Пояснительная записка
к Отчету об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1996 год
Досье на проект федерального закона
Взаимоотношения федерального бюджета с Пенсионным фондом Российской
Федерации
Расходы бюджета
Целевые выплаты государственных пенсий и пособий, финансируемых Фондом
на возвратной основе
Расходы на доставку пенсий
Расходы по погашению и обслуживанию долга Пенсионного фонда России
Расходы на содержание органов Пенсионного фонда Российской Федерации
Результаты исполнения бюджета
Пенсионный фонд Российской Федерации в 1996 году осуществлял свою финансовую деятельность в соответствии с Федеральным законом от 8.07.96 N 88-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1996 год".
Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1996 год" доходы и расходы Фонда определены в сумме 163,09 трлн.рублей.
За 1996 год в бюджет Пенсионного фонда поступило собственных доходов (без привлеченных кредитов и средств федерального бюджета) в сумме 119,99 трлн.руб., или 86,1% к бюджетным назначениям года. Кассовые расходы бюджета (без возврата привлеченных кредитов) составили 129,40 трлн.руб., или 79,3% годовых назначений.
Для сбалансированности бюджета Пенсионным фондом и его региональными отделениями были привлечены банковские кредиты (по сальдо) в сумме 2,25 трлн.рублей.
Поступление доходов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 1996 год по источникам характеризуется следующими данными:
(млрд. рублей )
Наименование расходов |
Утверждено на 1996 год Федеральным за- коном от 08.07.96 N 88-ФЗ |
Исполнено за 1996 год |
% исполнения |
I. Доходы:
1. Страховые взносы 137285,69 115108,47 83,8
в том числе 137285,69 113508,39 82,7
денежные средства
2. Средства Фонда социального - 32,00
страхования Российской
Федерации
3. Свободные средства Госу- - 16,16
дарственного фонда заня-
тости населения Российской
Федерации
4. Прочие поступления 2000,0 4836,97 свыше
100
в том числе:
пени, финансовые санкции 1650,00 4306,24 свыше
100
обслуживание коммерческими 350,0 83,82 23,9
банками остатков средств
счета 807
средства, возмещаемые Го- - 380,11
сударственным фондом заня-
тости населения Российской
Федерации по расходам на
выплату досрочных пенсий
безработным гражданам
другие доходы - 66,80
-------------------------------------------------------------------------
Итого собственных доходов 139285,69 119993,60 86,1
II. Средства федерального
бюджета
1. Средства федерального бюд- 18587,32 7638,24 41,1
жета, направляемые через
Фонд на целевое финансиро-
вание выплаты государс-
твенных пенсий
2. Средства федерального бюд- - 185,96
жета, направляемые через
Фонд на уплату процентов
за банковские кредиты, вы-
данные Фонду по гарантию
Минфина России
3. Средства федерального бюд- 3089,60
жета, направляемые в Фонд
на покрытие задолженности,
образовавшейся в 1995 году
4. Средства федерального бюд- 171,64
жета, направляемые в Фонд
в счет погашения расходов
на уплату процентов за ис-
пользование привлеченных
кредитов в 1995 году
5. Поступления в Фонд в счет 1956,32 1642,23 83,9
погашения долга федераль-
ного бюджета за 1992-1994
годы
-------------------------------------------------------------------------
Итого средств федерального 23804,88 9466,43 39,8
бюджета
Всего доходов 163090,57 129460,03 79,4
III. Привлеченные ресурсы:
1. Кредиты, полученные в бан- - 17162,25
ках на финансирование вып-
латы пенсий
2. Краткосрочные ссуды из - 138,92
местных бюджетов на выпла-
ту пенсий
-------------------------------------------------------------------------
Итого привлеченных ресурсов - 17301,17
-------------------------------------------------------------------------
Всего поступлений в бюджет 163090,57 146761,20 90,0
Пенсионного фонда России
В 1996 году страховых взносов (денежные средства) поступило 113,51 трлн.руб., или 82,7% к плану. Кроме того, поступило векселей кредитно-финансовых учреждений, подлежащих погашению в 1997 году, на сумму 1,6 трлн.руб. в счет уплаты просроченной задолженности по страховым взносам.
Фактический сбор страховых взносов составил 76% от начисленных сумм против 92%, предусмотренных бюджетом. Снижение коэффициента сбора средств привело к недополучению страховых взносов на сумму 25,0 трлн.рублей.
Введение Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.96 N 153, позволило упорядочить и скорректировать базу для начисления страховых взносов в Фонд, что привело к сокращению начиная со II квартала 1996 года необлагаемого фонда оплаты труда до 3%, и получению около 3,0 трлн.руб. страховых взносов.
