Справка к проекту федерального закона
"О развитии сотрудничества Российской Федерации с Тайванем"
Общие сведения о Тайване
Исторический очерк и международно-правовое положение Тайваня
Отношения с Российской Федерацией
Объем товарооборота между Российской Федерацией и Тайванем
Общие сведения о Тайване
Тайвань - островная часть Китая, состоящая из большого острова того же наименования с прилежащими к нему небольшими островами и архипелагом Пэнху (Пескадорские острова). Под контролем Тайваня находятся также две группы островов у побережья континентального Китая - Цзинмэнь и Манзу. Общая площадь Тайваня - 35 989 кв. км. (чуть больше территории Крыма). Остров отделен от материка Тайваньским проливом, наименьшая ширина которого около 130 км. Длина острова 394 км, ширина до 122 км. 64% территории острова заняты горами. Имеются незначительные запасы угля, природного газа и других полезных ископаемых.
Население Тайваня - 21 465 881 чел. (на июль 1996 г.), в подавляющем большинстве это китайцы и 1,7% аборигены острова (гаошань).
Интерес к Тайваню, как к экономическому партнеру, проистекает из успехов его развития. Это территория с устойчивым экономическим ростом (средний прирост ВВП за последние 30 лет составил 9%), низким уровнем безработицы и инфляции. Тайвань является 13-й крупнейшей торговой державой мира. Тайвань - крупнейший инвестор в КНР, Таиланде, Индонезии, Филиппинах, Малайзии и Вьетнаме.
Исторический очерк и международно-правовое положение Тайваня
В соответствии с Симоносекским договором, заключенным по результатам китайско-японской войны 1894-1895 годов Цинская империя уступила Японии Тайвань и острова Пэнху. В 1912 году Цинская империя была свергнута и ее заменила Китайская Республика (КР), руководящую роль в которой играла партия Гоминьдан (Национальная партия). СССР установил и поддерживал дипломатические отношения с Китайской Республикой. КР была была союзником СССР в годы второй мировой войны. В 1937 году СССР и КР подписали пакт о ненападении, в котором обязались в случае агрессии извне не оказывать агрессору никакой поддержки. Начались поставки из СССР оружия и самолетов. Вплоть до капитуляции Японии в 1945 году продолжалось сотрудничество, закрепленное 14 августа 1945 года Советско-китайским договором о дружбе и союзе.
По окончании второй мировой войны, в соответствии с Каирской декларацией, подписанной 1 декабря 1943 года США, Англией и Китаем, Тайвань и острова Пэнху должны быть возвращены Китаю. Это решение подтвердила и Потсдамская декларация от 26 июля 1945 года. 2 сентября 1945 года в Токио был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии и Тайвань официально перешел под юрисдикцию КР как "провинция Тайвань".
Современное положение Тайваня является результатом гражданской войны в Китае между Гоминьданом и Коммунистической Партией Китая (КПК), тайно поддерживаемой СССР. 1 октября 1949 года КПК провозгласила в Пекине образование Китайской Народной Республики, которая немедленно была признана СССР и странами "народной демократии" в качестве единственного законного правительства, представляющего весь Китай. 8 декабря 1949 года центральное правительство КР переехало на Тайвань. Гоминьдан сохранил контроль только над Тайванем и прилегающими островами, претендуя на статус общекитайского правительства. США и другие страны Запада продолжали политику дипломатического признания КР. Китай де-факто превратился в разделенное государство (как и Германия, Корея, Вьетнам), что не было признано ни международным сообществом, ни самими участниками конфликта. На протяжении 50-х - 60-х годов КР на Тайване представляла весь Китай в международных организациях и пользовалась признанием большинства ведущих государств мира. В отличие от двух Германий и Корей у КНР и КР все по другому - обе стороны не признают друг друга в качестве независимых государств и протестуют, если третьи страны признают их обоих. Одна из частей разделенного государства тем самым требует от других непризнания другой части. Таким образом, третьи страны, - будучи поставлены перед дилеммой, кого из двух субъектов признавать, исходя из реальных политических интересов, делают выбор в пользу большого в ущерб малому. Различия в населении территории и правительственной организации КНР и КР на порядок больше, чем у двух других разделенных государств.
Во многих отношениях спасительной для Тайваня оказалась война в Корее, начавшаяся 25 июня 1950 года. Опасаясь усиления военной экспансии КНР на Дальнем Востоке, США были вынуждены взять остров под свою защиту. 7 флот США вошел в Тайваньский пролив, с начала 1951 года начала поступать американская военная помощь. В 1954 году США заключили с КР на Тайване "Договор о взаимной обороне", в соответствии с которым на остров постоянно поступала американская военная помощь, работала группа советников, однако исключалось вмешательство США в сферу столкновений между островом и материком, если она не затрагивала собственно Тайвань и острова Пэнху. На острове было введено военное положение (отменено в 1987 году), отменены конституционные свободы (слова, собраний, демонстраций). В то же время на острове проводились реформы, заложившие основу для последующего экономического процветания.
