Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97803546-2 "О третейских судах в Российской Федерации"
В настоящее время в Российской Федерации интенсивно развивается система третейских судов как органов осуществляющих защиту гражданских прав. Однако вопросы организации и деятельности третейских судов не имеют достаточной правовой основы. Рассмотрение споров между гражданами регулируется Приложением N 3 к ГПК РФ, принятом еще в 1964 году, а разрешение экономических споров с участием организаций и граждан-предпринимателей, подведомственных арбитражному суду, осуществляется в соответствии с Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденным Верховным Советом Российской Федерации в 1992 году. Разрешение споров организации с гражданами (не предпринимателями) в третейском суде в принципе не регулируется. Целый ряд вопросов, затрагивающих третейское разбирательство споров, особенно в части взаимоотношений третейского суда с судом государственным, решается в ГПК РФ и АПК РФ. Разрешение третейским судом споров, возникающих в сфере международного оборота, регулируется Законом Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" 1993 года.
Такое различие нормативных правовых актов, принятых в разное время, а также проведенная реформа арбитражного процессуального законодательства и последние изменения, внесенные в гражданское процессуальное законодательство, диктуют необходимость принятия Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", который установил бы единые правовые основы организации и деятельности третейских судов.
В проекте закона в значительной степени получила отражение частноправовая природа третейского суда. Основа его функционирования - договор сторон. В силу этого правила, установленные в проекте закона, изложены максимально гибко, диспозитивно, оставляя решение многих вопросов на усмотрение сторон, стимулируя их инициативу. В отличие от государственного суда, третейский суд не имеет обязанностей "публичного характера", а волеизъявление сторон выступает как основная движущая сила третейского разбирательства. Одновременно в проекте закона установлены положения о принципах разрешения споров - равноправии сторон, состязательности и т.д. Эти положения являются отражением того, что третейский суд осуществляет одну из функций государства - функцию правосудия, и они не могут быть изменены соглашением сторон.
Поскольку третейский суд назван в статье 11 ГК РФ в числе органов, осуществляющих защиту гражданских прав, проект закона устанавливает принцип окончательности решения третейского суда и недопустимости его ревизии государственным судом. Государственный суд при разрешении вопроса об обращении решения третейского суда к принудительному исполнению не может устанавливать и исследовать фактические обстоятельства дела, рассмотренного третейским судом, либо пересматривать решение третейского суда по существу.
Значительное место в проекте закона занимают положения, посвященные третейскому разбирательству и исполнению решений, поскольку соблюдение процессуальных норм является важнейшей гарантией соблюдения законности в деятельности третейских судов.
С учетом мирового опыта, а также в целях укрепления организационной и правовой основ деятельности третейских судов в России, необходимо создание органа, осуществляющего координацию деятельности третейских судов, их информационное и методическое обеспечение, подготовку и обучение персонала и т.д. Этот орган не имеет властных полномочий, его цель - содействие развитию института третейских судов. Проект закона наделяет функциями по координации деятельности третейских судов Ассоциацию третейских судей. Введение в проект положений о статусе и функциях Ассоциации третейских судей является закреплением существующей тенденции к институционализации третейских судов в России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.