Пояснительная записка
к уточненным проектам Налогового кодекса Российской Федерации и федеральному закону о его введении
Досье на проекты федеральных законов
Государственной Думой Российской Федерации постановлением от 19 ноября 1997 года N 1903-II ГД "О проекте Налогового Кодекса Российской Федерации" было принято решение о возвращении к рассмотрению в первом чтении проекта Налогового кодекса Российской Федерации. Одновременно рекомендовано заинтересованным субъектам права законодательной инициативы внести в Государственную Думу альтернативные проекты Налогового Кодекса и федеральных законов по вопросам комплексного реформирования налоговой системы Российской Федерации, имея в виду рассмотреть их уже в феврале 1998 года в первом чтении.
Следует отметить, что ранее внесенный Правительством Российской Федерации проект Налогового Кодекса Государственной Думой отклонен не был. Более того, несмотря на серьезную критику законопроекта при его рассмотрении в Государственной Думе, в принципиальном плане не оспаривались ни существо, ни предложенные в проекте основные направления налоговой реформы. Однако ряд замечаний к проекту Налогового кодекса являются справедливыми и требуют внесения изменений в проект. Кроме этого при доработке Налогового кодекса Правительство Российской Федерации сочло возможным пойти на компромиссные решения по ряду вопросов, вызвавших наиболее серьезную критику в Государственной Думе (временный отказ от введения социального налога, сохранение источников формирования дорожных фондов, возможность введения единого налога на сельхозпроизводителей и некоторые другие).
Поэтому, в направляемых уточненных проектах нашли отражение как конструктивные предложения, ранее поступившие в ходе рассмотрения правительственного законопроекта в Государственной Думе (включая значительную часть поправок, поступивших от депутатов), так и результаты работы созданных в июне 1997 года по решению Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации рабочих групп по доработке принятого ранее в первом чтении проекта Налогового кодекса.
При доработке проекта Налогового кодекса Правительство Российской Федерации, прежде всего, исходило из того, что скорейшее проведение налоговой реформы является в настоящее время одним из важнейших условий для кардинального улучшения экономической ситуации и обеспечения начала и дальнейшего динамичного ускорения экономического роста в стране. Принятие Налогового кодекса рассматривается в качестве одного из основных инструментов для реализации этой задачи.
Принятие Налогового кодекса позволит систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, привести в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устранить такие недостатки существующей налоговой системы как отсутствии единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. Изменения требуют и чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения, применяемые сегодня при отсутствии ясного законодательства, предупредительных процедур и нечеткости формулирования составов налоговых нарушений.
При доработке проекта Налогового кодекса Правительство Российской Федерации исходило из того, что одним из приоритетных направлений налоговой реформы должно явиться реальное облегчение налоговой нагрузки на экономику. Поэтому при доработке проекта признано возможным, несмотря на серьезнейшие бюджетные ограничения, пойти на ощутимое снижение налогового бремени на товаропроизводителей.
В результате реализации предусмотренных уточненным Налоговым кодексом изменений обеспечивается снижение доли налоговых поступлений в ВВП не менее, чем на 2,0 процентных пункта, или на 57,9 млрд. рублей. Это соответствует снижению налоговой нагрузки по сравнению с ныне действующим налоговым законодательством на 6,3 процента, а по сравнению с 1997 годом - на 8,5 процента. Вместе с тем, такое снижение не должно привести к заметному уменьшению поступлений налоговых доходов в казну государства, поскольку проектом Налогового кодекса предусмотрен ряд мер, способствующих росту собираемости налогов. В частности, за счет перекрытия имеющихся каналов ухода от налогообложения и отмены неоправданных налоговых льгот. Кроме этого, общая либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков должны способствовать возврату в легальную сферу капиталов, ушедших в тень или вывезенных в последние год за рубеж.
Важно также отметить, что предполагаемое снижение налоговых поступлений, в отличие от ранее внесенного законопроекта, более равномерно распределится между федеральным и территориальными бюджетами, что обеспечит соблюдение требования о направлении в региональные и местные бюджеты не менее половины всех налоговых поступлений.
Уточненным проектом Налогового кодекса вместо более чем 100 продолжающих действовать в настоящее время налогов, сборов и иных обязательных платежей предусматривается (при введении в действие всех предусмотренных в перечне региональных и местных налогов, сборов) действие менее чем 30 видов налогов и сборов. А ограничение налоговой нагрузки обеспечивается наряду с сокращением общего числа налогов и сборов также за счет некоторого снижения размеров ставки налога на прибыль и путем установления предельных ставок по основным региональным и местным налогам.
Изменения налоговой системы, предусмотренные доработанным проектом Налогового кодекса, направлены также на решение следующих важнейших задач:
- построение справедливой, стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
- развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
- создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан;
- формирование единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения и улучшение налогового администрирования.