По целому ряду регионов фактический сбор страховых взносов сложился ниже общероссийского уровня (76%). Так, в Республике Саха (Якутия) страховые взносы собираются на уровне 59,1%, Красноярском крае - 51,1%, Кемеровской области - 47,1%, Республике Коми - 58,1%, Архангельской области - 55,8%, Магаданской области - 61,3%, Сахалинской области - 56,3%.
Высокий процент сбора отмечается в городе Москве (95,7%), Московской области (91,1%), городе Санкт-Петербурге (91,1%), Новгородской области (87%), Калужской области (84,8%), Орловской области (83,6%), Ставропольском крае (87,8%), Краснодарском крае (88,3%).
Причиной снижения собираемости служит продолжающийся рост просроченной задолженности предприятий и организаций по страховым платежам, которая на конец 1996 года составила 59,52 трлн.руб. против 22,69 трлн.руб. на начало года. За отчетный период просроченная задолженность по страховым платежам возросла на 36,83 трлн.руб., или в 2,6 раза.
Наиболее крупные суммы просроченной задолженности по уплате страховых взносов сложились по предприятиям и организациям сельского хозяйства (6,36 трлн.руб.), машиностроения (4,59 трлн.руб.), строительства (5,65 трлн.руб.), транспорта и связи (5,25 трлн.руб.), в том числе предприятий Министерства путей сообщения Российской Федерации3,5 трлн.руб., бюджетной сферы (6,68 трлн.руб.), оборонной промышленности (4,0 трлн.руб.), металлургической (3,86 трлн.руб.) и угольной промышленности (3,18 трлн.руб.), нефтегазодобывающего комплекса (2,89 трлн.руб.) и электроэнергетики (2,65 трлн.руб.).
В течение отчетного периода резко выросла просроченная задолженность по страховым платежам в Красноярском крае - с 1,07 трлн.руб. до 3,57 трлн.руб., Кемеровской области - с 1,38 трлн.руб. до 3,72 трлн.руб., Ханты-Мансийском автономном округе - с 1,5 трлн.руб. до 2,58 трлн.руб., Республике Саха (Якутия) - с 0,78 трлн.руб. до 2,0 трлн.руб., Иркутской области - с 0,94 трлн.руб. до 2,23 трлн.руб., Свердловской области - с 0,65 трлн.руб. до 1,98 трлн.руб., Республике Татарстан - с 0,64 трлн.руб. до 1,89 трлн.руб., Челябинской области - с 0,63 трлн.руб. до 1,75 трлн.руб., Самарской области - с 0,8 трлн.руб. до 1,55 трлн.руб., Республике Коми - с 0,4 трлн.руб. до 1,4 трлн.руб., г.Москве - с 0,5 трлн.руб. до 1,26 трлн.рублей.
Структурный анализ просроченной задолженности предприятий и организаций по уплате страховых взносов позволил систематизировать причины и факторы, влияющие на ее образование и рост.
Основными причинами роста просроченной задолженности по страховым взносам являются: задержка выплаты заработной платы работникам из-за отсутствия собственных средств у предприятий и организаций, а также отсутствия прямого финансирования из бюджетов всех уровней (42,8%); значительное расширение масштабов натурального (бартерного) обмена (8,2%); рост объемов невыплаченной заработной платы, широкомасштабное использование денежных наличных средств в хозяйственной деятельности (около 9,6%); использование натуральной формы оплаты труда в виде готовой продукции (около 10,8%); задержка средств Пенсионного фонда России через систему обслуживающих предприятия и организации банков (1,1%); другие причины, в основном финансовые трудности, связанные с взаимными неплатежами (27,5%).
В отчетном периоде Пенсионный фонд продолжал проводить активную работу в плане реализации комплекса мероприятий по мобилизации просроченной задолженности по страховым взносам за 1995 год в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 21.11.95 N 1166 и от 19.01.96 N 65. В соответствии с соглашениями, заключенными с плательщиками страховых взносов, в бюджет Фонда поступило около 5,7 трлн.рублей.
Прочих доходов поступило 4,84 трлн.руб., в том числе за счет пеней и финансовых санкций поступило 4,31 трлн.руб., или в 2,6 раза выше годовых назначений. Высокий уровень фактического поступления сумм пеней и финансовых санкций объясняется активизацией работы с предприятиями - должниками по уплате страховых взносов (инкассовые поручения, взыскание задолженности на имущество, обращение в органы прокуратуры и т.д.) и соответственно ростом начисленных и взысканных сумм пеней.
