Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97801916-2 "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом N 208-ФЗ от 26.12.95 года "Об акционерных обществах" предусмотрены процедуры реорганизации общества в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
При этом слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних; присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
Федеральным законом "Об акционерных обществах" предусматривается, что конвертация акций акционерного общества в акции и (или) иные ценные бумаги другого акционерного общества может осуществляться при реорганизации общества путем слияния, присоединения, разделения или выделения (статьи 15 - 19 указанного закона). Условия реорганизации и порядок конвертации ценных бумаг в каждом случае устанавливаются решением общего собрания акционеров.
Слияние акционерных обществ и присоединение одного акционерного общества к другому не связаны с приростом общей суммы их уставных капиталов, а лишь влекут за собой передачу прав и обязанностей реорганизуемых обществ. Поэтому сумма эмиссии ценных бумаг общества, вновь возникающего в результате слияния двух или нескольких обществ, а также дополнительная эмиссия ценных бумаг общества на сумму конвертации ценных бумаг присоединяемого акционерного общества в размере его уставного капитала не должны облагаться налогом на операции с ценными бумагами.
Особым случаем эмиссии ценных бумаг является консолидация и дробление акций акционерного общества (статья 74 Федерального закона "Об акционерных обществах"). При этом изменяется номинальная стоимость и количество объявленных акций общества, но не происходит увеличения уставного капитала. Следовательно, суммы выпускаемых в этих целях акций также не должны облагаться указанным видом налога.
Концепция действующего Закона Российской Федерации от 12 декабря 1991 года N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" исходит из того, что основанием для уплаты налога на операции с ценными бумагами служит приращение имущества юридического лица, оформляемое соответствующей эмиссией ценных бумаг.
Статьей 2 указанного закона из объектов обложения данным видом налога исключаются суммы дополнительной эмиссии ценных бумаг акционерных обществ на величину прироста уставного капитала в результате переоценки основных фондов эмитента, произведенной по решению Правительства Российской Федерации.
Таким образом, основанием для взимания налога не должен служить прирост имущества, не являющийся результатом хозяйственной деятельности акционерного общества.
Однако, статья 2 не исчерпывает всех случаев выпуска ценных бумаг, не связанных с приростом капитала. Кроме перечисленных, к ним следует отнести все виды эмиссии ценных бумаг, осуществляемые в целях конвертации их в другие ценные бумаги.
По указанным основаниям не может рассматриваться в качестве объекта налогообложения:
номинальная сумма выпуска ценных бумаг нового акционерного общества, образованного в результате реорганизации в форме слияния двух или нескольких акционерных обществ в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об акционерных обществах";
сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества для конвертации акций другого акционерного общества при его присоединении в соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об акционерных обществах", не превышающая размера уставного капитала присоединяемого акционерного общества;
сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества при консолидации или дроблении размещенных ранее акций без изменения уставного капитала акционерного общества;
Принятие указанных дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами позволит избежать произвольного толкования этого закона финансовыми и налоговыми органами, исключит необоснованное увеличение налогового бремени для хозяйствующих субъектов, обеспечит соблюдение законных прав акционеров.
Введение в действие законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.