Уточненным проектом Налогового Кодекса предлагается не кардинальное изменение действующей налоговой системы, а ее эволюционное преобразование путем устранения имеющихся недостатков и ликвидации имеющихся внутри нее перекосов. Поэтому при подготовке уточненного проекта Правительство Российской Федерации исходило из того, что должны быть сохранены основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, ресурсные налоги), формирующие основу российской налоговую системы. Эти налоги апробированы как в развитых, так и в развивающихся государствах и в различных экономических режимах, к ним адаптировались налогоплательщики.
В отличие от ранее внесенного проекта уточненный Правительством Российской Федерации проект Налогового кодекса Российской Федерации состоит из двух частей: Общей части и Специальной части. В Общей части, включающей в себя 7 разделов, закладывается правовой фундамент налоговых отношений и определяются основы процесса налогообложения. По своей тематике и кругу регулируемых вопросов эта часть близка действующему Закону "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", и после введения Налогового Кодекса в действие она должна заменить указанный Закон.
Специальная часть состоит из 4 разделов, три из которых, - "Федеральные налоги", "Региональные налоги" и "Местные налоги" - посвящены изложению конкретного порядка налогообложения по федеральным налогам и сборам, а также принципам налогообложения по региональным и местным налогам и сборам. Каждому налогу и сбору в указанных разделах Специальной части проекта Налогового кодекса посвящена самостоятельная глава. В свою очередь, главы имеют общую структуру, охватывающую основные элементы установления налогов и сборов. По федеральным налогам и сборам устанавливается конкретный порядок налогообложения, включая определение налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления и уплаты налогов и сборов. По региональным и местным налогам и сборам в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливаются общие для всех субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления принципы налогообложения, обеспечивающие единый налоговый правопорядок в Российской Федерации. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливают и прекращают действие соответственно региональных и местных налогов и сборов, изменяют ставки налогов и сборов, принимают решения о предоставлении налоговых льгот и иные самостоятельные решения в соответствии с установленными Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации общими принципами налогообложения.
В уточненный проект в составе Специальной части включен новый дополнительный раздел "Специальные налоговые режимы", которым устанавливается порядок применения особых режимов налогообложения для:
предприятий малого бизнеса, перешедших на упрощенную систему налогообложения;
организаций розничной торговли, сферы обслуживания населения, а также оказывавших иные платные услуги, налоговый контроль за величиной реально полученных доходов которых затруднен, путем обязательного применения ими механизма единого налогового платежа в форме "вмененного налога";
предприятий и фермеров, занятых производством сельскохозяйственной продукции, путем перехода на уплату единого налога с сельскохозяйственных производителей.
Предусмотренное проектом упорядочение налогообложения предполагает отмену нерациональных налогов и иных обязательных платежей, имеющих налоговый характер, нарушающих единство экономического пространства России и препятствующих свободному перемещению по ее территории товаров и услуг, унификацию налогов и иных обязательных платежей, в том числе со схожей налоговой базой, минимизацию налогов и сборов, имеющих целевую направленность, постепенную отмену налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также многочисленных "мелких" налогов и сборов, дающих незначительные поступления, но дорогих в администрировании. В частности, предусмотрена отмена налогов на реализацию горюче-смазочных материалов, приобретение автотранспортных средств, на операции с ценными бумагами, содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбора на нужды образовательных учреждений, сбора за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний, целевых налогов на содержание милиции, благоустройство территории, региональных, зональных и местных налогов и сборов на ввозимые (вывозимые) товары (при перемещении товаров по территории России), и ряда других налогов и сборов, применяемых в настоящее время на территории Российской Федерации. Кроме того, предусматривается поэтапная в течение 5 лет отмена налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также дорожного налога, вводимого на 2 года для компенсации потерь региональных дорожных фондов, в связи с отменой действующего ныне налога на пользование автомобильными дорогами.
В связи с многочисленными предложениями, поступившими от субъектов Российской Федерации, в уточненном проекте предусмотрен ряд дополнительных норм, направленных на усиление полномочий и прав органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области налогообложения. Предусмотрено положение о сохранении налоговых льгот для тех организаций, которые получили их ранее по решениям законодательных органов субъектов Российской Федерации в соответствии с действовавшем законодательством, в части налогов и сборов, зачисляемых в бюджеты соответствующих субъектов. По налогу на прибыль и подоходному налогу и некоторым другим федеральным налогам введено положение, предусматривающее право субъектов Федерации предоставлять дополнительные налоговые льготы, включая "налоговые каникулы" для инвесторов на период окупаемости инвестиций, в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
При разделении налогов и сборов на федеральные, региональные и местные учитывалось, что указанные налоги и сборы - это элементы единой налоговой системы Российской Федерации, оказывающие влияние на функционирование единого национального рынка. Учитывалась также необходимость обеспечения бюджетов всех уровней закрепленными гарантированными источниками доходов. Отнесение налога к числу федеральных не означает, что поступления от этого налога пойдут только в федеральный бюджет. Отнесение налога к федеральным означает только, что этот налог применяется на всей территории Российской Федерации по единым правилам.
