Пояснительная записка
и финансово-экономическое обоснование по проекту Федерального закона N 97803424-2 "О Федеральном государственном архиве кредитных историй"
В настоящее время удельный вес просроченных кредитов в банковской системе составляет около 11%, увеличившись с начала текущего года почти на 1,3%. Определенная часть указанных "проблемных" кредитов появилась в результате невозможности банков достоверно и своевременно оценить реальную кредитоспособность и надежность заемщика, историю его взаимоотношений с другими банками при получении и выдаче кредитов, то есть проверить так называемую "кредитную историю" заемщика.
С другой стороны, отсутствие у кредитора информации о кредитной истории заемщика сдерживает масштабы кредитования банками реального сектора экономики, особенно малых и средних предприятий. Кроме того, в настоящее время в России расширяются масштабы получения гражданами кредитных платежных карт, ипотечных и потребительских кредитов. Доступность таких кредитов для предприятий и населения также сдерживается достаточно высокими рисками, основанными на сложности и высоких затратах сбора информации о потенциальном заемщике.
Представляется, что существенным решением этих проблем могло бы стать создание централизованной системы, позволяющий накапливать информацию о кредитных операциях банков и их клиентов, а также предоставлять ее в установленном порядке заинтересованным организациям. Создание такой системы также помогло бы Банку России осуществлять надзор за банковской системой, в том числе усовершенствовать порядок создания банками резервов на возможные потери по ссудам.
Для реализации такого подхода и в целях снижения кредитного риска в банковской системе предлагается создать специализированное учреждение - Федеральный государственный архив кредитных историй (далее - Архив).
В силу особых функций Архива, связанных с предоставлением информацией о банках и их клиентах, наиболее предпочтительным вариантом представляется создание специального учреждения при Банке России.
В части финансовой составляющей в деятельности Архива предлагается заложить принцип самоокупаемости. В то же время, для функционирования Архива могут быть задействованы существующие телекоммуникационные ресурсы Банка России, что может значительно снизить затраты на создание такой системы.
В подготовке данного законопроекта приняли участие эксперты Фонда "Экономика и народовластие" Мельников Андрей Геннадьевич и Суркова Ирина Борисовна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.