекта Российской Федерации в течение четырех месяцев после подведения итогов референдума разрабатывает проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, рассматривает на своем заседании вопрос о внесении в Государственную Думу данного законопроекта в качестве своей законодательной инициативы и принимает соответствующее решение.
2. Если вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, осуществляемого в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации либо выделения из состава граничащих между собой субъектов определенной территории, одобрен на референдуме заинтересованных субъектов Российской Федерации, законодательные органы этих субъектов в течение шести месяцев после подведения итогов референдумов вырабатывают согласованную редакцию проекта указанного федерального конституционного закона. В этом случае законодательный орган каждого из заинтересованных субъектов Российской Федерации рассматривает на своем заседании вопрос о внесении в Государственную Думу согласованной редакции данного законопроекта в качестве совместной законодательной инициативы и принимает соответствующее решение.
Статья 28. Требования, предъявляемые к содержанию проекта федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
1. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и территориальные границы нового субъекта Российской Федерации, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть урегулированы следующие вопросы:
а) формирование органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации, представительство нового субъекта в органах государственной власти Российской Федерации;
б) внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете в связи с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта;
в) разграничение собственности заинтересованного субъекта (субъектов) Российской Федерации и нового субъекта в связи с разделением территории субъекта Российской Федерации на самостоятельные территории или выделением из состава субъекта (граничащих между собой субъектов) Российской Федерации определенной территории;
г) правопреемство нового субъекта Российской Федерации в отношении собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в связи с их объединением;
д) функционирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных судов, органов прокуратуры и территориальных учреждений Центрального Банка Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;
е) правопреемство нового субъекта Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, иностранными государствами и международными организациями;
ж) функционирование государственных органов и организаций заинтересованного субъекта (субъектов) Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;
з) действие законов и иных нормативных правовых актов заинтересованного субъекта (субъектов) Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации.
2. В случае образования в составе Российской Федерации нового субъекта в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации или разделения территории субъекта Российской Федерации на самостоятельные территории, в проекте федерального конституционного закона должны содержаться положения о прекращении существования заинтересованного субъекта (субъектов) Российской Федерации.
Статья 29. Внесение в Государственную Думу проекта федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
1. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта вносится в Государственную Думу вместе со следующими сопроводительными материалами:
а) решением законодательного органа субъекта (субъектов) Российской Федерации о внесении данного законопроекта в Государственную Думу;
б) официальными данными об итогах референдума заинтересованного субъекта (субъектов) Российской Федерации;
в) обоснованием необходимости принятия законопроекта, а также прогнозом социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта;
г) перечнем законов и иных нормативных правовых актов, принятия, изменения, дополнения или отмены которых потребует образование в составе Российской Федерации нового субъекта;
д) заключением Правительства Российской Федерации, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта предусматривает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;
е) заключением Министерства юстиции Российской Федерации о результатах проведения юридической экспертизы правовых актов заинтересованного субъекта (субъектов) Российской Федерации, принимаемых в связи с выдвижением инициативы об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта;
ж) заключением Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о гарантиях соблюдения конституционных прав и свобод граждан при образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.
Статья 30. Принятие федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и внесение изменений в Конституцию Российской Федерации
1. Федеральный конституционный закон об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации.
2. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации.
Статья 31. Основания отклонения палатами Федерального Собрания федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
Государственная Дума и Совет Федерации могут отклонить проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в случае его противоречия Конституции Российской Федерации, а также нарушения требований, установленных настоящим Федеральным конституционным законом.
Статья 32. Утверждение территориальных границ субъектов Российской Федерации в связи с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта
1. При образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в результате выделения из состава субъекта (граничащих между собой субъектов) Российской Федерации определенной территории органы государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, границы которого (которых) изменены, на основании вступившего в силу федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта направляют в Совет Федерации обоснование изменения границ и карту местности с их обозначением.
2. Совет Федерации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации утверждает изменение границ субъекта (субъектов) Российской Федерации, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном Регламентом Совета Федерации.
Глава IV. Порядок образования в составе Российской Федерации нового
субъекта в результате объединения части территории иностранного
государства с территорией граничащего с ней субъекта
Российской Федерации
Статья 33. Согласование и внесение предложения о присоединении к Российской Федерации части территории иностранного государства и ее объединении с территорией субъекта Российской Федерации
1. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта в случае присоединения к Российской Федерации части территории иностранного государства и объединения этой территории с территорией граничащего с ней (одного из граничащих с ней) субъекта (субъектов) Российской Федерации (далее именуется - граничащего с ней субъекта Российской Федерации) осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации, заинтересованного субъекта Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным договором и настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Инициатива постановки вопроса о присоединении к Российской Федерации части территории иностранного государства и объединении этой территории с территорией граничащего с ней субъекта Российской Федерации, а также проведения переговоров для заключения соответствующего международного договора принадлежит органам государственной власти данного иностранного государства.
3. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации не могут инициировать вопрос о присоединении к Российской Федерации части территории иностранного государства и объединении этой территории с территорией граничащего с ней субъекта Российской Федерации.
Статья 34. Рассмотрение предложения об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в результате объединения части территории иностранного государства с территорией субъекта Российской Федерации
1. Предложение органов государственной власти иностранного государства о присоединении к Российской Федерации части его территории и объединении этой территории с территорией граничащего с ней субъекта Российской Федерации, а также о проведении переговоров для заключения соответствующего международного договора рассматривается Президентом Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации уведомляет о данном предложении заинтересованный субъект Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, каждую из палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации, интересы которых затрагиваются присоединением к Российской Федерации части территории иностранного государства и объединением этой территории с территорией граничащего с ней субъекта Российской Федерации.
Статья 35. Референдум субъекта Российской Федерации об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в результате объединения части территории иностранного государства с территорией данного субъекта Российской Федерации
1. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в результате объединения части территории иностранного государства с территорией граничащего с ней субъекта Российской Федерации выносится на референдум заинтересованного субъекта Российской Федерации.
2. Назначение, подготовка и проведение референдума заинтересованного субъекта Российской Федерации по указанному вопросу, а также определение его результатов осуществляется в соответствии с законом этого субъекта Российской Федерации о референдуме.
3. Органы государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации уведомляют Президента Российской Федерации о принятом на референдуме решении.
4. Если вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в результате объединения части территории иностранного государства с территорией граничащего с ней субъекта Российской Федерации не был одобрен на референдуме заинтересованного субъекта Российской Федерации, Президент Российской Федерации в течение 15 дней со дня вступления в силу принятого на референдуме решения уведомляет об этом органы государственной власти данного государства.
Статья 36. Рекомендации и предложения о заключении международного договора о присоединении к Российской Федерации части территории иностранного государства
1. Если вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в результате объединения части территории иностранного государства с территорией граничащего с ней субъекта Российской Федерации одобрен на референдуме заинтересованного субъекта Российской Федерации, органы государственной власти данного субъекта представляют Президенту Российской Федерации рекомендации о заключении соответствующего международного договора Российской Федерации.
2. Ответ на рекомендацию дается в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
3. Подготовка предложений о заключении международного договора о присоединении к Российской Федерации части территории иностранного государства и объединении данной территории с территорией граничащего с ней субъекта Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" и статьей 11 настоящего Федерального конституционного закона.
Статья 37. Вопросы, подлежащие урегулированию международным договором о присоединении к Российской Федерации части территории иностранного государства
1. В международном договоре о присоединении к Российской Федерации части территории иностранного государства и объединении этой территории с территорией граничащего с ней субъекта Российской Федерации должны быть урегулированы следующие вопросы:
а) новая государственная граница Российской Федерации;
б) распространение действия законодательства Российской Федерации и законодательства заинтересованного субъекта Российской Федерации на указанную часть территории иностранного государства;
в) порядок приобретения гражданства Российской Федерации гражданами иностранного государства, проживающими на указанной части его территории, и распространения на их в полном объеме правового статуса гражданина Российской Федерации;
г) включение указанной части территории иностранного государства в экономическую, транспортную, денежно-кредитную и бюджетную системы Российской Федерации, а также в экономическую систему заинтересованного субъекта Российской Федерации;
д) переход имущества и природных ресурсов, принадлежащих на праве собственности иностранному государству и находящихся на указанной части его территории, к Российской Федерации, отнесение данного имущества к федеральной собственности или к собственности нового субъекта Российской Федерации;
е) переход имущества, принадлежащего на праве собственности иностранному государству и находящегося на указанной части его территории, в совместную собственность Российской Федерации и данного государства либо в совместную собственность нового субъекта Российской Федерации и данного государства в случае принятия сторонами такого решения;
ж) функционирование государственных органов и организаций иностранного государства на территории нового субъекта Российской Федерации;
з) действие Конституции, законов и иных нормативных правовых актов иностранного государства на территории нового субъекта Российской Федерации;
и) представительство населения, проживающего на указанной части территории иностранного государства, в органах государственной власти нового субъекта Российской Федерации.
2. По соглашению сторон в указанном международном договоре могут содержаться положения, предусматривающие присоединение к Российской Федерации части территории иностранного государства на возмездной основе.