Вносимым уточненным проектом Налогового кодекса законопроектами предусматривается исчерпывающий перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов, что соответствует решению Конституционного Суда Российской Федерации и должно воспрепятствовать процессу формирования несовместимых налоговых схем в регионах и на местах, возникновению конфликтных ситуаций в результате межбюджетного соперничества между федеральным центром и территориями.
Основная часть доходов федерального и региональных бюджетов формируется в настоящее время за счет поступлений от федеральных налогов (прежде всего от НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и акцизов). Эти налоги остаются основными источниками формирования доходной части бюджетов. При этом в уточненном проекте Налогового кодекса, в основном, не указываются конкретные нормативы отчислений по федеральным налогам в региональный бюджет, имея в виду, что эти вопросы должны решаться бюджетным законодательством.
Некоторые из федеральных, региональных и местных налогов, сохранив или незначительно изменив свои названия, заметно меняются по своему существу. В первую очередь это относится к налогу на прибыль организаций. Прежде всего, принципиально меняется подход к определению налогооблагаемой прибыли. Налоговая база определяется как разница между доходами, полученными налогоплательщиком за налоговый период и расходами, связанными с производством и реализацией товаров (работ, услуг) за этот же период, т.е. вводится общепринятый в мировой практике порядок определения налоговой базы как реально полученной в налоговом периоде прибыли.
В уточненном проекте Налогового кодекса, также как и в ранее внесенном проекте, предусматривается достаточно осторожный, щадящий подход к отмене ряда действующих налоговых льгот. Отмену большинства льгот предлагается производить поэтапно в течение двух - пяти лет по мере достижения стабилизации экономики и создания предпосылок для обеспечения необходимых социальных гарантий за счет средств бюджета, что нашло отражение в доработанном проекте федерального закона "О введении в действие Налогового кодекса Российской Федерации". Вместе с тем, Правительство считает необходимым отмену целого ряда неоправдавших себя налоговых льгот, а также льгот, используемых для ухода от налогообложения.
В уточненном проекте исключена обязательность применения сразу после введения Налогового кодекса для большинства организаций метода начислений для определения налогооблагаемой прибыли. В течение 1999 года предусматривается сохранение ныне действующего порядка в соответствии с которым в целях налогообложения организации имеют право выбора учетной политики (по методу начислений или кассовому методу). При переходе, начиная с 2000 года на обязательное применение метода начислений предусматривается возможность отсрочки выполнения дополнительных налоговых обязательств, связанных с таким переходом.
Предусмотрено снятие ряда существующих ограничений на возможность отнесения на затраты тех или иных расходов, связанных с извлечением прибыли. В частности, сняты ограничения на расходы по рекламе, по имущественному страхованию, по отнесению процентов по заемным средствам, полученным как от банков, так и от других организаций.
Важным стимулом для увеличения инвестиций должна стать предусмотренная проектом Налогового Кодекса новая амортизационная политика. Вместо индивидуальной амортизации основных средств предлагается использование нескольких укрупненных амортизационных групп с тем, чтобы амортизировать суммарные балансы каждой такой группы. При этом значительно увеличиваются нормы амортизации, а сама амортизация становится нелинейной, что позволит организациям уже в первые месяцы и годы эксплуатации имущества отнести на затраты большую часть его стоимости.
Деятельность предприятий в сфере расширения производства, внедрения достижений научно-технического прогресса, охраны природы и в некоторых других направлениях предлагается поощрить, разрешив капитализацию (с последующей ускоренной и нелинейной амортизацией) затрат на эти цели, что позволит форсировать процесс обновления материально-технической базы отечественных товаропроизводителей. Капитализируются, в частности, затраты на НИОКР, на разведку, подготовку и освоение природных месторождений, на природоохранные мероприятия.
Наряду с существенным сужением базы налогообложения в уточненном проекте предусматривается заметное снижение ставки налога на прибыль с действующей в настоящее время в размере 35 процентов до 30 процентов. При этом, в отличие от ранее внесенного Правительством Российской Федерации проекта, непосредственно в Налоговом кодексе предусматривается расщепление ставки налога на федеральную и региональную части. В фиксированном размере 11 процентов - в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и предельной ставки в размере 19 процентов - в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации. Указанная ставка является единой для организаций всех отраслей и видов деятельности (включая кредитные организации и страховщиков), кроме малых предприятий, для которых предусматривается пониженная ставка в размере 18 процентов для прибыли до 1 млн.рублей.
Предусматривается более либеральный механизм переноса убытков на будущее. Сняты практически все ограничения для такого переноса, в том числе исключена действовавшая в ранее внесенном проекте норма по ограничению переноса убытков, полученных в результате повышенных расходов на оплату труда двадцатикратной величиной минимальных уровней расходов на оплату труда на одного работающего.
С учетом серьезных возражений, поступивших от депутатов в ходе обсуждения ранее внесенного проекта Налогового Кодекса, из него исключена норма, предусматривавшая введение при расчете налога на прибыль института консолидированной группы налогоплательщиков.
