Пояснительная записка
к проектам федеральных законов "Об обеспечении электромагнитной совместимости" и "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обеспечении электромагнитной совместимости"
Приложение 1. Справка о состоянии законодательства в данной сфере
правового регулирования
Приложение 2. Перечень законов и иных нормативных актов, подлежащих
отмене, изменению и дополнению в случае принятия
Федерального закона "Об обеспечении электромагнитной
совместимости"
Все более очевидным становится факт вступления общества в качественно новое состояние, одним из показателей которого является интенсификация глобальных техногенных процессов, связанных с созданием искусственных систем, информатизацией, развитием телекоммуникаций, процессов энергообмена и т.д.
В последние десятилетия XX века во всем мире происходит в возрастающих темпах процесс насыщения производства и быта приборами и технологиями, базирующимися на достижениях электро- и радиотехники и электроники. Для комфортного существования современному человеку просто необходимы радиоприемник, телевизор, телефон и другие средства общения. Стало привычным использование высокотехнологичного компьютеризированного промышленного оборудования, систем телекоммуникаций и информатизации, которые, как паровой двигатель в XIX веке и автомобилестроение в начале текущего столетия, становятся движущими силами для оборота финансов и развития экономики. Существует мнение, что в XXI веке лидерами мировой цивилизации станут страны с развитыми системами телекоммуникаций и информатизации.
Предприятия и организации в нарастающих объемах приобретают, устанавливают и эксплуатируют компьютеры, вычислительные сети и системы, банковское оборудование, бесчисленные виды высокотехнологичного промышленного, телекоммуникационного, медицинского и иного оборудования. Радиоэлектронные технологии вошли в структуры управления, навигацию, аэрокосмический комплекс. Электроника занимает все более приоритетное место в военном деле. Многочисленные электротехнические и электронные приборы (микроволновые печи, холодильники, устройства для обогрева, пылесосы и так далее) становятся принадлежностью повседневного быта. Номенклатура таких технических средств делается все более разнообразной, а техническое исполнение - все более сложным и дорогим...
Работа одних технических средств создает в большей или меньшей степени электромагнитные помехи другим техническим средствам, однако, в свою очередь, они и сами подвержены влиянию помех от этих технических средств. Происходит загрязнение окружающей среды электромагнитными помехами. Электротехническое, электронное и радиоэлектронное оборудование чувствительно к электромагнитным воздействиям различного рода - как распространяющимся "по эфиру", так и кондуктивным, распространяющимся по проводам электрических и других сетей. Проблема регулирования в области электромагнитных излучений напрямую связаны как с чрезвычайно актуальной проблемой несанкционированного доступа к конфиденциальной информации так и, вообще, с задачами в области национальной безопасности. Загрязнение окружающей среды зависит и от качества применяемой электроэнергии, параметры которой могут отклоняться от номинальных значений, возникают "провалы", "выбросы", импульсные и радиочастотные помехи. Действия таких помех создают различные нарушения в работе оборудования, приводящие к выходу его из строя, авариям и сбоям. Последствия их могут быть катастрофическими для населения и окружающей среды. Экологическая составляющая этой проблемы по мнению ряда ученых связана также с опасностью электромагнитных излучений для жизни и здоровья людей, животного и растительного мира.
В настоящий момент важным элементом защиты от отрицательного воздействия электромагнитных излучений современных технических средств являются стандарты в области "Electromagnetic compatibility" - электромагнитной совместимости.
Наука определяет понятие "электромагнитная совместимость" как способность технических средств функционировать с заданным качеством в заданной электромагнитной обстановке и не создавать недопустимых электромагнитных помех другим техническим средствам и биологическим объектам.
Следует напомнить, что вопросам актуальности и важности экологических проблем электромагнитных влияний были посвящены специальные парламентские слушания на тему "О загрязнении окружающей природной среды электромагнитными и другими излучениями", проведенные в октябре 1995 года Комитетом Государственной Думы по экологии. Законопроект "Об обеспечении электромагнитной совместимости" и связанный с ним законопроект "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обеспечении электромагнитной совместимости" находятся в русле рекомендаций этих Парламентских слушаний.
Рост правового самосознания общества и современный этап развития техники и технологий настоятельно требуют правового регулирования вопросов электромагнитной совместимости (далее ЭМС). Мировой опыт показывает, что отсутствие государственного регулирования в этой области приводит к бесконтрольному изготовлению, ввозу и применению технических средств, являющихся источниками интенсивных излучаемых или кондуктивных электромагнитных помех и (или) обладающих пониженной устойчивостью к электромагнитным помехам, а также к поставке (продаже) потребителям электрической энергии низкого качества (с повышенным уровнем электромагнитных помех).
