Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам"
В настоящий момент одной из главных причин экономического кризиса в Российской Федерации является чрезвычайно высокий объем просроченной задолженности организаций по налоговым платежам и иным сборам в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, государственные внебюджетные фонды. Принимаемые в этой связи меры Правительства Российской Федерации, администраций (правительств) субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления основаны на применении к организациям, имеющим просроченную задолженность по обязательными платежам, норм законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), а также норм налогового законодательства, позволяющих налагать арест и выставлять на торги имущество организаций-должников. Однако, указанные меры чаще всего не могут дать положительный результат, так как они приводят к дезорганизации производственной деятельности организаций и даже к полной их остановке.
Проект федерального закона "О реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам" предоставляет возможность соответствующим государственным органам применять более гибкий механизм решения проблемы просроченной задолженности организаций-должников по обязательным платежам. В соответствии с законопроектом федеральные органы исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия по осуществлению функций сбора обязательных платежей, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенции которых находятся полномочия по осуществлению функций сбора обязательных платежей, органы местного самоуправления (далее - органы, осуществляющие сбор обязательных платежей) соответственно от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований имеют право обращаться к организациям-должникам с предложениями о заключении с ними договоров о переоформлении задолженности организаций-должников по обязательным платежам в качестве кредита соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предоставленных организациям-должникам.
Организации-должники вправе обращаться в органы, осуществляющие сбор обязательных платежей, с предложениями о заключении договоров о переоформлении задолженности.
Указанный договоры могут заключаться на срок от 1 до 2 лет с возможностью продления их действия на 6 месяцев.
С момента заключения договора о переоформлении задолженности начисление пени и штрафов на просроченную задолженность не производится.
В указанные договоры могут включаться обязательства организаций-должников осуществить согласованный с соответствующими государственными органами план финансового оздоровления (санации).
В обеспечение исполнения своих обязательств по договорам о переоформлении задолженности организации-должники передают в залог соответственно Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям находящееся в собственности указанных организаций имущество, которое при не исполнении или ненадлежащем исполнении организациями-должниками условий договоров о переоформлении задолженности отчуждается во внесудебном порядке соответственно в собственность Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальную собственность.
Для организаций-должников, являющихся открытыми акционерными обществами, то есть для подавляющего большинства крупных и средних промышленных предприятий, законопроектом предусмотрен особый порядок обеспечения исполнения своих обязательств по договорам о переоформлении задолженности. Указанные акционерные общества должны передать в залог Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям свои акции, стоимость которых должна быть не менее сумм предоставленных им кредитов по договорам о переоформлении задолженности. При этом количество акций, передаваемых в залог, должно обеспечить на собрании акционеров 50 процентов голосов плюс один голос.
Организации-должники, являющиеся открытыми акционерными обществами, передают в залог соответственно Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям акции указанных организаций-должников, находящиеся в их собственности. В случае, если в собственности организаций-должников, являющихся открытыми акционерными обществами, не находится необходимое для передачи в залог количество их акций, указанные организации-должники принимают в установленном законодательством Российской Федерации порядке решение об увеличении уставных капиталов путем осуществления дополнительной эмиссии акций.
В обеспечение исполнения обязательств организаций-должников, являющихся открытыми акционерными обществами, по договорам о переоформлении задолженности акционеры указанных организаций-должников могут заключить с органами, осуществляющими сбор обязательных платежей, договоры о передаче в залог соответственно Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям акций указанных организаций-должников, находящиеся в собственности таких акционеров. В данном случае дополнительно эмитируется такое количество акций указанных организаций-должников, чтобы общее количество акций организаций-должников, являющихся открытыми акционерными обществами, переданных в залог соответственно Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям соответствовало вышеуказанным ограничениям.
Законопроект предусматривает, что при не исполнении или ненадлежащем исполнении организациями-должниками, являющимися открытыми акционерными обществами, условий договоров о переоформлении задолженности, переданные в залог акции отчуждается во внесудебном порядке соответственно в собственность Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальную собственность.
В соответствии с проектом федерального закона в отношении организаций, заключивших договоры о переоформлении задолженности, не применяются нормы, установленные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
Принятие проекта федерального закона "О реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам" существенно улучшит текущее финансовое положение организаций-должников, стимулирует осуществление ими программ финансового оздоровления (санации) и будет способствовать улучшению собираемости налогов и иных сборов путем увеличения налогооблагаемой базы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.