После дополнительного рассмотрения этого вопроса с представителями Ассоциации российских банков и Союза страховщиков из проекта исключен предусматривавшийся ранее режим уплаты налога на активы страховых организаций и коммерческих банков в качестве альтернативы налогу на прибыль. Вместе с тем отдельной главой включен порядок определения налогооблагаемой базы по финансовым инструментам срочных сделок. Предусмотрено и решение вопроса об убытках по операциям купли-продажи ценных бумаг и по финансовым инструментам срочных сделок, предусматривающий, что такие убытки принимаются в пределах доходов, полученных по этим операциям. Убытки от переоценки ценных бумаг разрешено относить на уменьшение налогооблагаемой базы в пределах сумм положительной переоценки. Также предусмотрено, что несписанные в отчетном году убытки направляются на уменьшение базы обложения в течение последующих 5 лет.
Из глав о налоге на прибыль предприятий и о подоходном налоге с физических лиц, в качестве самостоятельного налога выделен налог на доходы от капитала. В соответствии с вносимыми в Налоговый кодекс изменениями таким налогом будут облагаться отдельные виды доходов, налоги на которые удерживаются у источника доходов. Это относится, главным образом, к доходам в виде процентов по банковским депозитам и ценным бумагам. Так, по процентам по государственным ценным бумагам для всех владельцев предусмотрена ставка на уровне 12 процентов. По той же ставке предлагается облагать и проценты, получаемые физическими лицами по счетам в российских банках и ценным бумагам, если такие проценты не превышают действующей ставки рефинансирования Банка России. Предусмотрен и новый механизм, обеспечивающий исключение двойного налогообложения дивидендов: дивиденды облагаются по ставке 0 процентов, если они выплачиваются российским предприятием (организацией) российскому предприятию (организации), физическому лицу - налоговому резиденту Российской Федерации, иностранному предприятию (организации), расположенному в государстве, с которым у Российской Федерации имеется соглашение об устранении двойного налогообложения, либо физическому лицу - резиденту такого иностранного государства.
В доработанном проекте предусмотрены нормы, устраняющие возможность двойного налогообложения при коллективных инвестициях. Предусмотрено, что паевые инвестиционные фонды не уплачивают налог на прибыль и налог на доходы от капитала. Кроме того, не облагаются налогом на капитал доходы вкладчиков от участия в паевых инвестиционных фондах. Доходы, получаемые вкладчиками в виде прироста стоимости чистых активов подлежат включению в налоговую базу налога на доход (прибыль) либо облагаются подоходным налогом при реализации пая.
В уточненном проекте предусмотрены некоторые изменения действующего в настоящее время порядка применения налога на добавленную стоимость (НДС). В частности, в проекте Налогового кодекса в число плательщиков НДС включены предприниматели. При этом предусматривается, что предприниматели имеют право на освобождение от уплаты налога в течение каждого последующего налогового периода, если в течение двух предыдущих кварталов их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала 250 тыс. рублей. Включение в число плательщиков налога на добавленную стоимость предпринимателей будет способствовать устранению имеющихся искажений при применении НДС в случаях использования товаров работ, услуг), приобретаемых у таких лиц для производственных целей или перепродажи, поскольку налог по приобретаемым материальным ресурсам может приниматься к зачету (возмещению) только при условии его применения (выделения в счетах - фактурах) поставщиком -налогоплательщиком.
Предполагается, что НДС будет уплачиваться на основании счетов-фактур. В связи с переходом к системе счетов-фактур возмещение (возврат) налога по материальным ресурсам производственного назначения будет производиться не по мере оплаты этих товаров поставщикам, а по получению счетов-фактур от поставщиков (продавцов) независимо от факта оплаты приобретаемых материальных ресурсов. Также как и по налогу на прибыль предусмотрены механизмы для сглаживания для налогоплательщиков негативных финансовых последствий такого перехода.
В настоящее время в рамках торговли между хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ не применяются международные правила налогообложения (уплата налога производится по месту нахождения продавца, а не по месту нахождения покупателя товаров, работ или услуг). Поэтому товары, поставляемые в государства СНГ, не освобождаются от российского НДС, как это принято при экспорте в страны дальнего зарубежья. Соответственно товары, поступающие в Российскую Федерацию из государств СНГ освобождаются от российского НДС. В будущем, России предстоит переход на международные правила, в соответствии с которыми экспорт в государства СНГ должен освобождаться от российского НДС (с возвратом экспортерам налога, уплаченного поставщикам и подрядчикам), а импорт из этих государств должен облагаться российским налогом. Однако такой переход возможен только при условии, что таможенные органы смогут эффективно контролировать физическое перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации. В противном случае при фактическом отсутствии таможенного контроля будут открыты широкие возможности для использования механизма "фиктивного экспорта", когда товары будут без налога реализоваться на территории России, а продавцы будут требовать из бюджета возврата сумм "входного" налога за якобы экспортированные товары (предъявляя фиктивные документы о поступлении товаров в государства СНГ). Предусматривается переход на международные правила с 1 января 2000 года. За это время будут приняты меры для создания таможенного контроля на границе с государствами СНГ по всей ее протяженности.
