Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи Боджокова Н.К,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дагужиевым М.Н,
с участием:
представителя административного истца Натхо А.Ч,
представителей административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (РОСРЕЕСТР) Копысовой Н.Ю. и Михайловой О.Н, Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям Ожева Р.А,
представителя заинтересованного лица ФГБУ "Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея) Ладыженко О.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО9 об оспаривании архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО9 свой административный иск мотивировала тем, что в период с 05.08.2015 по 09.01.2018 и с 05.08.2015 по 30.06.2017 она владела на праве собственности следующими объектами недвижимости:
земельным участком общей площадью 10000 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства бизнес - инкубатора, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается Выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 17.05.2019 г. NКУВИ-001/2019-10932927;
земельным участком общей площадью 10000 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства бизнес - инкубатора, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается Выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 17.05.2019 г. NКУВИ-001/2019-10933172.
В 2019 году из Межрайонной ИНФС России N 3 по РА было ею получено требование об уплате налога с налоговым уведомлением о сумме налога на указанные земельные участки с указанием задолженности за 2016 и 2017 гг. в размере 525 525,20 рублей.
Согласно Выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17.05.2019 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в период владения административного истца была установлена в размере 30 394 000 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в государственный кадастр 29.12.2012 г. по состоянию на 01.01.2012 г.
Однако действительная рыночная стоимость указанного объекта недвижимости на тот период не соответствует внесенной в государственный кадастр стоимости, что подтверждается отчетом N23/2019 от 20.06.2019 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленного ИП Шеудженом К.Б.
Согласно данному Отчету N 23/2019 от 20.06.2019 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2012 г. составляет 5 525 000 рублей.
Согласно Выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17.05.2019 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в период владения административного истца была установлена в размере 30 261 900 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в государственный кадастр 29.12.2012 г. по состоянию на 01.01.2012 г.
Однако действительная рыночная стоимость указанного объекта недвижимости на тот период также не соответствует внесенной в государственный кадастр стоимости, что подтверждается отчетом N 24/2019 от 20.06.2019 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленного ИП Шеудженом К.Б.
Согласно данному Отчету N 24/2019 от 20.06.2019 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2012 г. также составляет 5 525 000 рублей.
Административный истец полагает, что в государственный кадастр недвижимости на 01.01.2012 г. были внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости, установленная кадастровая стоимость данных объектов недвижимости необоснованно завышена и превышает рыночную почти в 6 раз. Примечательно, что пересмотренная в рамках очередной переоценки кадастровая стоимость в 2016 г. составила 6 487 000 рублей, что также подтверждает объективность рыночной стоимости объектов определенных экспертом в отчетах.
Просила суд установить архивную кадастровую стоимость объектов недвижимости - земельных участков, расположенных по адресу "адрес" с кадастровыми номерами N и N равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012г. соответственно по 5525000 руб. и 5525000 руб.
Представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям Ожев Р.В. возражал против иска и спросил в нем отказать, ссылаясь на то, что представленный истцом Отчеты не соответствуют требованиями ФСО N 7.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (РОСРЕЕСТР) Копысовой Н.Ю. и Михайловой О.Н. и заинтересованного лица ФГБУ "Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея) Ладыженко О.С. полагались на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Администрации МО "Энемское городское поселение" на суд не явился, представил письменное заявление, в котором при принятии решения полагался на усмотрение суда.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
По делу установлено и подтверждено материалами дела, что в период с 05.08.2015 по 09.01.2018 и с 05.08.2015 по 30.06.2017 административный истец владела на праве собственности следующими объектами недвижимости:
земельным участком общей площадью 10000 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства бизнес - инкубатора, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается Выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 17.05.2019 г. NКУВИ-001/2019-10932927;
земельным участком общей площадью 10000 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства бизнес - инкубатора, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается Выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 17.05.2019 г. NКУВИ-001/2019-10933172.
В 2019 году от Межрайонной ИНФС России N 3 по РА было ею получено требование об уплате налога с налоговым уведомлением о сумме налога на указанные земельные участки за 2016 и 2017 гг. по этим участкам в размере 525 525,20 рублей.
Согласно Выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17.05.2019 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:05:3116004:91 в период владения административного истца была установлена в размере 30 394 000 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в государственный кадастр 29.12.2012 г. по состоянию на 01.01.2012 г.
Однако действительная рыночная стоимость указанного объекта недвижимости на тот период не соответствует внесенной в государственный кадастр стоимости, что подтверждается Отчетом N 23/2019 от 20.06.2019 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленного ИП Шеудженом К.Б.
Согласно данному Отчету рыночная стоимости земельного участка рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2012 г. составляет 5 525 000 рублей.
Согласно Выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17.05.2019 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:05:3116004:92 в период владения административного истца была установлена в размере 30 261 900 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в государственный кадастр 29.12.2012 г. по состоянию на 01.01.2012 г.
Однако действительная рыночная стоимость указанного объекта недвижимости на тот период также не соответствует внесенной в государственный кадастр стоимости, что подтверждается Отчетом N 24/2019 от 20.06.2019 г. о рыночной стоимости земельного участка, составленного ИП Шеудженом К.Б.
Согласно данному Отчету рыночная стоимость земельного участка рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2012 г. также составляет 5 525 000 рублей.
Таким образом, следует признать, что в государственный кадастр недвижимости на 01.01.2012 г. были внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости, установленная кадастровая стоимость данных объектов недвижимости необоснованно завышена и превышает рыночную почти в 6 раз.
При этом пересмотренная в рамках очередной переоценки кадастровая стоимость в 2016 г. составила 6 487 000 рублей, что также подтверждает объективность рыночной стоимости объектов определенных экспертом в отчетах.
Суд принимает за основу своего решения представленные истцом Отчеты, поскольку они по форме и содержанию полностью соответствуют требованиям закона, а возражавший против них представитель Комитета РА по имущественным отношениям Ожев Р.А. не заявлял ходатайства о назначении и проведении по делу судебной оценочной экспертизы.
В соответствии со ст.ст. 24.18 и 24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" N 135-ФЗ от 29.07.1998г. результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при изменении кадастровых сведений ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (архивные сведения).
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В силу требований главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных земельных участков влияют на права и обязанности административного истца как плательщика налога.
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено упомянутым пунктом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391, пункт 3 статьи 396 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налоговое уведомление Межрайонной ИНФС России N 3 по РА вместе с требованием об уплате земельного налога за указанные земельные участки за 2016 и 2017 гг. получены административным истцом в 2019 году.
Таким образом, публично-правовая обязанность уплатить земельный налог у ФИО9 за спорный период сохранилась до настоящего времени, в связи с чем на дату её обращения в суд оспариваемая административным истцом архивная кадастровая стоимость подлежит применению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 181 и 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО9 об оспаривании архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Установить архивную кадастровую стоимость объектов недвижимости - земельных участков, расположенных по адресу "адрес" с кадастровыми номерами N и N равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012г. соответственно по 5525000 руб. и 5525000 руб.
Датой подачи административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 10.07.2019г.
Настоящее решение, с момента вступления его в законную силу, является основанием для внесения в Единый государственный кадастр недвижимости соответствующих изменений в части указания архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости - земельных участков, расположенных по адресу "адрес" с кадастровыми номерами N и N.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея в течение месяца, начиная с 12.08.2019г.
Мотивированное решение изготовлено 08.08.2019г.
Председательствующий Н.К. Боджоков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.