Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 05 июня 2019 г. по делу N 33а-669/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А.
судей Санникова А.Б, Шуайпова М.Г,
при секретаре судебного заседания Кудаевой Д.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 13 марта 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований капитана 3 ранга Лукьяненко Александра Владимировича о признании незаконными действий начальника филиала Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота"-"Центр финансово-экономического обеспечения Черноморского флота" (далее - ЦФО), начальника отделения кадров войсковой части N, связанных с порядком расчета выслуги лет для назначения пенсии.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
Лукьяненко А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными:
действия начальника отделения кадров войсковой части N, связанные с исключением из его выслуги лет периода обучения в Киевском военном лицее с
24 августа 1994 г. по 14 июня 1996 г. и указанием об отсутствии оснований зачета этого периода, и обязать это должностное лицо внести в его личное дело исключенные сведения и запись о зачете указанного периода в общую продолжительность военной службы;
признать незаконными действия начальника ЦФО, связанные с расчетом его выслуги лет без зачета в общую продолжительность военной службы периода его обучения в Киевском военном лицее с 24 августа 1994 г. по 14 июня 1996 г, и обязать это должностное лицо произвести расчет выслуги лет с учетом указанного периода.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Лукьяненко А.В. просит решение суда отменить в связи с нарушениями норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы со ссылкой на Указы Президента Российской Федерации от 20 марта 2014 г. N 164 "О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации, являющихся военнослужащими органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, и документов о прохождении ими военной службы" и от
31 марта 2014 г. N 194 "О мерах по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан, проходящих службу на территориях Республики Крым и
г. Севастополя" истец утверждает, что период его обучения в Киевском военном лицее в общую продолжительность военной службы ранее был включен приказом командира войсковой части N Минобороны Украины от 14 октября 2008 г.
N 402 на основании вступившего в законную силу решения Евпаторийского городского суда Автономной Республики Крым от 6 декабря 2007 г. Поэтому подтверждающие это обстоятельство документы должны быть признаны в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" без какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации.
Со ссылкой на часть 1 статьи 24 Закона Украины "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" (в редакции, действовавшей на момент обучения истца в лицее) и пункт 4 раздела 1 Временного положения о прохождении военной службы солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденного Указом Президента Украины от 13 мая 1993 г. N 174/93 (в редакции до 1997 года), в соответствии с которыми началом пребывания на военной службе считается день прибытия на обучение в военно-учебное заведение (военный лицей), податель жалобы считает, что суд неправомерно применил нормы действующего законодательства Российской Федерации на правоотношения, возникшие на начало его военной службы в 1994 году в правовом поле Украины.
По мнению автора жалобы, вывод суда о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 и постановление Кабинета Министров Украины от 17 июля 1992 г. N 393 не предусматривают зачет в выслугу лет военной службы для назначения пенсии период обучения в военном лицее является неверным, поскольку в соответствии с этими нормативными правовыми актами военная служба засчитывается в выслугу лет без указания элементов, составляющих конкретные периоды военной службы. Истец полагает, что поскольку его военная служба началась 24 августа 1994 г, то период обучения в военном лицее должен быть включен в выслугу лет военной службы для назначения пенсии.
Со ссылкой на постановление Кабинета Министров Украины от 29 августа 1992 г. N 490 "О реформе системы военного образования" в жалобе выражается несогласие с выводом суда о том, что Киевский военный лицей относится к категории общеобразовательных организаций среднего общего образования, так как в 1994-1996 годах Киевский военный лицей входил в систему военного образования и находился в ведении Минобороны Украины, его учебные программы и штаты разрабатывались и утверждались Главным управлением военного образования Минобороны Украины по согласованию с Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Украины.
Приводя выдержки из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 30-П и пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", разъясняющих порядок применения правовых норм о преюдиции, Лукьяненко А.В. считает, что суд проигнорировал вступившее в законную силу решение Евпаторийского городского суда Автономной Республики Крым от 6 декабря 2007 г, которым установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и в поданных на нее возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Согласно статьям 2 и 19 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" прохождение военной службы осуществляется по призыву и в добровольном порядке (по контракту). Обучение по дополнительным общеразвивающим программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 86 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательные программы основного общего и среднего общего образования могут быть интегрированы с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе. В рамках обучения по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, создаются соответствующие общеобразовательные организации со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище" и другие.
Таким образом, такого рода общеобразовательные организации со специальными наименованиями являются общеобразовательными организациями основного общего и среднего общего образования и не обладают статусом средних специальных учебных заведений Российской Федерации.