Статья 38. Пределы регулирования международного договора о присоединении к Российской Федерации части территории иностранного государства
1. В международном договоре о присоединении к Российской Федерации части территории иностранного государства и объединении этой территории с территорией граничащего с ней субъекта Российской Федерации не могут содержаться положения о предоставлении новому субъекту особого статуса во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, по вопросам отмены и ограничения прав и свобод человека и гражданина, использования земли и природных ресурсов, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности, общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления, судоустройства, организации деятельности прокуратуры.
2. В указанном международном договоре может устанавливаться переходный период сроком не более двух лет, в течение которого определенные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации будут действовать не в полном объеме на территории нового субъекта Российской Федерации.
Статья 39. Подписание международного договора о присоединении к Российской Федерации части территории иностранного государства и заключение соглашений.
1. Международный договор о присоединении к Российской Федерации части территории иностранного государства и объединении данной территории с территорией граничащего с ней субъекта Российской Федерации подписывает Президент Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации заключает соответствующие соглашения с Правительством сопредельного иностранного государства по отдельным вопросам, связанным с присоединением к Российской Федерации части территории данного государства.
3. Указанные соглашения являются неотъемлемой составной частью международного договора о присоединении к Российской Федерации части территории иностранного государства и объединении данной территории с территорией граничащего с ней субъекта Российской Федерации, вступают в силу только после его ратификации и сами также подлежат ратификации одновременно с ратификацией международного договора.
Статья 40. Разработка и внесение в Государственную Думу проекта федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
1. Министерство иностранных дел Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации уведомляет заинтересованный субъект Российской Федерации о подписании международного договора о присоединении к Российской Федерации части территории иностранного государства и объединении данной территории с территорией субъекта Российской Федерации.
2. Законодательный орган заинтересованного субъекта Российской Федерации в течение четырех месяцев после подписания указанного международного договора разрабатывает проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, рассматривает на своем заседании вопрос о его внесении в Государственную Думу в качестве своей законодательной инициативы и принимает соответствующее решение.
3. Проект указанного федерального конституционного закона вносится в Государственную Думу в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального конституционного закона.
Статья 41. Внесение в Государственную Думу международного договора о присоединении к Российской Федерации части территории иностранного государства
1. Международный договор Российской Федерации о присоединении к Российской Федерации части территории иностранного государства и объединении данной территории с территорией граничащего с ней субъекта Российской Федерации подлежит ратификации.
2. Указанный международный договор Российской Федерации вносится в Государственную Думу Президентом Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".
Статья 42. Рассмотрение палатами Федерального Собрания международного договора, проекта федерального конституционного закона и внесение изменений в Конституцию Российской Федерации
1. Рассмотрение в Государственной Думе и Совете Федерации международного договора о присоединении к Российской Федерации части территории иностранного государства и объединении этой территории с территорией граничащего с ней субъекта Российской Федерации и проекта федерального конституционного закона об образовании в Российской Федерации нового субъекта осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 18 - 21 настоящего Федерального конституционного закона.
2. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 30 настоящего Федерального конституционного закона и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации.
Глава V. Заключительные положения
Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона
Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Таблица 1. Население субъектов федерации (в соответствии с переписью
населения 1989 г.)
Таблица 2. Население субъектов Российской Федерации (в соответствии
с переписью населения 1989 г.)
Таблица 1
Население субъектов федерации
(в соответствии с переписью населения 1989 г.)
-------------------------------------------------------------------------
Численность Количество Наименование субъекта
-------------------------------------------------------------------------
1. Автономные округа
менее 25 тыс. 1 Эвенкийский
25 - 40 тыс. 1 Корякский
50 - 60 тыс. 2 Таймырский, Ненецкий
70 - 80 тыс. 1 Агинский Бурятский
120 - 140 тыс. 1 Усть-Ордынский Бурятский
140 - 160 тыс. 2 Чукотский, Коми-Пермяцкий
400 - 500 тыс. 1 Ямало-Ненецкий
1200 - 1400 тыс. 1 Ханты-Мансийский
2. Автономная область
200 - 300 тыс. 1 Еврейская
3. Республики
100 - 200 тыс. 1 Алтай
200 - 300 тыс. 1 Ингушетия
300 - 400 тыс. 2 Калмыкия, Тыва
400 - 500 тыс. 2 Адыгея, Карачаево-Черкесская
500 - 600 тыс. 1 Хакасия
600 - 700 тыс. 1 Северная Осетия - Алания
700 - 800 тыс. 3 Марий Эл, Кабардино-Балкарская,
Карелия
900 - 1000 тыс. 1 Мордовия
1000 - 1200 тыс. 2 Бурятия, Саха/Якутия/
1200 - 1400 тыс. 2 Коми, Чувашская
1600 - 1800 тыс. 1 Удмуртия
1800 - 2000 тыс. 1 Дагестан
3500 - 4000 тыс. 2 Татарстан, Башкортостан
4. Области
300 - 400 тыс. 1 Магаданская
400 - 500 тыс. 1 Камчатская
700 - 800 тыс. 2 Сахалинская, Новгородская.