Снижение поступления доходов от обслуживания коммерческими банками остатков средств счета 807 в сумме 83,82 млрд.руб. связано с тем, что в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял в отчетный период перевод счетов из системы коммерческих банков в РКЦ, которые в соответствии с заключенными договорами на расчетно-кассовое обслуживание отделений Пенсионного фонда Российской Федерации по остаткам средств счета 807 доходов не начисляют. Кроме того, резко снизилась процентная ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Одновременно в связи с недостатком средств на выплату пенсий ускорился процесс прохождения денежных средств, т.е. списание денежных средств со счетов региональных отделений для финансирования органов социальной защиты осуществляется в день поступления их на консолидированные счета.
Бюджету Пенсионного фонда России возмещены Государственным фондом занятости населения Российской Федерации расходы на выплату досрочных пенсий безработным гражданам в сумме 380,11 млрд.руб., из которых 245,6 млрд.руб. учтены путем зачета в счет погашения долга Пенсионного фонда России за полученные в 1995 году средства Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и 134,51 млрд.руб. - поступления по погашению расходов прошлого и текущего периодов.
В отчетном периоде Пенсионным фондом и региональными отделениями для покрытия текущего дефицита бюджета дополнительно привлекались кредитные ресурсы на межбанковском рынке и краткосрочные ссуды из местных бюджетов на общую сумму 17,3 трлн.рублей.
Взаимоотношения федерального бюджета с Пенсионным фондом
Российской Федерации
Дополнительную напряженность бюджета Пенсионного фонда в 1996 году создавала возрастающая задолженность федерального бюджета по возмещению расходов Фонда на выплату пенсий, финансируемых из федеральных источников. В 1996 году фактические поступления из федерального бюджета составили 9280,47 млрд.руб., из которых 4162,49 млрд.руб. - компенсация расходов по выплате пенсий 1996 года; 1642,23 млрд.руб. - средства в счет погашения долга за 1992-1994 годы; 3475,75 млрд.руб. - бюджетные ссуды. Кроме того, поступили средства федерального бюджета в сумме 185,96 млрд.руб., направляемые через Фонд на уплату процентов за банковские кредиты, выданные Фонду под гарантию Минфина России.
Необходимо отметить, что перечисление средств из федерального бюджета в Пенсионный фонд в течение 1996 года осуществлялось неравномерно (в I квартале - 0,73 трлн.руб., во II квартале - 3,26 трлн.руб., в III квартале - 1,57 трлн.руб., в IV квартале - 3,72 трлн.руб.). Фактические расходы Фонда на выплату государственных пенсий, финансируемых в соответствии с законодательством за счет средств федерального бюджета, а также на доставку и пересылку всех видов пенсий (с учетом задолженности по выплатам на 01.01.96), за отчетный период составили 13,62 трлн.рублей.
(млрд.руб.)
Фактические расходы |
Возмещено из федерального бюджета на 01.01.97 |
Задолженность федерального бюджета перед Пенсионным фондом России на 01.01.97 |
1. Целевые выплаты государс- 13616,88 7638,24* 5978,64
твенных пенсий и пособий
за 1996 год, финансируемых
Фондом на возвратной осно-
ве
2. Задолженность за 1956,32 1642,23 314,09
1992-1994 гг. включая
проценты по обслуживанию
долга, в соответствии
с Федеральным законом от
08.07.96 N 88-ФЗ
3. Задолженность по выплате 2633,21 2633,21
пенсий на возвратной осно-
ве за 1995 г. в соответс-
твии с Федеральным законом
от 10.01.97 N 10-ФЗ
4. Средства федерального бюд- 171,64 171,64
жета в счет погашения рас-
ходов на уплату процентов
по привлеченным кредитам в
1995 г. в соответствии с
Федеральным законом от
08.07.96 N 88-ФЗ
-------------------------------------------------------------------------
Итого 18378,05 9280,47 9097,58
-------------------------------------------------------------------------
Кроме того 1794,90 - 1794,90
задолженность по выплате
государственных пенсий и
пособий за 1996 год, фи-
нансируемых Фондом на
возвратной основе за счет
средств федерального бюд-
жета
------------------------------
* Включая бюджетные ссуды 1500,0 млрд.руб. и 1975,75 млрд.руб. и без учета процентов за банковские кредиты, выданные Фонду под гарантию Минфина России в сумме 185,96 млрд.руб.
Расходы бюджета
Расходная часть бюджета Пенсионного фонда за 1996 год исполнена в сумме 144,45 трлн.руб., или 88,6% к годовым назначениям. На выплату государственных пенсий и их доставку направлено 125,35 трлн.руб., или 98,3% ко всему объему расходов (без расходов по погашению и обслуживанию долгов по банковским кредитам).
