Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 21 августа 2019 г. по делу N 33а-1032/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н,
судей: Коробенко Э.В. и Тогубицкого В.А,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 22 мая 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований подполковника запаса Грибакина Игоря Николаевича об оспаривании действий руководителя Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Департамент сторительства) и командира войсковой части N, связанных с порядком учета административного истца в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, объяснения административного истца в обоснование жалобы и представителя войсковой части N - лейтенанта юстиции Лучкина Н.В, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Грибакин И.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил действия руководителя Департамента строительства и командира войсковой части N, связанные с учетом его в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 1 августа 2016 г, просил обязать должностных лиц учесть его с семьей в качестве нуждающихся в жилье с 5 августа 1996 г. и имеющих право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания с 21 июня 2001 г.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований. По его мнению, заключение им контракта до 1 января 1998 г. предполагало внесение его в единый реестр военнослужащих внутренних войск МВД России, нуждающихся в предоставлении постоянного жилого помещения, по истечении пяти лет непрерывного прохождения военной службы по контракту. Грибакин И.Н. обращает внимание на то, что по новому месту службы жилищной комиссией войсковой части N принималось решение не о признании его нуждающимся в жилье, а о постановке на учет, притом что в качестве нуждающегося он был признан по прежнему месту службы 5 августа 1996 г. В обоснование своей позиции административный истец ссылается на результаты прокурорской проверки военной прокуратуры Пермского гарнизона, в ходе которой решение жилищной комиссии войсковой части N о снятии его с жилищного учета по прежнему месту службы в связи с переводом к новому месту службы было признано противоправным и 20 мая 2019 г. он восстановлен на указанном учете по прежнему месту службы в "адрес"
В возражениях на апелляционную жалобу представители административных ответчиков Погуляйло О.И. и Спирин Н.Д. просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона РФ от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставлялись служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше этих сроков - жилые помещения на общих основаниях.
Названный закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон).
Согласно абзацу третьему п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Содержание названных норм в их взаимосвязи указывает на то, что военнослужащие, заключившие контракт и назначенные после окончания военно-учебного заведения на воинские должности до 1 января 1998 г, подлежат обеспечению жилыми помещениями на общих основаниях по месту военной службы (в старой редакции закона - после пяти лет военной службы после окончания военно-учебного заведения). Каких-либо оснований для обеспечения таких военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания не по месту военной службы в период ее прохождения либо в случае увольнения по основаниям, отличным от указанных в Законе, не имеется.
Из абзаца 13 п. 1 ст. 15 Закона также следует, что военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством РФ.
Пунктом 9 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512, предусмотрено, что датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления и представленных документов.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что после окончания в 1996 году военного училища Грибакин И.Н. до 2012 года проходил службу на различных офицерских должностях в частях, дислоцированных в "адрес" после чего до 2013 года обучался на факультете внутренних войск Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ, "адрес" В период с 2013 по 2015 гг. Грибакин И.Н. проходил службу в воинской части, дислоцированной в "адрес", затем переведен для дальнейшего прохождения службы в "адрес"
На основании решения жилищной комиссии войсковой части N от 30 августа 2016 г. Грибакин И.Н. принят на учет с целью обеспечения жилым помещением посредством предоставления жилищной субсидии с даты подачи заявления - 1 августа 2016 г.
В 2018 году административный истец уволен с военной службы по истечении срока контракта и исключен из списков личного состава воинской части.
Поскольку административный истец на весь период военной службы подлежал обеспечению жильем для постоянного проживания по месту прохождения военной службы, кроме того, уволен по истечении срока контракта, оснований для нахождения его на учете в качестве нуждающегося с целью обеспечения жилым помещением по договору социального найма в населенном пункте, отличном от места прохождения службы, в частности, в войсковой части N, принявшей его на жилищный учет в 1996 году, не имелось.
Из этого вывода следует, что оснований учитывать дату принятия военнослужащего на жилищный учет по прежнему месту службы при решении вопроса о принятии на учет по новому месту службы, в общем случае, не имеется. Исключение, содержащееся в п. 23 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 г. N 75, для военнослужащих, перемещаемых по службе в пределах одного муниципального образования, а также в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, к настоящему делу не относится.
Более того, в 1996 году истец имел право лишь на обеспечение служебным жилым помещением, а на основании решения жилищной комиссии войсковой части N от 26 сентября 2013 г, оформленного протоколом N 16, Грибакин И.Н. снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений в связи с выездом на новое место жительства в другое муниципальное образование - "адрес" (п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).
Принимая во внимание, что с заявлением о принятии на учет в "адрес" с целью обеспечения жилищной субсидией Грибакин И.Н. обратился 1 августа 2016 г, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности отказа командования изменить в учетных данных истца эту дату на дату признания его нуждающимся в жилье в "адрес".
Оснований для судебной оценки законности решений жилищных комиссий войсковой части N от 30 августа 2016 г. и войсковой части N от 20 мая 2019 г. у судебной коллегии не имеется, поскольку данные решения предметом судебного разбирательства не являлись. К тому же в суде апелляционной инстанции стороны не отрицали, что решение жилищной комиссии войсковой части N от 20 мая 2019 г. отменено.
Что касается названного решения жилищной комиссии N, то из него видно, что ранее на основании решения того же жилищного органа от 25 февраля 2016 г. Грибакин И.Н. уже был признан нуждающимся в жилье ввиду необеспеченности жилым помещением по месту службы и включен в списки на предоставление служебного жилого помещения. Поэтому, получив заявление Грибакина И.Н. о принятии на учет с целью обеспечения жилым помещением посредством жилищной субсидии, жилищная комиссия ограничилась изменением его учетной категории.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 22 мая 2019 г. по административному исковому заявлению Грибакина Игоря Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.