В настоящее время не облагаются НДС товары (работы, услуги), реализуемые на экспорт. Такой подход вместо применения нулевой ставки создает дополнительные проблемы для российских экспортеров. Чтобы снять эти проблемы и создать для российских предприятий равные конкурентные условия с иностранными компаниями, предлагается установить нулевую ставку при реализации экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и транспортных услуг. Нулевая ставка установлена также в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемым за счет средств безвозмездной помощи (содействия), оказываемой иностранными государствами или международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Для сокращения отвлечения собственных оборотных средств предприятий впервые за время действия в России налога на добавленную стоимость (с 1992 года) предлагается производить зачет или возмещение из бюджета сумм налога, уплаченных при приобретении основных средств и нематериальных активов за счет бюджетных ассигнований, а также сумм налога по вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектам независимо от источника финансирования.
Согласно действующему в настоящее время законодательству предприятия, реализующие товары в режиме оптовой торговли, начисляют НДС по установленной ставке ко всей продажной цене товара, а в бюджет уплачивают разницу между суммой налога, полученной от покупателя, и суммой налога, уплаченной поставщикам товаров. Предприятия же розничной торговли уплачивают налог на добавленную стоимость только с торговой наценки и при этом не имеют права на зачет налога, уплаченного поставщикам товаров. Если торговое предприятие одновременно занимается оптовой и розничной торговлей, у него возникают трудности при исчислении налога и ведении бухгалтерского учета. В связи с этим предусматривается установить порядок определения облагаемого оборота у предприятий розничной торговли и общественного питания аналогичный порядку, применяемому предприятиями оптовой торговли.
В отличие от ранее внесенного проекта, которым предлагалось увеличение ставки НДС до 22 процентов, уточненным проектом предлагается сохранение действующей ныне общей ставки НДС в размере 20 процентов и пониженной ставки в размере 10 процентов для продовольствия и товаров детского ассортимента.
Предлагается сохранение разделения акцизов на акцизы на отдельные виды товаров и на акцизы на отдельные виды минерального сырья. При этом, акцизы на отдельные виды минерального сырья рассматриваются как элемент налогов на природные ресурсы.
На подакцизные товары отечественного производства и аналогичные импортные товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, устанавливаются единые ставки акциза и метод их исчисления. При этом расширен перечень подакцизных товаров по которым применяются специфические ставки за счет введения их наряду с алкогольной продукцией и табачными изделиями на бензин, а также на дизельное топливо и масла для дизельных и карбюраторных двигателей в связи с отменой по ним налога на реализацию горюче-смазочных материалов. В соответствии с федеральным законом, принятым Государственной Думой в конце прошлого года, в уточненном проекте сохранены акцизы на нефть и на услуги по ее перекачке.
Предусмотрена увязка ставок акцизов с объемным содержанием абсолютного спирта в конечной алкогольной продукции, которая позволяет существенно упростить расчет акцизов на любые виды алкогольной продукции как уже производимые, так и вновь осваиваемые. На спирт этиловый, вино, пиво и табачные изделия также установлены твердые (специфические) ставки акцизов в рублях за единицу измерения. Установление твердых специфических ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию и пиво в значительной мере упрощает порядок налогообложения, перекрывает канал ухода от уплаты налога путем отнесения продукции к той или иной группе алкогольных напитков (ликеро-водочные, винные, слабоалкогольные) и, в конечном итоге, стимулирует производство более качественных товаров, в том числе создает условия для более современного дизайна в их оформлении, поскольку возрастание цены не влияет на размер акциза.
В уточненном проекте предлагается сохранить действующий порядок применения акцизов по спирту этиловому из непищевого сырья (техническому). При этом акциз, уплаченный при приобретении спирта, в дальнейшем использованного в качестве сырья для производства неподакцизных товаров, предусмотрено засчитывать в счет предстоящих платежей или возмещать за счет общих поступлений налогов. Предлагается также исключить из перечня подакцизных товаров спирт денатурированный, растворы на его основе и спиртосодержащие лекарственные средства.
Принимая во внимание критическое финансовое состояние предприятий отечественной автомобильной промышленности (ВАЗ, ГАЗ и др.), прогрессирующее отставание в освоении новых моделей и в обеспечении конкурентоспособности выпускаемых автомобилей, сохраняются акцизы только на автомобили с объемом двигателя свыше 2500 куб. см, то есть, практически, акцизному обложению будут подлежать только импортные автомобили.
В соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об акцизах", принятым Государственной Думой Российской Федерации в конце истекшего года предлагается перейти при уплате акцизов на метод исчисления налога по отгрузке с отсрочкой его уплаты от 45 до 60 дней, а также предусматривается в качестве условия освобождения от уплаты акцизов при экспорте предоставление в налоговые органы гарантии (поручительства) банка об уплате налога в случае неподтверждения факта экспорта.
