Письмо Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания - Парламента РФ
от 18 сентября 1997 г. N 2.2-15/214.1
Уважаемый Михаил Михайлович!
Направляю Вам заключение по проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год".
Приложение: на 3 листах.
Начальник управления |
В.Б.Исаков |
Заключение по проекту федерального закона
"О федеральном бюджете на 1998 год"
Проект федерального закона внесен Правительством Российской Федерации с необходимыми приложениями. Представляется, однако, что для представления к первому чтению проект федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" мог бы быть отработан более тщательно.
В частности, установленный статьей 25 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1996 год" порядок формирования в 1996 - 1998 годах Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации существенно изменен частью первой статьи 29 проекта. При этом правила статьи 25 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1996 год" сохраняют свою силу и на 1998 год. Статья 97 Регламента Государственной Думы предусматривает в таких случаях внесение в законопроект положения об отмене либо изменении ранее принятых законов и других нормативных правовых актов, но в проекте закона такого рода правовая норма отсутствует.
Проект федерального бюджета подготовлен с учетом изменений с 1 января 1998 года нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 года N 822.
Но вопросы изменения нарицательной стоимости денежных знаков и масштаба цен в Российской Федерации должны решаться федеральным законодательством (статьи 71 и 76 Конституции Российской Федерации) и включение соответствующих положений в проект закона "О федеральном бюджете на 1998 год" позволило бы это сделать, однако таких положений в законопроекте не содержится.
Вызывает сомнение также правомерность использования в проекте федерального закона о бюджете бюджетной классификации с изменениями, основанными на проекте законодательного акта, что впрочем, обусловлено составлением проекта федерального бюджета на 1998 год на базе проекта Налогового кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой в первом чтении. Если при этом иметь в виду весьма многочисленные замечания и предложения по проекту Налогового кодекса, которые не могли быть учтены при разработке проекта бюджета, можно предположить, что бюджетные назначения в представленном проекте могут реально характеризовать лишь намечаемые направления формирования и расходования средств федерального бюджета.
С положениями отдельных статей проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", не имеющими прямой связи с проектом Налогового кодекса Российской Федерации, также не всегда можно согласиться.
Например, согласно статье 11 проекта закона планируется направить на формирование доходов Пенсионного фонда Российской Федерации поступления от налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) производимые (выполняемые, оказываемые) на территории Российской Федерации, исчисленного по ставке 1 процент. Но Пенсионный фонд Российской Федерации является внебюджетным фондом и участие бюджетных средств в формировании доходов Пенсионного фонда действующим Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) не предусмотрено, а возмещение Пенсионному фонду расходов по выплате и доставке пенсий, надлежащих финансированию из федерального бюджета, уже предусмотрено в статье 10 проекта.
Не вполне понятна также необходимость законодательного закрепления финансовых отношений Правительства Российской Федерации с Главным управлением торговли Министерства обороны Российской Федерации (статья 49 проекта), равно как и безвозмездной передачи Министерством обороны Российской Федерации вооружения и военной техники Федеральной пограничной службе Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации (статья 59 проекта федерального закона).
Редакция некоторых статей законопроекта недостаточно проработана и нуждается в уточнении.
Так, статья 32 проекта предусматривает в числе санкций, применяемых Правительством Российской Федерации за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, прекращение выдачи лицензий на экспорт. Следует уточнить правовую основу такого полномочия Правительства, поскольку действующий порядок лицензирования (постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1418) содержит перечень конкретных органов исполнительной власти, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.
Следует уточнить также редакцию статьи 35 законопроекта, указав, что единственным условием обеспечения участия Российской Федерации в деятельности негосударственных коммерческих организаций является внесение (увеличение) ее доли в уставных капиталах таких организаций. Согласно статье 42 проекта Правительство Российской Федерации вправе передать в 1998 году во владение, пользование и распоряжение субъектов Российской Федерации средства федерального бюджета. Данные правомочия составляют право собственности, в связи с чем правильнее было бы говорить о передаче указанных средств в собственность субъектов Российской Федерации.
Заместитель начальника Отдела правовой
экспертизы законопроектов по
финансовому, банковскому, налоговому и
бюджетному законодательству |
В.Е.Залесский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.