В странах Европейского Сообщества в 1992-1994 годах в соответствие с Директивой Совета ЕС N 89/336 от 3.05.1989 г. "О согласовании законодательных актов государств - участников Сообщества, относящихся к электромагнитной совместимости", приняты законодательные акты в области ЭМС, которые позволили обеспечить единые правовые основы решения вопросов ЭМС и на их основе создать единый механизм государственного регулирования.
Этой директивой Совет ЕС, учитывая рынок ЕС, в котором "гарантировано свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов", установил, что "государства - участники несут ответственность за обеспечение адекватной защиты... устройств, аппаратов и систем... при воздействии электромагнитных помех...".
Директивой Совета ЕС предусмотрена "гармонизация требований по электромагнитной совместимости на европейском уровне" и установлена норма, согласно которой "технические средства должны быть сконструированы таким образом, чтобы:
- создаваемые ими помехи не нарушали функционирование других технических средств (Emissions);
- они обладали необходимой помехоустойчивостью, обеспечивающей их нормальное функционирование в окружающей электромагнитной обстановке (Immunity)".
Введено положение о том, что технические средства "могут быть размещены на рынке или введены в эксплуатацию только в том случае, если они соответствуют требованиям, указанным в Директиве ЕС". Предусмотрен также единый механизм подтверждения соответствия технических средств требованиям ЭМС. Одновременно установлено, что "государства - участники должны принять и опубликовать законодательные акты, положения и административные правила, необходимые для приведения национальных норм в соответствие с настоящей Директивой", а также сообщить соответствующей Комиссии ЕС тексты национальных законодательных актов.
Таким образом, для российских производителей электро-радиоэлектронного оборудования до решения соответствующих вопросов государственного регулирования ЭМС европейский рынок практически закрыт наглухо. Кроме того, технологическое отставание отечественного оборудования по параметрам ЭМС делает его в целом неконкурентоспособным на мировом рынке.
К этому необходимо добавить, что Федеральным законом от 25 ноября 1996 года N 135-ФЗ "О ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерации, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны" в статье 60 предусмотрено: "1. В рамках своей компетенции и в соответствии с существующим законодательством Стороны принимают меры с целью сокращения имеющихся у Сторон различий в области метрологии, стандартизации и сертификации путем поощрения использования в этих областях согласованного на международном уровне инструментария. Стороны тесно сотрудничают в упомянутых областях с соответствующими европейскими и иными международными организациями."
В Российской Федерации законодательные акты, относящиеся к ЭМС, в том числе, к качеству электрической энергии в электрических сетях общего пользования, в настоящее время отсутствуют. В косвенной форме эти проблемы затрагиваются в законах Российской Федерации "О стандартизации", "О связи", "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", "Об обеспечении единства измерений", "Об энергосбережении", однако понятие "электромагнитная совместимость" применяется только в законе "О связи".
Следует признать, что в России, в отличие от стран ЕС, еще нет правовых основ для осуществления обязательной сертификации по требованиям ЭМС технических средств, поставляемых для государственных нужд, для организаций и бытовых нужд населения (за исключением средств электросвязи, используемых во Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации). Законодательно не установлено, что требования к техническим средствам по обеспечению ЭМС включают, с одной стороны, требования устойчивости к электромагнитным помехам и, с другой стороны, требования ограничения излучений электромагнитных помех. Не установлено также и право потребителя на то, чтобы товар при обычных условиях его использования соответствовал требованиям ЭМС. В законодательстве Российской Федерации не установлена административная ответственность должностных, физических и юридических лиц в отношении обеспечения ЭМС. Отсутствуют также положения, устанавливающие обязательность декларации изготовителя технических средств о соответствии продукции требованиям ЭМС.
Указанные факторы существенно осложняют возможность эффективного развития соответствующих отраслей российской электроники и электротехники, активного участия российских товаропроизводителей в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве. Таким образом динамика промышленного и экономического развития настоятельно требует незамедлительного восполнения сложившегося в данной сфере правового вакуума, в целях обеспечения устойчивого прогресса наукоемких и энергоемких отраслей, создания необходимых условий для оптимального вхождения России в сообщество высокоразвитых индустриальных стран.
Конкретно общий порядок сертификации продукции четко регламентируется Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", статья 7 которого устанавливает, что обязательная сертификация продукции, товаров, услуг осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Таким образом, согласно действующему законодательству определение объектов, подлежащих сертификации по требованиям ЭМС в областях промышленной, научной, хозяйственной и иных видах деятельности, а также порядка осуществления деятельности по сертификации указанных объектов с учетом их специфики, основные условия по обеспечению ЭМС к производителям продукции и услуг, к выпускаемой либо реализуемой ими продукции и услугам, требования к гражданам, использующим и применяющим соответствующее оборудование, товары и услуги, иные вопросы в области ЭМС должны получить первоначальное урегулирование на уровне федерального закона.