Подоходный налог с физических лиц (как и сегодня) предусматривается сохранить в качестве федерального налога, но средства от него по-прежнему будут оставаться на местах. Шкала обложения подоходным налогом предусмотрена в том виде, в каком она введена с 1 января 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 1997 года N 159-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Включены в проект Налогового Кодекса и иные нормы, предусмотренные этим законом. В частности, дополнительные вычеты из налогооблагаемого дохода в зависимости от суммы полученного в течение года дохода на налогоплательщика и иждивенцев, а также порядок уплаты подоходного налога за работников филиалов и иных подразделений в бюджет по месту нахождения таких подразделений организации.
В состав налогоплательщиков включены военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и приравненные к ним лица. Однако в целях дополнительных социальных гарантий для военнослужащих они будут иметь возможность ежемесячно выводить из-под налогообложения 900 рублей (как лица, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы), против 5 минимальных заработных плат, предусмотренных ранее внесенным законопроектом. Отмена этой льготы не только преследует цели социальной справедливости, но и позволит частично решить проблемы формирования доходной базы местных бюджетов по месту дислокации воинских частей и подразделений, что позволит снять социальную напряженность и обеспечит участие военнослужащих и приравненных к ним лиц в развитии социальной инфраструктуры в этих районах.
Сохраняются действующие налоговые вычеты (льготы) в отношении расходов на содержание детей и иждивенцев (вычеты на детей и иждивенцев), расходов на гуманитарные цели, части доходов от продажи имущества (имущественный вычет), а также возможность вычета производственных затрат для индивидуальных предпринимателей. Отдельные категории граждан (инвалиды, участники ВОВ, "чернобыльцы" и другие) сохранят за собой действующие ныне льготы, а некоторые из этих социально направленных льгот даже несколько расширены.
С учетом серьезных возражений, имевших место при рассмотрении в Государственной Думе ранее внесенного правительственного проекта Налогового кодекса, из перечня федеральных налогов исключен социальный налог. Вместо этого включены взносы в государственные внебюджетные социальные фонды, предусматривающие сохранение действующих ныне отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд занятости Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации со снижением ставки отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации на 2 процентных пункта, а в Фонд социального страхования Российской Федерации на 1 процентный пункт в течение двух лет по каждому из этих фондов. База обложения по отчислениям в указанные фонды приведена в соответствие с ныне действующей базой отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вместе с тем Правительство Российской Федерации не отказывается от самой идеи объединения отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином налоговом платеже и считает целесообразным рассмотреть этот вопрос позднее после его всесторонней дополнительной проработки, что нашло отражение в проекте федерального закона о введении Налогового кодекса в действие.
Учитывая обращения большинства субъектов Российской Федерации и предложения многих депутатов Государственной Думы, дополнительно рассмотрен вопрос об источниках формирования территориальных дорожных фондов. В результате признано необходимым временно предусмотреть вместо действующих ныне отчислений на содержание автомобильных дорог близкого к нему регионального дорожного налога с фиксированной ставкой в 1999 году в размере 1,5 процента, и в 2000 году - 0,75 процента от объема выручки от реализации продукции (работ, услуг). Что касается федерального дорожного фонда, то на его формирование предусматривается направить акцизы на бензин, дизельное топливо, моторные масла и на легковые автомобили.
В доработанном проекте Налогового кодекса предусмотрены налог на пользование недрами, а также подлежащий поэтапной отмене налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Порядок исчисления и уплаты указанных налогов в основном сохранены в ныне действующем виде.
В целях создания благоприятного и стабильного инвестиционного климата, стимулирования развития нефтегазового комплекса и на этой основе обеспечения надежного источника государственных финансовых ресурсов в проекте Налогового кодекса для вновь вводимых месторождений предусмотрен альтернативный режим налогообложения. Добывающие предприятия получат возможность вместо акцизов на природный газ и нефть уплачивать по новым скважинам налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов, который возникает при достижении определенного уровня окупаемости затрат в добычу нефти или газа и прогрессивно возрастает по мере увеличения добычи.
Значительным образом переработаны в уточненном проекте Налогового Кодекса главы, регулирующие взимание водного налога и сбора за право пользования животным миром, имея в виду их практически полное приведение в соответствие с положениями соответствующих федеральных законов, принятых Государственной Думой в конце прошлого года. В соответствии с решением, принятой Государственной Думой при рассмотрении в конце прошлого года соответствующего федерального закона в составе главы о сборе за право пользования животным миром в качестве объекта обложения включено право пользования водными биологическими ресурсами. В основном соответствует сложившемуся механизму применения платы за лесные ресурсы (попенной плате) и предусмотренный Налоговым кодексом порядок взимания лесного налога. При этом, учитывая, что часть поступлений от этого налога зачисляется в доход федерального бюджета этот налог включен в перечень федеральных налогов.
Для создания механизма защиты окружающей природной среды в Российской Федерации введены платежи за загрязнение окружающей природной среды, которые по своей сути и форме мало чем отличаются от аналогичных налогов восточно-европейских стран с переходной экономикой. В проекте Налогового кодекса в качестве федерального налога предусмотрен экологический налог, по сути, аналогичный уже действующим платежам за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду.