Исполнение статей расходов на пенсионное обеспечение характеризуется следующими показателями:
(млрд. рублей)
Наименование расходов |
Утверждено на 1996 год Федеральным за- коном от 08.07.96 N 88-ФЗ |
Исполнено за 1996 год |
% исполнения |
1. Выплата государственных 142144,48 111729,45 78,6
пенсий и пособий, осущест-
вляемая за счет бюджета
Пенсионного фонда
в том числе:
трудовые пенсии 140344,82 110792,76 78,9
из них:
досрочные пенсии, воз- 700,00 441,53 63,0
мещаемые Государствен-
ным фондом занятости
населения Российской
Федерации
компенсационные выплаты 95,37 35,70 37,4
неработающим трудоспособ-
ным лицам, осуществляющим
уход за нетрудоспособными
гражданами
пенсии, выплачиваемые 7,50 7,61 101,5
иностранным гражданам
выплата социальных пособий 1696,79 893,38 52,6
на погребение и оказание
гарантированного перечня
услуг на погребение
2. Целевые выплаты государс- 18587,32 13616,88 73,3
твенных пенсий и пособий,
финансируемых Фондом на
возвратной основе
в том числе: 15300,08 11110,65 72,6
расходы на выплату госу-
дарственных пенсий и посо-
бий, финансируемых Фондом
на возвратной основе
расходы по доставке и пе- 3287,24 2506,23 76,2
ресылке пенсий, финансиру-
емые Фондом на возвратной
основе
3. Финансирование региональ- 372,54
ных программ социальной
защиты населения за счет
пеней и финансовых санкций
-------------------------------------------------------------------------
Итого на пенсионное обеспечение 160731,80 125718,87 78,22
Прочие расходы 377,54
Справочно:
задолженность по выплате 15745,1
пенсий на 1 января 1997 г.
в том числе финансируемых 1794,90
на возвратной основе за
счет средств федерального
бюджета
В 1996 году фактически начислено пенсий на сумму 136,29 трлн.руб., что составляет 87,5% к годовым назначениям. Задолженность по финансированию выплаты пенсий на 1 января 1997 года составила 15,75 трлн.руб., в том числе по выплате пенсий перед пенсионерами - 15,43 трлн.рублей.
В отчетном периоде в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" были проведены индексации минимальных размеров пенсий и увеличены размеры компенсационных выплат к пенсиям в связи с повышением стоимости жизни.
Так, согласно Федеральному закону от 1.11.95 N 160-ФЗ "О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации с 1 января 1996 г. увеличены все пенсии в 1,15 раза к базе октября 1995 года, а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.01.96 N 92 "О компенсационных выплатах пенсионерам с 1 февраля 1996 г." увеличен размер компенсационной выплаты с 50,0 тыс.руб. до 75,0 тыс.рублей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.04.96 N 550 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации" с 1 мая т.г. введены дифференцированные размеры компенсационных выплат в зависимости от размера назначенной пенсии от 85,0 тыс.руб. до 150,0 тыс.руб. и одновременно согласно Федеральному закону от 27.05.96 N 55-ФЗ увеличены все пенсии в 1,1 раза.
В результате указанных мер средний размер пенсий возрос за 1996 год в 1,34 раза (при фактическом росте прожиточного минимума пенсионера в 1,1 раза).
Дополнительные расходы на индексацию пенсий и увеличение компенсационных выплат составили 29,2 трлн.рублей.
Кроме того, произведены не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда на 1996 год расходы на выплату пенсий за выслугу лет медицинским работникам сельской местности и педагогическим работникам в соответствии с Федеральными законами от 29.02.96 N 21-ФЗ "О выплате пенсий за выслугу лет работникам образования, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях образования для детей" и от 18.04.96 N 31-ФЗ "О выплате пенсий за выслугу лет работникам, занятым лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности". Дополнительные расходы по этим видам выплат составили в отчетном периоде 1,3 трлн.рублей.
В связи с ростом среднегодовой численности пенсионеров против предусмотренной в бюджете на 150,8 тыс.человек сумма расходов по начисленным пенсиям сложилась с увеличением на 0,6 трлн.рублей.
В результате перечисленных мероприятий средний размер пенсии с учетом компенсационной выплаты составил 320,4 тыс.руб., т.е. увеличился за 1996 год на 81,8 тыс.рублей. Минимальный размер пенсии с учетом компенсационной выплаты возрос со 110,5 тыс.руб. на начало 1996 г. до 219,6 тыс.руб. на конец 1996 года, или в 2 раза.
