Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97802229-2 "О развитии сотрудничества Российской Федерации с Тайванем"
Проект федерального закона "О развитии сотрудничества Российской Федерации с Тайванем" разработан Комитетом Государственной Думы по вопросам геополитики с привлечением сотрудников Министерства иностранных дел Российской Федерации, Московско-Тайбэйской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству, соответствующих ученых и специалистов.
Настоящий законопроект имеет целью создать юридическую базу для российско-тайваньских связей, осуществляющих в ситуации, когда отсутствует дипломатическое признание Тайваня со стороны Российской Федерации, стимулировать торгово-экономическое, инвестиционное, культурное и научное сотрудничество с Тайванем, обеспечить интересы граждан и организаций Российской Федерации, сотрудничающих с Тайванем.
Тайвань занимает необычное положение в мировом сообществе. Являясь островной частью Китая, он, вместе с тем, в силу сложившихся исторических обстоятельств, заимствовал символику и название государства, существовавшего на территории материкового Китая до 1 октября 1949 года. В нынешнем своем виде Китайская Республика на Тайване не признается большинством стран мирового сообщества, в том числе и Россией, не является членом ООН и большинства международных организаций. Тем не менее, Тайвань обладает определенной международной правоспособностью, поддерживает дипломатические отношения с тридцатью государствами, участвует в некоторых международных организациях, заключает соглашения с другими государствами. Одновременно у Тайваня существует довольно разветвленная система неправительственных связей с большинством стран мира. Объективно Тайвань, является государством де-факто. В то же время, Тайвань является одной из крупнейших торговых держав мира, занимая важное место в международной системе разделения труда. Тайвань является также крупным мировым экспортером капитала и крупнейшим инвестором в Юго-Восточной Азии. Создание юридической базы для двусторонних отношений создаст предпосылки для усиления взаимовыгодного торгово-инвестиционного сотрудничества и для повышения влияния России в ЮВА. Кроме этого, принятие такого закона позволит Правительству Российской Федерации проводить более гибкую политику, соответствует международно-политическим интересам Российской Федерации, не нарушая в то же время сложившихся добрососедских отношений с КНР.
Российская Федерация - правопреемник СССР в области межгосударственных отношений. Наше государство заинтересовано в сохранении всего того в этих отношениях, что отвечает нашим национальным интересам, а также в укреплении наших позиций на мировой арене путем развития тех сфер и направлений внешних сношений, которые были "табу" для СССР, но не для России. К этой сфере принадлежат и отношения с островной частью Китая. Советский Союз имел дипломатические отношения лишь с континентальной частью Китая, с государством, расположенным на китайском материке, то есть только с Китайской Народной Республикой со столицей в Пекине. СССР не имел дипломатических отношений и никаких иных связей с островной частью Китая, с Китайской Республикой со столицей в Тайбэе. Позиция СССР определялась идеологическими приоритетами во внешней политике нашего прежнего государства, стремлением подстроиться под требования Пекина, который возражал против того, чтобы государства, имеющие дипотношения с КНР, одновременно поддерживали такие же связи с Китайской Республикой на Тайване.
Сегодня более 150 стран имеют дипотношения с КНР. В то же время 30 государств поддерживают дипломатические отношения с Китайской Республикой на Тайване. Гораздо важнее то, что около ста государств мира, в том числе все крупнейшие страны, формально не имея дипотношений с Тайванем, содержат свои представительства на острове, по сути дела поддерживают с Китайской Республикой на Тайване межгосударственные отношения, пользуясь разного рода вывесками. Например, США содержат на Тайване свое представительство под наименованием Американского института на Тайване. Конгресс США принял специальный закон об отношениях с Тайванем, создав тем самым правовую основу для двусторонних отношений, а также отдельной строкой выделяет средства из государственного бюджета на финансирование формально не дипломатических, но по сути дела межгосударственных, связей с Тайванем, то есть на содержание Американского института на Тайване.