Проектом Налогового кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено право по мере подготовки необходимых условий вводить вместо налогов на имущество предприятий, на имущество физических лиц и земельного налога налог на недвижимость. Этот налог обеспечивает унификацию имущественного налогообложения организаций и граждан, и учет в качестве базы налогообложения реально сложившейся стоимости имущества и земли.
Глава Налогового Кодекса, регулирующая взимание земельного налога, базируется на разрабатываемом в настоящее время проекте закона "О плате за землю". Учитывая, что земельный налог отнесен к местным налогам, в проекте Налогового кодекса установлены лишь общие принципы налогообложения, в соответствии с которыми органы местного самоуправления определяют порядок исчисления и уплаты земельного налога на соответствующей территории, а также конкретные налоговые ставки (от 0,1 до 2 процентов от соответствующей налоговой базы) по земельным участкам. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, а при ее отсутствии как нормативная цена этого участка. Порядок определения кадастровой стоимости и нормативной цены устанавливается Правительством Российской Федерации.
В уточненном проекте Налогового кодекса в основном сохранены действующие в настоящее время режимы налогообложения имущества предприятий и имущества физических лиц. При этом несколько увеличен предельный размер ставки налога на имущество предприятий, устанавливаемой региональными органами представительной власти (с 2 процентов до 2,5 процентов), но одновременно из-под налогообложения выведены имеющиеся у предприятий запасы и иные оборотные активы. Дополнительно включена норма принятого Государственной Думой в конце прошлого года федерального закона о зачислении сумм этого налога по филиалам и иным подразделениям организаций в бюджеты по месту нахождения таких подразделений. В целях усиления социальной справедливости при налогообложении внесены изменения в режим уплаты налога на имущество физических лиц, предусматривающие прогрессию ставок налога в зависимости от стоимости имущества, принадлежащего гражданам.
Таможенная пошлина - это особый вид налогов, являющихся инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского рынка товаров при его взаимодействии с мировым рынком. Таможенная пошлина призвана содействовать оперативному регулированию налогообложения перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации. Глава, посвященная таможенной пошлине и таможенным сборам, подверглась существенной переработке в направлении максимального приближения к режиму взимания таможенных платежей, предусмотренного в международной торговле. Право установления размеров таможенных пошлин по конкретным товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, сохранено за Правительством Российской Федерации.
В уточненном проекте Налогового кодекса сохранен налог с продаж. В отличие от ранее внесенного проекта данный налог включен в перечень региональных налогов. Вместе с тем, большая часть поступлений ( в 1999 году - 80 процентов) от этого налога в соответствии с концепцией Налогового кодекса должна направляться в доходы местных бюджетов. Принципиальным отличием новой идеологии этого налога от предложений, ранее рассмотренных в Государственной Думе, является то, что предлагается отдельно не выделять данный налог на ценниках, в чеках и иных расчетных документах. Сумма налога определяется организацией розничной торговли, иной организацией, оказывающей платные услуги населению или частным предпринимателем по установленной для соответствующих товаров (услуг) ставке в зависимости от оборота этой организации (предпринимателя) за истекший месяц. При этом устанавливается перечень социально-значимых товаров и услуг, не подлежащих такому налогообложению, включая продовольствие и товары детского ассортимента. Этот перечень может быть расширен представительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Предусматривается, что предельная ставка этого налога не может превышать 5 процентов.
Главы Налогового кодекса, посвященные федеральным, региональным и местным лицензионным сборам, устанавливают лишь общие принципы уплаты лицензионных сборов и предельные налоговые ставки. Учитывая, что перечень лицензируемых видов деятельности и прав пользования регулируется специальным законодательством Российской Федерации (Таможенный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Патентный закон Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" и многие другие), Налоговый кодекс не содержит конкретного перечня лицензируемых видов деятельности и прав пользования, имея в виду, что эти вопросы регулируются специальным законодательством.
В проекте Налогового кодекса предусмотрено исключение имевшихся ранее федеральных, региональных и местных налогов за использование государственной, региональной и местной символики. Из состава местных налогов исключен также гостиничный налог и курортный сбор. Вместе с тем, в перечень региональных налогов вместо действующего ныне в рамках налогообложения прибыли налога на доходы от игорного бизнеса включен налог на ведение игорного бизнеса, предусматривающий взимание налога в фиксированном размере на каждый игровой стол или игорный автомат.
В уточненном проекте Налогового кодекса заметно усилены вопросы создания в стране единого налогового правового порядка, обеспечения законности для всех участников налоговых отношений. Прежде всего, формулировки и определения, используемые в проекте Налогового кодекса, в основном, приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и действующим законодательством. Поэтому из проекта исключены такие понятия как "религиозная организация", "материнские, дочерние, сестринские и личные предприятия", "налоговое партнерство", "пассивная и активная экономическая деятельность", "сельскохозяйственное предприятие" и ряд других.
