Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 96700079-2 "О государственном регулировании и контроле оборота продукции сексуального характера"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Работа над проектом федерального закона "Об ограничениях оборота продукции, услуг и зрелищных мероприятий сексуального характера в Российской Федерации" велась длительное время с учетом обсуждения его в первом чтении и большого количества поступивших отзывов. Получено 148 поправок, в том числе от Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Верховного Суда Российской Федерации. Возражений финансово-экономического характера в заключении Правительства Российской Федерации не имеется. Законопроект (и связанные с ним поправки в действующее законодательство) единодушно поддержали 45 субъектов Российской Федерации, при этом 34 не имеют по нему замечаний и 11 представили свои поправки. Большинство поправок направлено на принятие более жестких ограничительных и запретительных норм в отношении данной продукции.
Комитет по культуре рекомендует Государственной Думе учесть 80 поправок, которые в содержательном и редакционном плане существенно улучшают законопроект.
К таким поправкам можно отнести поправку депутатов Комитета по культуре об изменении названия закона на "О государственном регулировании и контроле оборота продукции сексуального характера". По мнению Комитета данное название наиболее точно отражает предмет законопроекта - участие государства в защите общественной нравственности путем регулирования и контроля оборота продукции сексуального характера в виде законодательного установления порядка и условий создания и распространения такой продукции.
В строгом соответствии с нормами международной Конвенции "О пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими" предлагается учесть поправки многих депутатов Государственной Думы о запрещении оборота порнографической продукции в Российской Федерации. В связи с этим уточнена сфера применения настоящего Закона (запрещен оборот порнографической продукции) и конкретизировано понятие порнографической продукции с точки зрения отнесения к ней продукции, содержащей самоцельное, циничное, грубо натуралистическое изображение или описание насильственных действий сексуального характера, сексуальных действий с несовершеннолетними, связанных с надругательством над телами умерших, а также совершаемых в отношении животных. То есть к порнографии отнесены наиболее жесткие виды этой продукции, в связи с чем ее распространение запрещается.
В связи с размытостью понятия "услуги сексуального характера" и невозможностью проведения четкой границы между проституцией и оказанием услуг сексуального характера, "услуги" предлагается из законопроекта исключить.
Поступили предложения об уменьшении числа ввозимых гражданами на территорию России экземпляров продукции сексуального характера. Комитет по культуре считает целесообразным принять поправку депутата Грешневикова А.Н. о 3 экземплярах. Такое количество, с одной стороны, обеспечит право гражданина на личное потребление и, с другой, не допустит широкого распространения.
По просьбе Правительства Российской Федерации и Новосибирского областного Совета депутатов рекомендуется ввести в законопроект определение "сексуального влечения" и "сексуальных действий", а также раскрыть понятие "эротические произведения" и не ограничивать их оборот.
Предлагается учесть поправки Президента и Правительства Российской Федерации об исключении норм, подробно регулирующих деятельность федерального органа, уполномоченного осуществлять лицензирование деятельности по обороту продукции сексуального характера; конкретных норм, детализирующих принципы лицензирования указанной деятельности, а также поправки субъектов Российской Федерации (Орловская областная Дума, Народный Хурал Республики Бурятия) о делегировании части полномочий по лицензированию органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Комитет по культуре предлагает расширить список лиц, которым не могут быть выданы лицензии на деятельность по обороту продукции сексуального характера, включив в него лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, а также увеличить возраст, с которого можно получить лицензию, с 18 до 21 года.
По предложению субъектов Российской Федерации рекомендуется уточнить и расширить перечень специально отведенных мест, в которых разрешается распространение данной продукции, а конкретное решение об отводе таких мест должно приниматься органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Предлагается сократить время распространения радио-, теле-, видеопродукции сексуального характера с 24 до 4 часов по местному времени.
Комитет по культуре считает необходимым дать расшифровку понятия "кодирование" и указать обязанности организации, распространяющей продукцию с кодированием сигнала.
Субъектами Российской Федерации (Курганская областная Дума, Алтайское краевое Законодательное Собрание, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга) рекомендуется ввести в проект закона определение целей экспертной деятельности, а также установить, что экспертиза проводится только на государственном уровне. Депутаты Комитета по культуре предлагают экспертизу проводить на этапе, предшествующем введению продукции в оборот в целях недопущения появления недозволенных видов продукции.
Из предложенных поправок Комитет по культуре предлагает отклонить 68.
Предлагаемое депутатами Государственной Думы Романовым В.С. и Лукьяновым А.И. название закона "О неотложных мерах по охране общественной нравственности" не совсем точно отражает предмет закона, т.к. он регулирует лишь небольшую часть жизнедеятельности общества, затрагивающую нравственные аспекты.
В связи с исключением отдельных норм и статей, подробно описывающих конкретные вопросы лицензирования, сроков лицензии, их аннулирование, а также функции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять это лицензирование, автоматически отклоняется ряд поправок Правительства Российской Федерации, Верховного Суда России, Тульской областной Думы, депутата Государственной Думы Романова В.С., некоторых других субъектов, предложивших уточнить и еще более конкретизировать эти нормы и статьи.
Неприемлемы предлагаемые уточнения понятий, применяемых в законе. Так нецелесообразно принимать излишне детальное, почти физиологическое определение порнографии, предложенное Комитетом по геополитике. Расшифровка понятия "изделия медицинского назначения" (поправка Народного Хурала Республики Бурятия) не предмет данного закона, также не входят в компетенцию законопроекта вопросы, связанные с регулированием проституции (поправка Московской областной Думы).
В связи с рекомендуемым принятием нормы о проведении экспертизы продукции сексуального характера на государственном уровне рекомендуется отклонить предложения об общественном характере данной экспертизы (поправка депутата Лаховой Е.Ф.).
Предлагается отклонить поправку группы депутатов Государственной Думы Астраханкиной Т.В., Найчуковой С.И., Харитонова Н.М. и других о создании при федеральном органе представительной власти и органах представительной власти субъектов России Комиссий по общественной нравственности, так как компетенция Федерального Собрания Российской Федерации регламентируется Конституцией России, а данный вопрос на уровне субъектов должен решаться ими самостоятельно.
Законопроект "Об ограничениях оборота продукции, услуг и зрелищных мероприятий сексуального характера в Российской Федерации" в первом чтении рассматривался в пакете с проектами законов "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации". Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации", Федеральный закон "О рекламе". Но поскольку, во-первых, по решению Совета Государственной Думы все вопросы по внесению поправок в Уголовный Кодекс Российской Федерации находятся в ведении Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе и, во-вторых, принят в первом чтении проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Комитет по культуре направил все поступившие в ходе подготовки ко второму чтению поправки к Уголовному Кодексу и Кодексу об административных правонарушениях в Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.