Российская Федерация безусловно заинтересована в сохранении и развитии добрососедских отношений с Китайской Народной Республикой. Нам целесообразно учитывать позицию Пекина и не устанавливать в настоящее время дипломатических отношений с Китайской Республикой на Тайване. В то же время национальные интересы России требуют установления и поддержания отношений с островной частью Китая; то есть с Китайской Республикой на Тайване. Это вызывается целым рядом важных причин: экономической заинтересованностью, ибо Тайвань располагает крупнейшими запасами валюты, способен выступить в качестве инвестора в крупных масштабах, в настоящее время положительное сальдо в двусторонней внешней торговле в нашу пользу составляет около миллиарда долларов; наши нации могут взаимно обогащать друг друга в сфере культуры; стратегические интересы России в мире и в соответствующих регионах требуют сбалансировать наши отношения с континентальной и островной частями Китая, уравновесить наше присутствие в обоих китайских государствах относительно США, Японии, стран АТР и т.п.
Между Москвой и Тайбэем достигнута принципиальная договоренность об установлении и поддержании двусторонних отношений экономического и культурного сотрудничества. Пекин поставлен об этом в известность. Он не возражает против такого характера связей Москвы и Тайбэя при том единственном условии, чтобы Российская Федерация не вступала с Китайской Республикой на Тайване в дипломатические отношения. Формой двусторонних отношений Москвы и Тайбэя, приемлемой и для Пекина, оказывается в данном случае установление фактически межгосударственных отношений, прежде всего и главным образом на данном этапе, в сфере экономического и культурного сотрудничества, но под вывеской взаимодействия двух Комиссий, каждая из которых представляет одну из сторон, то есть, с нашей стороны, Московско-Тайбэйской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству, а со стороны Тайваня - Тайбэйско-Московской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству. Стороны также условились, что упомянутые комиссии будут иметь свои представительства соответственно в Тайбэе и в Москве.
Таким образом речь идет о поддержании и развитии связей с Тайванем, которые отвечают нашим национальным интересам и по сути дела являются межгосударственными, и лишь учитывая нашу заинтересованность в том, чтобы не наносился вред двусторонним отношениям Российской Федерации и КНР, осуществляются под вывеской упомянутых Комиссий и их Представительств. Из этого следует необходимость подвести нормативно-юридическую основу под эти отношения, а также предусмотреть государственное финансовое и материальное обеспечение работы Московско-Тайбэйской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству и ее Представительства в Тайбэе.
На решение этих задач и направлен проект федерального закона "О развитии сотрудничества Российской Федерации с Тайванем". В законопроекте: обозначены основные параметры нашего партнера - территория, население и администрация Тайваня; констатируется, что экономические и культурные связи с Тайванем поддерживаются в отсутствие дипломатических отношений; предусматривается, что отношения с Тайванем регулируются законодательством Российской Федерации; указывается на то, что режим, льготы и привилегии, предусмотренные настоящим законом, предоставляются на паритетной основе.
Законопроектом подтверждается, что Московско-Тайбэйская координационная комиссия по экономическому и культурному сотрудничеству (МТКК) является межгосударственной некоммерческой организацией (учреждением), что МТКК служит целям содействия на неправительственном уровне развитию экономических, культурных связей с Тайванем, их юридического и иного обеспечения, а также для защиты прав и интересов юридических и физических лиц Российской Федерации на Тайване.
Законопроект устанавливает положение, когда соглашения, проекты, сделки, другие отношения с Тайванем осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами через МТКК, это делается в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Законопроект предусматривает, что финансовое, материально-техническое, информационное обеспечение деятельности МТКК и ее представительства в Тайбэе определяется в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
В законопроекте перечисляются также услуги, предоставляемые гражданам Российской Федерации Представительством МТКК на Тайване.
В настоящее время нет юридической основы и должного финансового обеспечения со стороны государства деятельности по установлению и поддержанию сотрудничества в сфере экономики и культуры с Тайванем, а без этого невозможно не только двинуть вперед, но и просто надежно и продуктивно выполнять работу, отвечающую национальным интересам нашей страны, защищать интересы граждан Российской Федерации на Тайване. Принятие данного законопроекта создаст правовую основу для благотворного развития двусторонних отношений Российской Федерации и Тайваня, будет содействовать тому, чтобы и тайваньская сторона предприняла соответствующие меры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.