Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 31 июля 2019 г. по делу N 33а-960/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Потапченко И.Н,
судей: Коробенко Э.В, Патланя В.А,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителя Министерства обороны Российской Федерации - Яшкова В.Л. и представителя Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" - Медведева В.П. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 12 апреля 2019 г, которым частично удовлетворены заявленные требования капитан-лейтенанта Арефьева Евгения Александровича об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", Министерства обороны Российской Федерации и Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова", связанных с порядком включения истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и учётом инвестиционного дохода на именном накопительном счёте.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционных жалоб и возражений на них, объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации - Сутковецкой О.Ю. и представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - Чудиновой М.А. в обоснование жалоб, объяснения административного истца Арефьева Е.А, возражавшего против удовлетворения жалоб, судебная коллегия
установила:
Арефьев Е.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными:
- действия Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
- действия Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", связанные с отказом в расчёте и начислении на его именной накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих доходов от инвестирования (инвестиционного дохода), который был бы начислен при своевременном включении в реестр.
Кроме того, административный истец просил суд обязать Федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих":
- провести расчёт (определить величину) дохода от инвестирования накоплений, который должен был быть начислен на его именном накопительном счёте в случае его своевременного включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
- определить величину дальнейшего инвестиционного дохода в последующих годах по настоящее время;
- истребовать в установленном порядке из Министерства обороны Российской Федерации сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих сумму равную рассчитанному доходу от инвестирования накоплений, который должен был быть начислен на его именной накопительный счёт в случае его своевременного включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Также истец просил суд взыскать в его пользу судебные расходы по делу.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", связанные с отказом в расчёте и начислении дохода от инвестирования накоплений, который был бы начислен на именной накопительный счёт Арефьева Е.А. при своевременном включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы, а также возложил обязанность на указанное учреждение провести расчёт (определить величину) дохода, который был бы начислен на именной накопительный счёт Арефьева Е.А. при своевременном включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
Кроме того, суд обязал Министерство обороны Российской Федерации перечислить Федеральному государственному казённому учреждению "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" денежные средства в размере рассчитанного дохода от инвестирования накоплений, для зачисления на индивидуальный накопительный счёт Арефьева Е.А.
При этом суд возложил на Министерство обороны Российской Федерации обязанность возместить Арефьеву Е.А. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении требований Арефьева Е.А. в части оспаривания действий Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанных с несвоевременным включением истца в реестр отказано в связи с пропуском срока обращения в суд, а в удовлетворении остальных требований - ввиду их необоснованности.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела, приводит положения законодательных актов, регулирующих спорные правоотношения, и указывает, что именной накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих был открыт Арефьеву Е.А. 23 июня 2011 г. Соответственно с 3 квартала 2011 года ему стал начисляться инвестиционный доход. Так как законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которые были включены в реестр несвоевременно, вследствие чего, положенные к начислению истцу денежные средства не инвестировались, то оснований для возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности перечислить на именной накопительный счёт Арефьева Е.А. доход от инвестирования не имелось.
В апелляционной жалобе представитель Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела, приводит положения законодательных актов, регулирующих спорные правоотношения, указывает, что именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих был открыт Арефьеву Е.А. 26 июля 2011 г. с указанием даты возникновения права - 20 июня 2009 г. Представитель административного ответчика утверждает, что законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счёта накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которые были включены в реестр несвоевременно.
Автор жалобы считает, что истец обратился в суд с административным исковым заявлением с пропуском срока, предусмотренного статьёй 219 КАС Российской Федерации, так как о нарушенных правах ему стало известно не позднее февраля 2018 года.
Также в жалобе обращается внимание на то, что суд в нарушение требований статьи 178 КАС Российской Федерации вышел за пределы заявленных требований, так как требование о признании незаконными действий Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", связанных с отказом в расчёте и начислении на именной накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих доходов от инвестирования (инвестиционного дохода), который был бы начислен при своевременном включении в реестр, Арефьевым Е.А. не заявлялось.
