Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97802115-2 "О Российской оборонной спортивно-технической организации"
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об общественных объединениях" особенности, связанные с деятельностью отдельных видов общественных объединений, могут регулироваться специальными законами. Данная правовая норма в полной мере применима и по отношению к Российской оборонной спортивно-технической организации (далее - РОСТО). Это обусловлено особым характером деятельности РОСТО, спецификой ее отношений с федеральными органами исполнительной власти.
Во-первых, РОСТО является единственным общественным объединением, выполняющим государственный заказ по подготовке военно-обученных специалистов из числа призывной части граждан для Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации. РОСТО тесно взаимодействует с Правительством Российской Федерации, министерствами обороны, по чрезвычайным ситуациям, внутренних дел Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти. Для реализации этой задачи в РОСТО имеется широкая сеть организаций, образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Ежегодно в системе РОСТО более 800 тысяч граждан Российской Федерации получают начальное военное и профессиональное образование, в том числе в соответствии с договором с Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ в системе РОСТО готовится до 130 тысяч военно-обученных призывников по 39 военно-учетным специальностям. В перспективе РОСТО имеет возможности по увеличению объема задач по подготовке мобилизационного резерва и организации обучения специалистов для службы на контрактной основе. В этих целях на основании указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и договора с Генштабом Вооруженных Сил в РОСТО используется значительное количество военной техники и имущества. Объемы поставок при этом должны осуществляться в соответствии с решениями органов государственной власти.
В главе 2 проекта федерального закона излагается правовая регламентация указанных выше задач, которая в настоящее время отсутствует в принятых законах.
Во-вторых, немаловажную роль в решении задач обороны, гражданского и физического воспитания молодежи играют авиационные организации РОСТО, насчитывающие в своем составе более 5 тысяч летательных аппаратов многопланового назначения и имеющие разветвленную сеть аэродромов и ремонтных баз. Авиация РОСТО является основополагающей структурой в системе авиации общего назначения. С другой стороны она привлечена к решению мобилизационно-оборонных задач, а также в интересах военной, пограничной, милицейской, таможенной и иной государственной службы. Таким образом авиация РОСТО выполняет функции государственной авиации.
Воздушный кодекс Российской Федерации не учитывает этих особенностей авиации РОСТО. Эти пробелы в законодательстве решаются в главе III проекта настоящего федерального закона. В данной главе определены не только задачи и права авиации РОСТО, но и ответственность за осуществление конкретных видов деятельности.
В-третьих, РОСТО выступает в роли координатора и руководителя деятельности всех организаций независимо от их принадлежности по развитию авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта. Необходимо учитывать огромную роль данных видов спорта в подготовке граждан к военной службе, накоплений мобилизационного резерва за счет спортсменов высших разрядов и званий. Главы IV и V проекта федерального закона регулируют деятельность РОСТО по развитию данных видов спорта, а также спортивно-технического туризма.
В-четвертых, в организациях РОСТО имеются различные виды стрелкового оружия, используемого в учебных и спортивных целях. Оборот такого оружия требует специального правового регулирования, не отраженного в Федеральном законе "Об оружии". В главе VI законопроекта отражены конкретные права и обязанности РОСТО по обороту оружия и боеприпасов к нему, а также порядок деятельности РОСТО, связанный с оборотом оружия и боеприпасов к нему.
В-пятых, в настоящее время возникла необходимость в защите имущественных прав РОСТО. В частности, есть попытки отчуждения принадлежащего на правах собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления имущества РОСТО, а также многочисленных отказов со стороны органов государственной регистрации и юстиции в регистрации уставов структурных подразделений РОСТО из-за двоякого толкования отдельных статей Гражданского кодекса РФ и ряда других законов. Прежде всего это касается толкования одного из основных положений прав собственника, каковым является РОСТО в лице ее руководящего органа - Центрального Совета РОСТО, на закреплении имущества за своими структурными подразделениями на праве хозяйственного ведения и отсутствия нормативных правовых актов об управлении имуществом в учреждениях и организациях общественных объединений. Регистрирующие органы в одностороннем порядке используют при регистрации организаций и учреждений РОСТО нормы как к государственным организациям и учреждениям.
Необходимость целевого финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов выполнение государственных заданий и программ по подготовке специалистов для Вооруженных Сил, содержание авиационно-спортивных организаций и подготовку сборных команд России по авиационным видам спорта, государственных инвестиций в капитальное строительство, поставки материально-технических ресурсов вызвана тем, что почти все доходы от хозрасчетной деятельности РОСТО реинвестируются на указанные цели в ущерб другим видам и формам оборонно-массовой работы и социальным нуждам работников РОСТО.
Предлагаемые в главе VIII проекта федерального закона нормы регулируют поднятые выше проблемы, неотрегулированные законодательством. Перечень льгот расписана в соответствии с действующими законами (например, законом РФ "Об образовании"), но в то же время она учитывает специфику подготовки призывной молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ.
И, наконец, в-шестых, участниками парламентских слушаний на тему "О состоянии авиационных, технических, военно-прикладных видов спорта и мерах по их дальнейшему развитию", прошедших 20 мая 1997 года, были рекомендованы комитетам Государственной Думы по туризму и спорту, обороне, безопасности разработать и внести проект настоящего федерального закона для рассмотрения Государственной Думой РФ. Нельзя не учитывать и многочисленные обращения руководителей государственных органов субъектов Российской Федерации к Президенту Российской Федерации с предложениями о разработке Федеральной программы государственной поддержки РОСТО и законопроекта о РОСТО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.