Средние размеры назначенных месячных пенсий
с учетом компенсационных выплат
(тыс. рублей)
На 31.12.95 | На 01.01.97 | Увеличение среднего размера |
Всех пенсионеров 238,6 320,4 +81,8
в 1,34 раза
из них:
пенсионеров труда 241,1 321,2 +80,1
в 1,33 раза
пенсионеров, получающих 156,8 245,0 +88,2
социальные пенсии в 1,56 раза
пенсионеров-военнослужащих 250,1 287,7 +37,6
срочной службы и их семей в 1,15 раза
Минимальный размер пенсии с 110,5 219,6 +109,1
учетом компенсации в 2 раза
Прожиточный минимум 230,7 267,2 +23,6
пенсионера в 1,1 раза
Соотношение среднего размера пенсии (320,4 тыс.руб.) и прожиточного минимума пенсионера (267,2 тыс.руб.) на конец 1996 года увеличилось по сравнению с январем 1996 г. на 16,5% и составило 119,9%. Соотношение минимального размера пенсии увеличилось на 34,3% и составило 82,2% от прожиточного минимума пенсионера.
В 1996 году сохранилась тенденция роста общей численности пенсионеров. За отчетный год численность пенсионеров с учетом естественной убыли увеличилась на 753,9 тыс.человек, или на 2%, и составила 37,9 млн.человек, из которых 2,1 млн.человек пенсия назначена в отчетном году. Доля пенсионеров в общей численности населения составляет 25,7%.
Прирост числа пенсионеров произошел в основном за счет новых назначений. Около 50% от общего прироста пенсионеров (348,8 тыс.чел.) составили работники образования и медицинские работники, которым назначена пенсия за выслугу лет в связи с вступлением в силу Федеральных законов от 29.02.96 N 21-ФЗ и от 18.04.96 N 31-ФЗ.
Рост численности пенсионеров на фоне продолжающегося снижения численности занятого в экономике населения (с 67,0 млн. чел. на начало 1996 г. до 65,9 млн.чел. на конец 1996 г.) привел к увеличению нагрузки числа пенсионеров на 1000 занятого населения с 555 человек на конец 1995 года до 576 человек на конец 1996 года.
Число получателей государственных пенсий характеризуется следующими данными:
(тыс. человек)
На 01.01.96 | На 01.01.97 | Прирост за 1996 год |
Всего пенсионеров 37181,3 37935,2 753,9
из них:
пенсионеров труда 35825,3 36549,8 724,5
в том числе: 149,0 110,0 -39,0
получающих досрочную пенсию
пенсионеров, получающих 1126,7 1197,9 71,2
социальные пенсии
пенсионеров-военнослужащих 229,3 187,5 -41,8
срочной службы и их семей
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон "О занятости населения в Российской Федерации" от 20.04.96 N 36-ФЗ Пенсионным фондом в 1996 году профинансированы расходы на выплату досрочных пенсий безработным гражданам на сумму 441,53 млрд.рублей. Отклонение указанных расходов от утвержденных в бюджете связано со снижением темпов роста новых назначений за счет направления на досрочную пенсию безработных граждан, имеющих стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.93 и Законом Российской Федерации от 02.07.93 "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" Пенсионным фондом израсходовано 7,61 млрд.руб. на выплату пенсий 1155 пенсионерам, проживающим в 40 государствах. Основной контингент пенсионеров проживает в следующих государствах: Израиль - 389 человек, Испания - 252 человека, США - 140 человек, Польша - 89 человек, ФРГ - 71 человек. Высокий размер среднегодовой пенсии (549,0 тыс.руб.) связан с выплатой пенсий за прошлое время (1993-1995 гг.), выплатой ведомственных пенсий (МВД, МО, Налоговая полиция), а также выплат пенсий, назначенных по нормам ранее действовавшего законодательства СССР.
Общие расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению за 1996 год составили 939,5 млрд.руб., в том числе за счет средств Пенсионного фонда - 893,38 млрд.рублей. Расходы на выплату указанных пособий осуществлялись в соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле". Среднегодовой размер пособия на погребение в отчетном периоде составил 674,7 тыс.руб., что на 146,3 тыс.руб. ниже запланированного, и сложился из расчета пятикратного (январь-февраль 1996 г.) минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 01.11.95 N 159-ФЗ (63250 руб.) и десятикратного (март-декабрь 1996 г.) минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 22.04.96 N 40-ФЗ (75900 руб.). За 1996 год выплачено 1392,5 тыс.пособий.
Целевые выплаты государственных пенсий и пособий, финансируемых Фондом
на возвратной основе
Согласно Федеральному закону "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1996 год" и Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" выплата государственных пенсий, финансирование которых производится в соответствии с законодательством за счет средств федерального бюджета, а также расходы на доставку и пересылку всех видов государственных пенсий осуществлялись Пенсионным фондом на возвратной основе. За отчетный период начисленные расходы по указанным видам пенсий составили 15413,78 млрд.руб. (с учетом задолженности по выплатам на 01.01.96 и на 01.01.97).