Кроме того, автор жалобы полагает, что вина Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" в несвоевременном включении истца в указанный реестр отсутствует, поскольку оно не совершало каких-либо незаконных действий в отношении Арефьева Е.А. и не может нести ответственность по возмещению причинённого истцу вреда в виде упущенной выгоды.
В возражениях на апелляционные жалобы административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" к участникам накопительно-ипотечной системы относятся военнослужащие, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г. Эти обстоятельства, исходя из подп. 1 п. 2 ст. 9 данного Федерального закона, являются также основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения.
По делу установлено, что 20 июня 2009 г. Арефьев Е.А. окончил высшее военное учебное заведение, из чего следует, что административный истец подлежал обязательному включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с 20 июня 2009 г.
В силу статьи 5 указанного выше Федерального закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета; доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. При этом учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Частью 1 ст. 14 того же Федерального закона предусмотрено, что каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
Следовательно, доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения учитываются при определении размера целевого жилищного займа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с требованиями пунктов 5 и 13 данных Правил в Министерстве обороны Российской Федерации регистрирующим органом является Департамент жилищного обеспечения Минобороны России как структурное подразделение федерального органа, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами. При этом внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом в течение 10 рабочих дней со дня представления документов, подтверждающих возникновение основания для включения военнослужащего в реестр.
Согласно положениям главы IV действовавшего в период возникновения спорных правоотношений и до 9 июня 2017 г. Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. N 166, представление в региональное управление жилищного обеспечения комплекта документов для включения военнослужащих, в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения являлось обязанностью должностных лиц этих образовательных учреждений.
Аналогичные требования содержатся в действующем в настоящее время приказе Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. N 245.
Судом установлено, что 23 июня 2011 г. истец включён в указанный реестр с датой возникновения основания для этого - 20 июня 2009 г.
Из сведений, представленных Федеральным государственным казённым учреждением "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", следует, что именной накопительный счёт Арефьева Е.А, как участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, открыт 26 июля 2011 г.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришёл к обоснованному выводу о том, что Арефьев Е.А. с 23 июня 2011 г. является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, однако по причине нераспорядительности воинских должностных лиц и регистрирующего органа он несвоевременно включён в данный реестр, что привело к начислению на его накопительный счёт накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения в него до даты открытия этого счёта без учёта дохода от их инвестирования и снижению в связи с этим размера целевого жилищного займа, который в последующем может быть предоставлен истцу.
В силу подпункта 1 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 13 указанного Положения предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчётные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая приведённые положения законодательства, из которых следует, что Министерство обороны Российской Федерации является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих посредством участия их в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, так и защита нарушенных прав в указанной сфере, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о возложении на указанное министерство обязанности по перечислению в Федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" для зачисления на именной накопительный счёт истца дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Нерегламентированность нормативно-правовыми актами правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, несвоевременно включённых в соответствующий реестр, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, которая в силу статьи 3 КАС Российской Федерации является задачей административного судопроизводства. В связи с этим не имеют значения для данного дела обстоятельства: какое должностное лицо допустило ошибку в несвоевременном включении военнослужащего в реестр участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения и то, заключал ли истец с уполномоченным федеральным органом договор целевого жилищного займа.
В силу частей 1 и 8 ст. 219 КАС Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Учитывая характер спорных правоотношений, нарушение прав административного истца носило длящийся характер, поэтому оснований для применения положений статьи 219 КАС Российской Федерации ко всем заявленным требованиям у суда первой инстанции не имелось.
Вопреки доводу представителя Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, в том числе требований статьи 178 КАС Российской Федерации, суд первой инстанции не допустил.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 12 апреля 2019 г. по административному исковому заявлению Арефьева Евгения Александровича оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя Министерства обороны Российской Федерации и представителя Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи: Э.В. Коробенко
В.А. Патлань
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.