Именно в целях решения вышеизложенных правовых задач разработан и предлагается к рассмотрению Государственной Думой предлагаемый проект Федерального закона "Об обеспечении электромагнитной совместимости", и его принятие является обоснованным и необходимым. Практически это один из первых законопроектов, обеспечивающих гармонизацию отечественного законодательства с законодательством Европейского Содружества.
Положения проекта Федерального закона "Об обеспечении электромагнитной совместимости" разработаны с учетом "Соглашения о партнерстве и сотрудничестве", учреждающем партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами - членами, с другой стороны, подписанного 24 июня 1994 года Президентом Российской Федерации, главами государств и правительств стран - членов Европейского Сообщества и председателем Комиссии ЕС, в котором предусмотрено "достижение совместимости законодательства России с законодательством Сообщества".
Принятие федеральных законов "Об электромагнитной совместимости" и "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обеспечении электромагнитной совместимости" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета в настоящее время и в последующие годы при условии финансирования федеральных органов исполнительной власти в области стандартизации, метрологии и сертификации в рамках их компетенции. Расходы по совершенствованию производства отечественного электротехнического и радиоэлектронного оборудования по параметрам соответствия требованиям по ЭМС являются естественными и находятся в сфере научно-технического прогресса и в условиях конкуренции.
Законопроекты направлялись в Госкомстандарт России, Минэкономики России, Российскую академию наук, Минздрав России, Минобразования России, Минтопэнерго России, Минатом России, МВД России, ФАПСИ, ФСБ России, Минобороны России, РКА, Госкомсвязи России и другим министерствам и ведомствам. На законопроект получены положительные отзывы, все конструктивные замечания и предложения учтены.
Законопроект подготовлен рабочей группой под руководством депутатов Государственной Думы Председателя Комитета по информационной политике и связи О.А.Финько, Заместителя Председателя Комитета по информационной политике и связи Г.К.Волкова, сотрудниками вышеназванного Комитета, Государственного центра стандартизации, сертификации и метрологического обеспечения в области электромагнитной совместимости (ГЦМО ЭМС), Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ), Всероссийского научно-исследовательского института оптико-физических измерений (ВНИИОФИ), Всероссийского научно-исследовательского института сертификации (ВНИИС), Всероссийского научно-исследовательского института стандартизации (ВНИИстандарт), Всероссийского научно-исследовательского института стандартизации и сертификации (ВНИИНМАШ).
Разработчики стремились определить концепцию и структуру законов, учитывая действующее законодательство Российской Федерации, а также максимально используя зарубежный опыт в сфере ЭМС, в том числе в странах Европейского Сообщества.
Председатель Комитета
по информационной политике и связи |
О.А.Финько |
Приложение
к проекту федерального закона
"Об обеспечении электромагнитной совместимости"
Справка о состоянии законодательства в данной сфере
правового регулирования
Общественные отношения, охватываемые проектом федерального закона "Об обеспечении электромагнитной совместимости", в настоящее время регулируются:
1) Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг";
2) Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 255-р о Программе демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации.
3) Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 1994 года N 825 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Комитете Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации".
Проблемы правового регулирования в области стандартизации, метрологии и сертификации, имеющие отношение к вопросам электромагнитной совместимости, отражены также в следующих нормативных актах:
1) Федеральный закон Российской Федерации "О ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерации, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны", действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации;
2) Закон Российской Федерации "О стандартизации", действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации;
3) Федеральный закон Российской Федерации "О связи", действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации;
4) Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации;
5) Федеральный закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации;
6) Федеральный закон Российской Федерации "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации;
7) Закон Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Принятие предлагаемого Федерального закона позволит сократить объем подзаконного правового регулирования, утвердить приоритет актов высшей юридической силы - законов в данной сфере правового регулирования.
Председатель Комитета ГД
по информационной политике и связи |
О.А.Финько |
Приложение
к проекту федерального закона
"Об обеспечении электромагнитной совместимости"
Перечень законов и иных нормативных актов, подлежащих отмене,
изменению и дополнению в случае принятия Федерального закона
"Об обеспечении электромагнитной совместимости"
В случае принятия Федерального закона "Об обеспечении электромагнитной совместимости" до вступления его в силу необходимо внести изменения и дополнения в:
1) Закон Российской Федерации "О стандартизации", действующим в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации;
2) Федеральный закон Российской Федерации "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации;
3) Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации;
4) Закон РСФСР "Об охране окружающей среды", действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации;
5) Закон Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации;
6) принятые на их основе нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Председатель Комитета ГД
по информационной политике и связи |
О.А.Финько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.