Кассовые расходы на указанные цели за 1996 год составили 13616,88 млрд.руб. и были направлены на следующие виды выплат:
(млрд.рублей )
Наименование расходов |
Утверждено на 1996 год Федеральным за- коном от 08.07.96 N 88-ФЗ |
Исполнено за 1996 год |
% исполнения |
1. Пенсии военнослужащим и 4262,81 3071,44 72,1
приравненным к ним по пен-
сионному обеспечению граж-
данам (включая инвалидов
вследствие военной трав-
мы), их семьям в соответс-
твии с Законом Российской
Федерации "О государствен-
ных пенсиях в Российской
Федерации"
2. Социальные пенсии в соот- 3159,95 2661,60 84,2
ветствии с Законом Рос-
сийской Федерации "О госу-
дарственных пенсиях в Рос-
сийской Федерации"
3. Расходы в соответствии с 5600,32 3532,18 63,1
Федеральным законом от
07.05.95 N 72-ФЗ на повы-
шение пенсий участникам
ВОВ и вдовам военнослужа-
щих, погибших в ВОВ
4. Компенсация в соответствии 2277,0 1762,21 77,4
с Законом Российской Феде-
рации "О социальной защите
граждан, подвергшихся воз-
действию радиации вследс-
твие катастрофы на Черно-
быльской АЭС"
5. Доставка и пересылка пенсий 3287,24 2506,23 76,2
6. Социальные пособия на пог- 46,12
ребение
7. Компенсационные выплаты 32,09
неработающим трудоспособ-
ным лицам, осуществляющим
уход за нетрудоспособными
гражданами
8. Доплата к пенсиям госу- 5,01
дарственных служащих
-------------------------------------------------------------------------
Итого 18587,32 13616,88 73,3
Задолженность по выплате пен- 1794,90
сий на 01.01.97
Всего расходов с учетом 15411,78 82,9
задолженности
Основной причиной отклонения годовой суммы назначенных пенсий, подлежащих возмещению из федерального бюджета, от плановых является более низкий уровень увеличения в 1996 году пенсий (с учетом компенсационной выплаты) (1,34 раза) против запланированного по бюджету.
Кроме того, в отчетном году снизилась против планируемой численность пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца из числа военнослужащих срочной службы. Это связано с переходом их по достижению пенсионного возраста в категорию получателей пенсий по старости, а также с сокращением числа военнослужащих срочной службы по призыву.
Расходы на повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны и на вторую пенсию вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, исполнены на 63,1% к годовым назначениям. Отклонение связано с непроведением в 1996 году индексаций в объемах, предусмотренных планом, уточнением органами социальной защиты населения фактической численности указанных категорий получателей пенсий и надбавок (2,4 млн.чел. против 2,5 млн.чел., предусмотренных в плане 1996 года), и перераспределением ее по группам получателей, пользующихся льготами. Так, численность участников Великой Отечественной войны, получающих вторую пенсию, составила 1080,8 тыс.человек, инвалидов I и II групп, кроме инвалидов вследствие военной травмы, получающих надбавку в размере двух минимальных пенсий по старости - 187,0 тыс.человек, инвалидов III группы, получающих надбавку в размере одной минимальной пенсии по старости - 663,0 тыс.человек. Численность вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих надбавку в размере одной минимальной пенсии по старости, составила 498,4 тыс.человек.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.03.94 N 551 неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы либо престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе или достигшим 80 лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, установлена ежемесячная компенсационная выплата, которая производилась указанным категориям нетрудоспособных граждан к установленной им пенсии. Указанные расходы, подлежащие финансированию из федерального бюджета, за отчетный период составили 32,09 млрд.рублей.
Кроме того, в 1996 году за счет средств Пенсионного фонда согласно установленного порядка органы социальной защиты населения осуществляли финансирование выплаты ежемесячных доплат к государственным пенсиям лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих, установленных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.08.95 N 854 и от 01.04.96 N 467, на сумму 5,01 млрд.рублей.
Расходы на доставку пенсий
Расходы на выплату и доставку пенсий производились исходя из фактически выплаченных государственных пенсий с учетом проведенных мероприятий по их повышению и составили 2506,23 млрд.рублей.
В 1996 году выплату и доставку пенсий и пособий осуществляли организации Федеральной почтовой связи исходя из установленного тарифа за услуги в размере 2% от выплаченной суммы пенсий и пособий, а также налога на добавленную стоимость (20%), территориальные учреждения Сберегательного банка Российской Федерации без взимания комиссионного вознаграждения, а также специально созданные альтернативные доставочные организации исходя из установленного тарифа за услуги в размере 1,5%.