Из постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября
1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" следует, что в выслугу лет для назначения пенсий период обучения в общеобразовательных организациях основного общего и среднего общего образования, в том числе в суворовских училищах, не включается.
Кроме того, действовавшие во время обучения истца в Киевском военном лицее и в последующее время постановления Совета Министров СССР от
8 сентября 1980 г. N 769 "О суворовских военных, нахимовских военно-морских и военно-музыкальных училищах", Правительства Российской Федерации от
11 июня 1996 г. N 696 "Об утверждении Положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах и Положения о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах" и от 30 апреля 2008 г. N 328 "Об утверждении Типового положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах", Положение о суворовских, нахимовском военно-морском и военно-музыкальном училищах, введенное в действие приказом Министра обороны СССР от 9 июля 1981 г. N 150, причисляли подобные учебные заведения к общеобразовательным и не предусматривали зачет периода обучения в них в срок военной службы.
Аналогичные положения содержатся и в законодательстве Украины.
Так, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от
17 июля 1992 г. N 393 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и денежной помощи лицам офицерского состава, прапорщика и мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лицам руководящего и рядового состава органов внутренних дел и членам их семей" установлен перечень периодов службы, который засчитывается в выслугу лет. При этом время обучения в учебных заведениях, подобных суворовскому военному училищу, не относится к периодам военной службы.
Из материалов дела видно, что Лукьяненко А.В. в период с 24 августа 1994 г. по 14 июня 1996 г. обучался в Киевском военном лицее и по его окончанию получил "полное среднее образование", из чего следует, что лицей относится к категории общеобразовательных организаций среднего общего образования.
С 22 июля 1996 г. истец являлся курсантом Севастопольского военно-морского института. С 2001 года Лукьяненко А.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах Украины, а с марта 2014 г. он поступил на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации.
На основании приказа командира войсковой части N Минобороны Украины от 1 октября 2008 г. N 402 во исполнение вступившего в законную силу постановления Евпаторийского городского суда Автономной Республики Крым от
6 декабря 2007 г. в послужной список истца (в графу о прохождении действительной военной службы) внесены записи об обучении его в Киевском военном лицее и о зачете этого периода в срок военной службы.
При подготовке личного дела Лукьяненко А.В. для расчета выслуги лет, начальником отделения кадров войсковой части N в послужном списке истца запись о прохождении им военной службы в период обучения в Киевском военном лицее исключена с указанием на отсутствие оснований для зачета этого периода в общую продолжительность военной службы.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы начальником ЦФО
6 октября 2018 г. составлен расчет выслуги лет Лукьяненко А.В. без учета периода его обучения в Киевском военном лицее.
В соответствии с пунктом 14 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения.
В силу пунктов 27 и 28 Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 660, в соответствии с планом увольнения командир (начальник) воинской части обеспечивает направление личного дела военнослужащего, подлежащего увольнению, в соответствующий орган, уполномоченный осуществлять подсчет выслуги лет.
Из изложенного следует, что подсчет выслуги лет для назначения пенсии военнослужащему производится финансово-экономическим органом на основании направленного командиром (начальником) личного дела военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, непосредственно перед увольнением в запас, который производится один раз за всю службу.
Следовательно, то обстоятельство, что в период прохождения истцом военной службы в составе Вооруженных Сил Украины командованием войсковой части N во исполнение постановления Евпаторийского городского суда Автономной Республики Крым от 6 декабря 2007 г. в послужной список истца был занесен период обучения истца в Киевском военном лицее с 24 августа 1994 г. по 14 июня 1996 г, не может свидетельствовать о наличии оснований для зачета этого периода для целей определения его выслуги лет, подлежащей исчислению при увольнении его с военной службы.
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ данный судебный акт не имеет преюдициального значения в рамках рассмотренного в настоящем деле спора.
Таким образом, поскольку действующим законодательством не предусмотрено включение в срок действительной военной службы и в выслугу лет периода обучения в общеобразовательных организациях основного общего и среднего общего образования, к числу которых относятся учреждения образования, подобные суворовским военным училищам, то для включения в выслугу лет истца периода обучения в Киевском военном лицее оснований не имеется.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу об обоснованности действий должностных лиц, связанных с исключением из послужного списка Лукьяненко А.В. периода его обучения в Киевском военном лицее с 24 августа 1994 г. по 14 июня 1996 г, с указанием об отсутствии оснований зачета этого периода в общую продолжительность военной службы, и с расчетом его выслуги лет без зачета указанного периода в общую продолжительность военной службы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 13 марта 2019 г. по административному исковому заявлению Лукьяненко Александра Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.