В понятие налогового законодательства включены только нормативные акты законодательных органов власти и представительных органов местного самоуправления. Что касается нормативных актов исполнительных органов власти, то в проекте установлено, что эти органы вправе издавать обязательные для применения нормативные акты только в случаях и по вопросам, которые прямо предусмотрены Налоговым кодексом. В целях менее болезненного перехода на новое налоговое законодательство предусмотрено сохранение за Госналогслужбой Российской Федерации права издания в течение двух лет после введения Налогового кодекса в действие инструкций по применению этого документа.
В целях облегчения перехода налогоплательщиков к применению положений Налогового Кодекса из уточненного проекта исключен раздел "Налоговый учет", предусматривавший введение организациями наряду с бухгалтерским отдельного налогового учета. Одновременно, исключены и статьи, регулировавшие порядок применения методов налогового учета. Устанавливается, что ведение учета объектов налогообложения осуществляется на базе бухгалтерского учета и иных имеющихся у налогоплательщиков данных.
Существенным образом уточнен порядок применения рыночных цен в целях налогообложения. Установлено, что в качестве рыночной принимается конкретная цена сделки. Налоговые органы вправе контролировать уровень рыночных цен только по сделкам между взаимозависимыми лицами, при товарообменных операциях и при значительных отклонениях от сложившихся на рынке цен.
Принципиальное значение умеет вновь введенная в проект Налогового Кодекса и основывающаяся на решении Конституционного Суда Российской Федерации норма об обязательном судебном порядке взыскания с налогоплательщиков штрафных санкций за нарушения налогового законодательства (если налогоплательщик не уплачивает штраф добровольно). При этом обязанность подачи судебного иска по наложению штрафа и бремя доказательств в суде о наличии умысла возлагаются на налоговые органы. В отношении недоимки и сумм пени налогоплательщику в 15-дневный срок со дня принятия решения налоговым органом предоставляется право обратиться в суд о правомерности требования налогового органа о списании недоимки и пени. Впредь до принятия соответствующего решения такое взыскание приостанавливается. Если до истечения данного срока такого обращения нет, то списание производится в бесспорном порядке. Если налогоплательщик проиграл дело в суде - предусматривается уплата пени со всей суммы иска в размере ставки рефинансирования Банка России.
В проекте Налогового кодекса уточнены механизмы и процедуры исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, предусматриваются меры по обеспечению исполнения налогового обязательства. Устанавливается порядок изменения срока исполнения налогового обязательства (отсрочки, рассрочки, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит). Вводится плавность за предоставленные отсрочки или рассрочки уплаты налогов, за исключением изменения срока исполнения налогового обязательства по отдельным основаниям, в том числе связанным с недофинансированием из бюджета или неоплатой государственного заказа. Предусматривается, что возврат излишне взысканных с налогоплательщика средств или излишне уплаченных им самостоятельно при неисполнении налоговым органом установленного срока возврата будет осуществляться с процентами в размере ставки рефинансирования Банка России.
В доработанном проекте Налогового кодекса уточнен вопрос о моменте возникновения налогового обязательства. В соответствии с недавним решением Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается, что при недостаточности средств на счетах налогоплательщика исполнение налоговых обязательств и обязательств по выплате заработной платы работникам должно осуществляться в рамках одной очереди списания средств со счета налогоплательщика.
Уточнены подходы к определению налогового правонарушения и порядку привлечения виновного лица к ответственности. Налоговые нарушения квалифицируются в зависимости от содержания нарушения и ущерба, причиненного неуплатой налога. При этом предусмотрена дифференциация норм ответственности налогоплательщика, совершившего противоправное деяние в зависимости от четко определенных составов налоговых нарушений. Меры пресечения нарушений дифференцируются в зависимости от условий их совершения. Предложен порядок, допускающий установление конкретных санкций с учетом смягчающих или отягчающих обстоятельств.
Упрощена процедура производства и рассмотрения дела о налоговом нарушении, а также процедура обжалования действия или бездействия налоговых органов или их должностных лиц.
Проект Налогового кодекса Российской Федерации уточнен с учетом принципиальной позиции депутатов Государственной Думы о том, что этот документ должен стать законом прямого действия. Поэтому в его Специальной части осуществлена значительная конкретизация норм, которые приведены в настоящее время в налоговых инструкциях.
С учетом стабилизации рубля и подавлением инфляции признано целесообразным отказаться в Налоговом кодексе от применения при налоговых правоотношениях показателя минимальной заработной платы, установленной законодательством Российской Федерации, имея в виду замену его показателем, рассчитанным в рублях, из расчета, что одна минимальная заработная плата равняется 100 рублям.
Реализация предусмотренных в проекте уточненного Налогового кодекса положений, направленных на усиление регулирующей функции налоговой системы, уменьшение и равномерное распределение налоговой нагрузки, создание благоприятного налогового режима для осуществления инвестиционной, производственной и иной экономической деятельности и на улучшение налоговой дисциплины, с учетом эффективного применения других инструментов государственной экономической политики должна обеспечить условия для начала реального экономического роста в стране. Это, в свою очередь, создаст условия для увеличения государственных финансовых ресурсов и возможности большей социальной ориентации проводимой бюджетной политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.