Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98011421-2 "О хлебопечении в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О хлебопечении в Российской Федерации" создает законодательную базу для решения проблем обеспечения населения основным продуктом питания, наиболее доступным, покрывающим до 40% энергетической потребности человека.
Снижение потребления хлеба - 65 кг на человека в год при рациональной норме для россиянина 100 кг свидетельствует о недоедании с вытекающими последствиями для здоровья населения.
По данным Госкомстата Российской Федерации, в 1996 году калорийность пищевого рациона россиянина снизилась до 2200 ккал в сутки, в том числе у городского населения до 2046 ккал и реально повысить эту калорийность можно только путем увеличения потребления хлеба до рациональной нормы.
Проект закона направлена на увеличение производства и повышение пищевого рациона хлеба и хлебобулочных изделий, на организацию бесперебойного обеспечения населения России хлебом, повышение устойчивости работы социально значимой отрасли, соблюдение требований к качеству и безопасности продукта, повышения его пищевой ценности.
Законопроект разработан в развитие федеральных законов Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ, "О государственном регулировании агропромышленного производства" от 14 июля 1997 г. N 100-ФЗ, федеральных целевых программ.
Необходимость разработки и принятия данного Федерального закона обусловлена следующими основными причинами:
1. Важным социальным значением питания населения, основой которого в России традиционно занимает хлеб и хлебопродукты. Сложившиеся тенденции снижения их потребления требуют незамедлительного вмешательства государства.
2. Отсутствием законодательства Российской Федерации о государственной поддержке хлебопечения, ответственности и о контроле за бесперебойным и достаточным обеспечение населения основным продуктом питания, рациональным использованием хлебных ресурсов, совершенствованием технической базы производства.
3. Отсутствием законодательных актов, регламентирующих деятельность хлебопекарных предприятий в части организации расхода хлебных ресурсов, ведения технологических процессов, обеспечение стабильного качества.
4. Существованием предприятий различных организационно-правовых форм собственности и отсутствием в большинстве регионов органов, ответственных за организацию хлебопечения, что привело к ухудшению обеспечения населения хлебом, снижению устойчивости производства, снижению качества, увеличению производственных потерь и затрат.
5. Недоступностью хлеба для широких слоев населения из-за их низкой покупательской способности.
6. Отсутствием государственной политики и системы ее обеспечения в организации рационального потребления хлеба, применения добавок, повышения пищевой ценности хлеба.
7. Необходимостью определения направлений государственной поддержки хлебопечения, упорядочения государственного контроля.
8. Существующей международной практикой принятия законодательства о государственной поддержке, регулировании и контроле за хлебопечением даже в странах где хлеб не является основным продуктом питания.
9. Возникновение коллизий, когда органы исполнительной власти на местах принимают решения, существенно ухудшающие устойчивость работы отрасли, создающие дополнительные трудности в обеспечении населения хлебом.
Структура и содержание законопроекта:
Работа по законопроекту инициирована депутатами Государственной Думы с привлечение специалистов Российского Союза пекарей ГосНИИ хлебопекарной промышленности Россельхозакадемии, росхлебинспекций при Правительстве Российской Федерации, АО "Росхлебпродукт".
Проект закона состоит из 12 глав, включающих 33 статьи.
В главе 1 изложены основные понятия, используемые в проекте, роль и место хлебопекарной отрасли, принципы государственной политики в области хлебопечения.
В главах 2 и 3 изложены права и обязанности участников по обеспечению населения качественным хлебом, требования к изготовителю соблюдать технологические, санитарные и другие правила производства, обеспечение соблюдения стандартов, рецептур и инструкций.
В статьях глав 4 и 5 изложены требования государственных органов управления относительно организации управления хлебопечением, дано определение субъектов, относящихся к хлебопечению, разграничены полномочия субъектов Российской Федерации, ответственных за организацию снабжения населения хлебом.
Предусматривается, что все предприятия хлебопечения подлежат государственной регистрации и лицензирования в установленном порядке.
В связи с низким статусом федерального органа исполнительной власти, выполняющего государственные функции относительно хлебопечения (отдел в департаменте пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода Российской Федерации), предлагается создать в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации структуру, возглавляемую заместителем министра.
В проекте предусматриваются основные обязанности этой структуры.
В главах 6 и 7 определены основные направления финансирования хлебопекарной промышленности в России, предусмотрено создание Федерального фонда поддержки хлебопечения за счет отчислений, проводимых субъектами хлебопечения (внебюджетный фонд). Средства фонда планируется использовать для строительства и обновления основных фондов, финансирования научно-технических мероприятий.
Особо оговорена система текущих расчетов в хлебопечении, гарантирующая финансовую устойчивость субъектов хлебопечения - переход на плановые предварительные платежи и безакцентное списание средств за поставленную готовую продукцию.
В главах 8 и 9 признано приоритетным кооперация родственных предприятий и их инфраструктуры, снижающая затраты на производство хлеба.
Учитывая значение научных разработок для поддержания и развития хлебопечения, предусмотрено формирование внебюджетного фонда НИОКР за счет себестоимости продукции, путем обязательных отчислений в указанный фонд.
Координация научных работ в области хлебопечения возлагается на единственный в отрасли Государственный научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности.
В главах 10, 11 и 12 предусмотрена социальная защита работающих в отрасли специалистов, определена ответственность субъектов за выполнение настоящего закона.
Принятие закона позволит:
- создать законодательную базу для развития хлебопечения в России;
- обеспечить стабильное качество хлеба и бесперебойное снабжение им населения, в том числе и при чрезвычайных ситуациях;
- обеспечить сохранение и развитие материально-технической базы хлебопечения, в том числе мобилизационных мощностей;
- повысить устойчивость работы отрасли и ответственность за обеспечение населения хлебом;
- обеспечить научное сопровождение развития и совершенствования хлебопечения в России;
- организационно оформить государственную поддержку хлебопечения как социально значимой отрасли.
Финансово-экономическое обоснование законопроекта.
Вносимый проект федерального закона "О хлебопечении в Российской Федерации" не предполагает изменения существующего порядка финансирования отрасли за счет бюджетных средств.
Затраты на поддержание и обновление основных фондов, создание производственных и мобилизационных мощностей, инфраструктуры хлебопечения, на научное сопровождение предусматриваются за счет производственных затрат (себестоимости) и прибыли субъектов хлебопечения.
Рост производства и реализации хлеба до объемов, соответствующих рациональным нормам питания, позволит увеличить поступления средств в бюджеты всех уровней.
Затраты на содержание федерального органа исполнительной власти планируется осуществить в пределах общих затрат на функционирование федеральных органов управления.
Опыт зарубежных стран, в которых действует специальное законодательство по защите потребителя и производителя продуктов питания, показывает высокую эффективность, социальную значимость хлебопекарной отрасли.
Принятие федерального закона "О хлебопечении в Российской Федерации" не потребует отмены действующих и принятия новых законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.