800 - 900 тыс. 4 Костромская, Псковская,
Калининградская, Орловская
900 - 1000 тыс. 1 Астраханская
1000 - 1200 тыс. 6 Смоленская, Томская, Мурманская,
Курганская, Амурская, Калужская
1200 - 1400 тыс. 8 Липецкая, Рязанская, Читинская,
Ивановская, Вологодская,
Белгородская, Курская,
Тамбовская
1400 - 1600 тыс. 5 Архангельская, Брянская,
Пензенская, Ульяновская,
Ярославская
1600 - 1800 тыс. 4 Владимирская, Кировская,
Ленинградская, Тверская
1800 - 2000 тыс. 1 Тульская
2000 - 2500 тыс. 3 Воронежская, Омская,
Оренбургская
2500 - 3000 тыс. 4 Волгоградская, Иркутская,
Новосибирская, Саратовская
3000 - 3500 тыс. 4 Кемеровская, Пермская,
Самарская, Тюменская
3500 - 4000 тыс. 2 Нижегородская, Челябинская
4000 - 4500 тыс. 1 Ростовская
4500 - 5000 тыс. 1 Свердловская
6500 - 7000 тыс. 1 Московская
5. Края
1500 - 2000 тыс. 1 Хабаровский
2000 - 2500 тыс. 2 Ставропольский, Приморский
2500 - 3000 тыс. 1 Алтайский
3000 - 3500 тыс. 1 Красноярский
4500 - 5000 тыс. 1 Краснодарский
6. Города федерального значения
5000 - 5500 тыс. 1 Санкт-Петербург
8500 - 9000 тыс. 1 Москва
(Российские регионы накануне выборов-95. М., 1995. 185 с)
Таблица 2
Население субъектов Российской Федерации
(в соответствии с переписью населения 1989 г.)
-------------------------------------------------------------------------
Численность Наименование субъекта
-------------------------------------------------------------------------
до 100 тыс. Автономные округа: Эвенкийский, Корякский,
Таймырский, Ненецкий, Агинский Бурятский
100 - 200 тыс. Автономные округа: Усть-Ордынский Бурятский,
Чукотский, Коми-Пермяцкий
Республики: Алтай
200 - 300 тыс. Автономная область: Еврейская
Республики: Ингушетия
300 - 400 тыс. Республики: Калмыкия, Тыва
Области: Магаданская
400 - 500 тыс. Автономные округа: Ямало-Ненецкий
Республики: Адыгея, Карачаево-Черкесская
Области: Камчатская
500 - 600 тыс. Республики: Хакасия
600 - 700 тыс. Республики: Северная Осетия-Алания
700 - 800 тыс. Республики: Марий Эл, Карелия,
Кабардино-Балкарская
Области: Сахалинская, Новгородская
800 - 900 тыс. Области: Костромская, Псковская,
Калининградская, Орловская
900 - 1000 тыс. Республики: Мордовия
Область: Астраханская
Республики: Бурятия,
Саха /Якутия/
1000 - 1200 тыс. Области: Смоленская, Томская, Мурманская,
Курганская, Амурская, Калужская
1200 - 1400 тыс. Автономные округа: Ханты-Мансийский
Республики: Коми, Чувашия
Области: Липецкая, Рязанская, Читинская,
Ивановская, Вологодская, Белгородская, Курская,
Тамбовская
1400 - 1600 тыс. Области: Архангельская, Брянская, Пензенская,
Ульяновская, Ярославская
1600 - 1800 тыс. Республики: Удмуртия
Области: Владимирская, Кировская,
Ленинградская, Тверская
Края: Хабаровский
1800 - 2000 тыс. Республики: Дагестан
Области: Тульская
2000 - 2500 тыс. Области: Воронежская, Омская, Оренбургская
Края: Ставропольский, Приморский
2500 - 3000 тыс. Области: Вологодская, Иркутская, Новосибирская,
Саратовская
Край: Алтайский
300 - 3500 тыс. Области: Кемеровская, Пермская, Самарская,
Тюменская
Края: Красноярский
3500 - 4000 тыс. Республики: Татарстан, Башкортостан
Области: Нижегородская, Челябинская
4000 - 4500 тыс. Области: Ростовская
4500 - 5000 тыс. Области: Свердловская
Края: Краснодарский
5000 - 5500 тыс. Города федерального значения: Санкт-Петербург
6500 - 7000 тыс. Области: Московская
8500 - 9000 тыс. Города федерального значения: Москва
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.