Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"Об охране зеленого фонда городских поселений"
1. Проект федерального закона "Об охране зеленого фонда городских поселений" не содержит норм, связанных с введением или отменой налогов, освобождением от их уплаты, с выпуском государственных займов и изменением финансовых обязанностей государства.
2. Озеленение является одним из основных факторов оздоровления экологической обстановки в городах и промышленных центрах, однако в природоохранном законодательстве (в законах "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях", Лесном кодексе Российской Федерации" и др.) отсутствуют нормы, регулирующие отношения, возникающие при использовании озелененных территорий.
В результате наметилась явная тенденция уничтожения зеленого фонда городских поселений, использования его земель не по назначению, что создает дополнительные экологические и социальные проблемы в городах.
3. Конституционные права человека на благоприятную окружающую среду, закрепленные в ст.42 Конституции РФ, могут быть реализованы посредством деятельности, способствующей, как указано в части 2 ст.41 Конституции РФ, в том числе экологическому и санитарно-эпидемическому благополучию.
В соответствии с пунктами "в" и "е" ст.71 Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека, в том числе и на благоприятную окружающую среду, а также установление основ федеральной политики и федеральные программы в том числе экологического развития Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "в" и "д" ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы.
Таким образом, основные принципы регулирования отношений, связанных с экологическими проблемами, в том числе с проблемами охраны зеленого фонда городских поселений, определяются Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.
4. Проект Закона "Об охране зеленого фонда городских поселений" не нарушает сложившуюся структуру органов государственного управления и не потребует дополнительных финансовых затрат из бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Основные затраты ориентированы на бюджеты органов местного самоуправления, что соответствует их функциям, определенным Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
5. Проект федерального закона "Об охране зеленого фонда городских поселений" определяет состав территорий зеленого фонда городских поселений по категориям и видам, устанавливает для каждой категории и вида озелененной территории возможность или невозможность участия в гражданском обороте. Принятие этого Закона создает правовую основу для защиты зеленого фонда городов в целях его сохранения и развития на благо нынешнего и будущих поколений посредством осуществления организационных мер и установления ответственности при использовании озелененных территорий.
6. Урбанизированные зоны в Российской Федерации являются территориями с неблагополучной, а в целом ряде регионов кризисной, экологической обстановкой. В то же время в пределах урбанизированных территорий проживает свыше 70% населения России, для которых необходимо установление единых социально-экологических стандартов для обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду.
7. В большинстве городов не сформированы единые непрерывные ландшафтно-рекреационные системы, что снижает самочищий эффект "зеленых легких" урбанизированной среды. Санитарно-гигиенические и эстетические качества городского озеленения находятся в неудовлетворительном состоянии, большая часть зеленого фонда требует реконструкции и ремонта.
Отмечается тенденция сокращения площадей озеленения вследствие изъятия их под застройку, деградации зеленых массивов, неподготовленных для массового посещения, ухудшения санитарного и эстетического состояния городских зеленых насаждений, что в совокупности влияет на экологическую обстановку и здоровье населения ургабинизированных территорий и наносит социальный и экономический ущерб.
8. В настоящее время по данным Государственного доклада "О состоянии окружающей природной среды в 1996 году" средняя обеспеченность горожан зелеными насаждениями общего пользования вдвое ниже нормативной.
Общепризнанно влияние озелененных территорий на снижение негативного воздействия на здоровье населения выбросов вредных веществ промышленных предприятий и транспорта.
В связи с этим становится очевидной необходимость увеличения в среднем в два раза обеспеченности озелененными территориями городских поселений, что создаст реальные условия для улучшения здоровья проживающего в них населения.
9. Настоящий закон устанавливает механизм регулирования правоотношений при обращении с зеленым фондом городских поселений, заложенные в нем нормы носят организационный характер и направлены на упорядочение мер по охране, рациональному использованию и воспроизводству озелененных территорий.
Принятие и реализация настоящего закона позволит затормозить, а потом остановить катастрофический процесс потерь зеленого фонда городских поселений, его деградацию и уничтожение. Введение и реализация закона реально замедлит эти негативные процессы, что определяет социально-экономическую целесообразность его принятия.
10. Экономический механизм реализации настоящего закона заложен в основном в действующих законодательных и других нормативных правовых актах, поэтому принятие настоящего закона не требует существенных дополнительных затрат из бюджета Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
Осуществление определенных настоящим законом дополнительных мер по охране, рациональному использованию и воспроизводству зеленого фонда городских поселений возможно в рамках действующих и разрабатываемых федеральных и региональных целевых программ экологической направленности.
11. Согласно данному законопроекту, не потребуется создание новых органов исполнительной власти, а также новых государственных хозяйственных структур.
В законопроекте конкретизируются функции и порядок организации действующих органов и структур в области охраны, рационального использования и воспроизводства зеленого фонда городских поселений.
Соответствующие статьи настоящего законопроекта максимально увязаны с функциональными задачами федеральных специально уполномоченных органов исполнительной власти, уже определенными действующими законами и иными нормативными правовыми актами, что исключает существенные государственные затраты на реализацию данного закона.
Вывод.
Результатом финансово-экономического анализа проекта федерального закона "Об охране зеленого фонда городских поселений" является вывод о том, что такой закон, в случае его принятия, не предусматривает на свою реализацию расходов, покрываемых за счет Федерального бюджета, и в то же время позволяет на созданной в нем собственной правовой основе кардинально улучшить защиту озелененных территорий как природного ресурса жизнеобеспечения и фактора здоровья населения, предотвратить огромный социальный, экономический и экологический ущерб, возникающий в связи с разрушением зеленого фонда городских поселений и ухудшением его состояния.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.