Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97075842-2 "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР"
Жилищная сфера является важнейшей составной частью экономики России. Следует отметить, что жилищный фонд составляет более 20 процентов воспроизводимого недвижимого имущества Российской Федерации.
Для общего успеха экономической реформы в стране жилищная реформа имеет ключевое значение. Осуществление жилищной реформы, направленной на решение жилищной проблемы в России, требует создания правовой базы.
В связи с этим в настоящее время подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР".
Изменения и дополнения касаются почти 90 статей, в том числе свыше 20 статьям дана новая редакция.
Проектом предусматривается новый раздел IV "Предоставление и пользование жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договорам найма и аренды. Вопросы социального найма содержатся в разделе III, который дополнен четырьмя новыми статьями: 28/1 "Категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договору социального найма", 42 "Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма", 89/1 "Основания и порядок признания договора социального найма недействительным", 97/1 "Выселение в связи с невнесением платы за жилье".
Вопросы пользования служебными жилыми помещениями (глава 3 раздела III действующего Кодекса), вынесены в самостоятельный раздел V "Предоставление и пользование служебными и специализированными жилыми помещениями".
Глава 4 этого раздела содержит положения, касающиеся предоставления и пользования жилыми помещениями в специализированных домах (статьи 106-111).
Во изменение структуры Кодекса вместо главы 6 "Пользование жилыми помещениями в домах индивидуального жилищного фонда" предусматривается раздел VII "Пользование жилым помещением, жилым домом, принадлежащим на праве собственности гражданам". Предлагается исключить из Кодекса статьи 11-15 как не основанные на положениях статьи 11 Конституции Российской Федерации; статьи 42-45 (Порядок предоставления жилых помещений в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов, в домах ведомственного и общественного фонда); статью 79 (изъятие жилой площади, используемой для извлечения нетрудовых доходов).
Изменения и дополнения в Жилищных кодекс РСФСР имеют прежде всего целью приведение положений Кодекса в соответствие с Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации определена категория граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договору социального найма (статья 28/1), определена норма площади предоставляемого жилья (статья 38).
В целях исключения возможности ограничения закрепленных в гражданском законодательстве прав собственника жилищного фонда изменен порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма (новая статья 42) и порядок выдачи ордера (статья 47). Изложены с учетом положений ГК РФ и нормы, в отношении жилых помещений, домов, принадлежащих на праве собственности.
Претерпели изменения положения Кодекса, регламентирующие вопросы оплаты жилья и коммунальных услуг, а также льготной оплаты жилья и коммунальных услуг.
В целях упорядочения предоставляемых льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР" включены положения, согласно которым установленные законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и бывшими СССР и РСФСР льготы по оплате жилья предлагается применять только в пределах социальной нормы плошали жилья, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в виде субсидий в зависимости от совокупного дохода семьи, выдаваемых в порядке и на условиях, определяемых субъектами Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрены также положения, устанавливающие сроки внесения платы за жилье и коммунальные услуги и ответственность должников. В частности, предусмотрено, что несвоевременное внесение платы может повлечь выселение должника в установленном порядке с предоставлением жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по нормам общежития.
В целом законопроект предусматривает регулирование отношений с участием граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления по поводу возникновения, осуществления и прекращения права пользования жилыми помещениями; требований к жилым помещениям; обеспечения сохранности, содержания и ремонта жилищных фондов; а также защиты прав граждан - пользователей жилищными и коммунальными услугами.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации законопроект был направлен на согласование субъектам Российской Федерации. Получено более 260 замечаний и предложений от 40 субъектов Российской Федерации; 19 субъектов Федерации замечаний и предложений по законопроекту не имеют.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных материальных затрат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.