Многообразие форм организации доставки пенсий и пособий позволило Пенсионному фонду сократить непроизводительные затраты пенсионных средств за 1996 год по доставке через альтернативные организации на сумму около 146,0 млрд.руб. и по доставке через территориальные учреждения Сберегательного банка Российской Федерации - около 278,0 млрд.рублей.
Расходы по погашению и обслуживанию долга Пенсионного фонда России
(млрд.рублей)
Наименование расходов |
Утверждено на 1996 год Федеральным за- коном от 08.07.96 N 88-ФЗ |
Исполнено за 1996 год |
% исполнения |
1. Погашение кредита, предос- 14874,69
тавленного банками
2. Возврат краткосрочной ссуды 177,81
3. Расходы по уплате процен- 1954,93
тов за пользование креди-
тами и ссудами
4. Возврат средств Фонду со- 831,00 168,91 20,3
циального страхования Рос-
сийской Федерации, заимс-
твованных в соответствии с
Федеральным законом от
04.11.95 N 161-ФЗ "О мерах
по обеспечению своевремен-
ной выплаты пенсий в IV
квартале 1995 года"
5. Возврат средств Государс- 332,00 245,60 74,0
твенному фонду занятости
населения Российской Феде-
рации, заимствованных в
соответствии с Федеральным
законом от 04.11.95 N
161-ФЗ "О мерах по обеспе-
чению своевременной выпла-
ты пенсий в lV квартале
1995 года"
-------------------------------------------------------------------------
Итого 1163,00 17421,94 свыше 100
Учитывая сокращение процента собираемости страховых взносов против планируемых в 1996 году, невыполнение обязательств федерального бюджета перед Пенсионным фондом России, Фонд в течение отчетного года вынужден был постоянно привлекать кредитные ресурсы финансово-кредитных учреждений для обеспечения финансирования выплаты пенсий.
Расходы, связанные с привлечением кредитов составили:
(млрд.руб.)
1. Остаток задолженности по привлеченным креди- 1358,75
там на 01.01.96
2. Привлечено краткосрочных кредитов в 1996 году 17162,25
3. Погашено кредитов в 1996 году 14874,69
4. Остаток задолженности по привлеченным креди- 3646,31
там на 01.01.97
5. Расходы по обслуживанию долга (проценты за 1954,93
кредиты)
Кредиты банков привлекались на срок 1-3 месяца, с процентной ставкой ниже ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на 7-10 пунктов.
Кроме того, за счет средств федерального бюджета произведены расходы по уплате процентов за банковские кредиты, выданные Фонду под гарантию Минфина России, в сумме 185,96 млрд.рублей.
Пенсионный фонд Российской Федерации погасил задолженность по ранее привлеченным средствам в соответствии с Федеральным законом "О мерах по обеспечению своевременной выплаты пенсий в IV квартале 1995 года" Государственному фонду занятости населения Российской Федерации в сумме 245,6 млрд.руб. и Фонду социального страхования Российской Федерации в сумме 168,91 млрд.рублей.
Сальдо расчетов с указанными фондами:
(млрд. руб.)
-------------------------------------------------------------------------
| Фонд | Государствен-
| социального | ный фонд
| страхования | занятости
| Российской | населения
| Федерации | Российской
| | Федерации
-------------------------------------------------------------------------
1. Остаток задолженности на 01.01.96 799,00 229,20
2. Поступило в Пенсионный фонд России в 32,00 16,16
1996 году
3. Погашена задолженность в 1996 году 168,91 245,60
4. Остаток задолженности на 01.01.97 662,09 -0,24
Расходы на содержание органов Пенсионного фонда Российской Федерации
Расходы на содержание органов Пенсионного фонда за 1996 год составили 649,11 млрд.руб., или 74,7% к назначенным по бюджету на год, что составляет 0,4% в общих расходах бюджета.
Исполнение расходов характеризуется следующими показателями:
(млрд.рублей )
Наименование расходов |
Утверждено на 1996 год Федеральным за- коном от 08.07.96 N 88-ФЗ |
Исполнено за 1996 год |
% исполнения |
1. Расходы на содержание ор- 868,60 649,11 74,7
ганов Пенсионного фонда
России
из них:
Оплата труда 267,30 220,19 82,4
2. Мероприятия по подготовке 7,00 3,32 47,4
и переподготовке кадров
3. Капитальные вложения и 260,00 230,08 88,5
проектные работы
-------------------------------------------------------------------------
Всего расходов на содержание 1135,60 882,51 77,7
органов Пенсионного фонда
России
Расходы на эксплуатацию и раз- 60,17 51,84 86,2
витие банка данных плательщи-
ков и подготовку персонифици-
рованного учета застрахован-
ных лиц
В 1996 году на оплату труда работников системы направлено 220,19 млрд.руб., что составляет 33,9% от общих расходов на содержание органов Пенсионного фонда России.