На протяжении последующих 20 лет Тайвань пользовался мощной поддержкой США, за представителями КР сохранялось место в СБ ООН. Однако стратегические приоритеты США в начале 70-х годов начали смещаться. 27 февраля 1972 года во время визита Никсона в КНР было подписано Шанхайское коммюнике, положившее начало нормализации отношений США и КНР. Это имело неблагоприятные последствия для Тайваня. КНР признало большинство стран (Япония, Западная Германия, Австралия и др.). В 1971 году КР была исключена из СБ и ООН. 1 января 1979 года было опубликовано совместное китайско-американское коммюнике, в котором США признали, что существует только один Китай, а Тайвань - часть Китая, но вместе с тем отмечалось, что США "будут поддерживать культурные, торговые и другие отношения с народом Тайваня на неофициальном уровне". В марте 1979 года США приняли "Закон об отношениях с Тайванем". Этим актом конгресса США был создан Американский институт на Тайване, заменивший посольство США. США, разорвав дипломатические отношения с КР, тем не менее продолжают де-факто признавать Тайвань субъектом международного права со всеми вытекающими последствиями. Из 60 двусторонних договоров между США и КР 59 сохранили свою силу и после разрыва дипломатических отношений (договор о взаимной обороне прекратил свое действие), более 100 соглашений заключено уже после разрыва дипотношений.
В современных условиях Тайвань представляет собой государство с совершенно самостоятельной политической и экономической системами, население острова ни при каких условиях не согласится перейти под управление властей КНР даже на правах самой широкой автономии. На Тайване сложилась многопартийная система, создано демократическое общество, в марте 1996 года прошли первые в истории Китая прямые выборы президента, идет процесс конституционной реформы. На современном этапе маловероятно как объединение Китая, так и объявление независимости Тайваня и такое положение сохранится на длительный период времени. Что касается международно-правового статуса Тайваня, часть ученых придерживается доктрины "неопределенного правового статуса Тайваня", другие считают, что Тайвань - законная часть Китая (но не КНР). Тем не менее Тайвань остается территорией, эффективно контролируемой правительством КР, развивает международные связи с другими странами, заключает международные договоры, направляет полномочных представителей. Рассматривая проблему с точки зрения основных факторов международной правоспособности (население, территория, правительство, суверенитет), необходимо признать, что КР на Тайване обладает самостоятельной международной правоспособностью, является субъектом международного права и членом мирового сообщества.
Отношения с Российской Федерацией
К началу 90-х годов отношения с Тайванем оставались на крайне низком уровне (отсутствовала телефонная связь, торговля велась через третьи страны). В августе 1991 года Тайваньская неправительственная организация - Совет по развитию внешней торговли получил аккредитацию в Торгово-промышленной палате СССР, которая через 10 дней была аннулирована. После распада СССР и установления новой политической системы в России отношения Тайваня с Российской Федерацией стали первоначально развиваться интенсивно, между странами установились неофициальные отношения (в Москве была создана Московско-Тайбэйская координационная комиссия по экономическому и культурному сотрудничеству (МТКК) и одновременно на Тайване - Тайбэйско-Московская комиссия по экономическому и культурному сотрудничеству (ТМКК). 15 сентября 1992 года Президент Российской Федерации подписал. Указ "Об отношениях между Российской Федерацией и Тайванем" (N 1072), в котором указывалось, что "...Экономические, научно-технические, культурные и другие неофициальные связи между Россией и Тайванем осуществляются отдельными гражданами и неправительственными организациями, наделяемыми функциями, необходимыми для правового, технического и иного обеспечения этих связей, защиты интересов на Тайване российских граждан, и регулируются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. "Таким образом в данном указе Президента содержится прямое указание на необходимость принятия законодательных актов, регулирующих весь комплекс отношений с Тайванем.
Существующие административные акты по данному вопросу не составляют достаточной правовой основы для развития российско-тайваньских экономических, научно-технических и культурных связей, не определяют в достаточной мере функции и полномочия российских организаций по осуществлению этих связей. В последние годы российские научные и политические круги неоднократно указывали на целесообразность принятия российским парламентом документа, регулирующего наши отношения с Тайванем по примеру США. В июле 1993 года ТМКК открыла свое представительство в Москве (осуществляет консульские функции и поддерживает контакты с государственными органами Российской Федерации). Создание представительства МТКК на Тайване неоднократно откладывалось и открылось лишь в ноябре 1996 года. Все это привело к значительному сокращению объема двусторонней торговли.
Объем товарооборота между Российской Федерацией и Тайванем
-------------------------------------------------------------------------
млн.долл| 1995 |По сравн| 1996 |По сравн.| 1997 |По сравнению с тем
США | год |с 1994г.| год |с 1995 г.| год |же периодом 1996г.
--------+-------+--------+-------+---------+------+----------------------
Импорт |1627,96| +48,4% |1603,84| -34,65% | 403,3| +21,7%
из РФ | | | | | |
--------+-------+--------+-------+---------+------+----------------------
Экспорт | 174,03| +6,4% | 141,24|-18,84% | 47,2| -11,6%
в РФ | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
В последнее время значение, объем и содержание связей Российской Федерации с Китайской Республикой на Тайване постоянно возрастает. В повестку дня стали вопросы взаимной защиты и поощрения инвестиций, избежания двойного налогообложения, взаимного признания и эквивалентности документов о высшем образовании и ученых степенях, прямого воздушного и морского сообщения, судебных и арбитражных дел, гуманитарных связей. Важным вопросом является финансирование работы МТКК и эффективное обеспечение ею защиты интересов российских граждан на Тайване.
Не вмешиваясь во внутренние дела Китая, Российская Федерация заинтересована в использовании разнообразных форм развития торгово-экономических, научных и культурных связей с Тайванем. На сегодняшний день сложились все условия для успешного развития такого сотрудничества. Эти задачи и должен решить федеральный закон "О развитии сотрудничества Российской Федерации с Тайванем".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.