Ввиду недоукомплектования пенсионных отделов среднегодовая численность штатного персонала за 1996 год составила 25826 человек против 27233 человек, предусмотренных в плане. Средняя заработная плата по системе Пенсионного фонда составила 710,5 тыс.руб. в месяц, против 818,0 тыс.руб., предусмотренных в плане.
В целях привлечения средств на финансирование выплаты государственных пенсий в отчетном периоде были приняты меры по экономии затрат на сумму 219,49 млрд.руб. по отдельным статьям расходов на содержание органов Фонда. Экономия включала сокращение финансирования расходов на приобретение оборудования и инвентаря, проведение капитального ремонта.
Кроме того, недоиспользовано 3,68 млрд.руб. по расходам на мероприятия по подготовке и переподготовке кадров за счет отмены шести потоков обучения на курсах повышения квалификации в учебных центрах, двух семинаров для специалистов Пенсионного фонда России, сокращения до минимальных размеров типографских расходов по выпуску учебно-методической литературы для специалистов системы.
Из расходов на содержание органов Пенсионного фонда на содержание пенсионных управлений (отделов) в составе единых пенсионных служб, организованных в 18 регионах Российской Федерации, израсходовано 166,9 млрд.руб., или 25,7%. Среднегодовая численность штатного персонала пенсионных управлений (отделов) за 1996 год составила 7451 единицу, или 28,9% к общей штатной численности органов Пенсионного фонда России. На оплату труда работников пенсионных управлений (отделов) направлено 63,7 млрд.руб., средняя заработная плата составила 712,4 тыс.руб. в месяц.
За 1996 год на строительство и приобретение 56 административных зданий и помещений было направлено 230,08 млрд.руб., или 88,5% от годовых назначений, из них на приобретение 6 зданий для разрешения сотрудников единых пенсионных управлений (отделов) израсходовано 8,82 млрд.рублей. Строительство и приобретение административных зданий осуществлялось по утвержденным титульным спискам.
Расходы на эксплуатацию и развитие банка данных плательщиков и подготовку персонифицированного учета застрахованных лиц за 1996 год производились также с экономией и составили 51,84 млрд.руб., или 86,2% к бюджетным назначениям.
В 1996 году продолжались работы по созданию системы персонифицированного учета. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" в пяти административно-территориальных единицах субъектов Российской Федерации внедрен пилотный проект. В течение года осуществлялось финансирование проектных работ по персонифицированному учету и научно-исследовательских работ по автоматизации центрального аппарата Фонда, производились закупки готовых программных продуктов, проведена большая работа по созданию локальных вычислительных сетей в административных зданиях региональных отделений с учетом технических решений, принятых в Пенсионном фонде. Для этих целей производились закупки сетевого оборудования и осуществлялся монтаж локальных вычислительных сетей.
В отчетном периоде производилось финансирование приобретения средств вычислительной техники для дооснащения автоматизированных рабочих мест региональных отделений компьютерами, периферийным оборудованием и программными средствами. В связи с ростом парка средств вычислительной техники производились расходы по эксплуатации автоматизированной системы Пенсионного фонда.
Результаты исполнения бюджета
Остаток средств на счетах Пенсионного фонда (по системе) на 01.01.97 составил 3864,69 млрд.руб., в том числе денежных средств - 1583,70 млрд.рублей.
Увеличение остатков средств (денежных) на счете 807 вызвано значительными поступлениями страховых платежей и перечислением дотаций на выплату государственных пенсий в регионы в последние дни года, т.е. 3031 декабря 1996 года.
Кроме того, в целом рост остатков на счете 807 связан с привлечением в 1996 году ценных бумаг и договоров факторинга в счет погашения просроченной задолженности предприятий перед Пенсионным фондом. Использованные Фондом ценные бумаги (векселя коммерческих банков) были обеспечены кредитными ресурсами, полученными от банков - эмитентов ценных бумаг, в связи с чем отсутствовал финансовый риск при применении указанного механизма погашения просроченной задолженности. Полученные от реализации ценных бумаг средства направлялись на финансирование выплаты пенсий и пособий. Остаток непогашенных ценных бумаг и договоров факторинга составил 2280,99 млрд.рублей.
Фактическое наличие оборотных (денежных) средств на 1 января 1997 г. составило 3147,93 млрд.руб., в том числе остатки средств Пенсионного фонда России в органах соцзащиты и предприятиях связи - 1564,23 млрд.рублей. Фактический норматив оборотных средств составил 25% расходов предстоящего месяца при установленном нормативе оборотных средств в размере 40% (5019,64 млрд.руб.). Недостаток норматива оборотных средств на 1 января 1997 года составил 1871,71 млрд.рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.