Пояснительная записка по проекту федерального закона
"О национальных меньшинствах в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О национальных меньшинствах в Российской Федерации" представляет собой реализацию положений Конституции Российской Федерации, исполнение международных обязательств по защите прав национальных меньшинств, принятых Россией в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года, Хельсинским заключительным актом СБСЕ 1975 года, Конвенцией СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам 1994 года и Пактом о стабильности в Европе 1995 года.
Необходимость принятия данного правового акта обусловливается причинами как политического, так и юридического характера. Его принятие, по мнению разработчиков, означало бы обеспечение на основе Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, Федерального закона "О национально-культурной автономии", законодательных и других нормативных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав национальных меньшинств как одного из основных элементов организации жизни многонационального федеративного государства, каким является Россия. Политическое значение предлагаемого законопроекта видится как необходимый фактор в дальнейшей демократизации российского правового государства.
Проект федерального закона "О национальных меньшинствах в Российской Федерации" направлен на реализацию прав и свобод граждан Российской Федерации, связанных с их национальной (этнической) принадлежностью, которые проживают на территории Российской Федерации компактно или диспарсно за пределами своей исторической этносреды и не относятся к коренным малочисленным народам.
Граждане Российской Федерации, относящиеся к национальному меньшинству обладают всеми характерными особенностями своего этноса, частью которого они являются, т.е. языком, самобытной культурой, общим самоназванием и единым самосознанием.
Этнос, частью которого является национальное меньшинство, может иметь или не иметь своего национально-государственного или национально-территориального образования вне пределов Российской Федерации.
Таким образом, впервые в правовой практике Российской Федерации делается попытка определить национальное меньшинство как совокупность граждан Российской Федерации, имеющих этнические, языковые, культурные отличия, а также собственное самоназвание и национальное самосознание.
Принадлежность к национальному меньшинству определяется гражданами Российской Федерации добровольно, в заявительном порядке. Принуждение не допускается и может быть наказуемо. Закон предусматривает возможность создания объединений по национальному признаку. Наличие или отсутствие организационного оформления национальных меньшинств не препятствует их представителям пользоваться правами, предусмотренными настоящим законом.
В то же время закрепленные законом права национальных меньшинств не могут толковаться как создающие исключительное положение для одного национального меньшинства в сравнении с другими меньшинствами и народами, живущими в Российской Федерации.
В статье 6 закона дается развернутая характеристика прав национальных меньшинств, включающая право на самобытность и свободный выбор образа жизни, самостоятельное решение вопросов своего экономического, социального и культурного развития, национально-культурное и местное национально-территориальное самоуправление в местах компактного проживания национального меньшинства, участие через своих представителей в принятии решений, затрагивающих интересы национальных меньшинств, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации и местного самоуправления.
В целях сохранения национального этноса предусматривается развитие традиционных отраслей хозяйства, промыслов и ремесла, возрождение, сохранение и развитие национальной культуры, родного языка, создание письменности на своем языке, если таковая отсутствует на данный момент, получение и распространение информации на родном языке, создание своих средств массовой информации, создание собственных воспитательных, образовательных, научных и культурных учреждений, организаций и ассоциаций. Для реализации этих целей закон предусматривает право национальных меньшинств на получение государственной финансовой и иной помощи.
Важным моментом препятствующим принудительной ассимиляции является положение закона о праве представителей национальных меньшинств на свободный выбор фамилии, имени, отчества для себя и своих детей, регистрацию и вписание их в официальные документы в соответствии с действующим законодательством и правилами родного языка. По просьбе гражданина указанные данные могут быть вписаны в официальные документы с учетом национальных традиций наименования на русском языке и языке основного населения субъекта федерации, на территории которого выдаются эти документы.
В соответствии с закрепленной Конституцией Российской Федерации свободной совести национальные меньшинства вправе исповедовать свою религию, совершать религиозные и национальные ритуальные обряды.
Закон устанавливает право национальных меньшинств на поддержание контактов с соотечественниками, проживающими на территории России и за ее пределами, в том числе на участие в деятельности международных неправительственных организаций.
Осуществление прав национальных меньшинств закон связывает с обязанностью государства оказывать им правовую и иную защиту со стороны государства.
Очерченный законом круг прав национальных меньшинств не является исчерпывающим. В развитие настоящего федерального закона и соответствующих законов субъектов Российской Федерации могут быть приняты другие законодательные и подзаконные нормативные акты.
Действие норм настоящего не может быть эффективным без правового механизма обеспечения и защиты прав национальных меньшинств. Закон формирует такой механизм (статья 8-15 раздела 3), стрежнем которого является обязанность органов государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, обеспечивать защиту прав национальных меньшинств. Кроме того, в системе органов государственной власти и управления и местного самоуправления предусматривается создание дополнительных органов в виде комитетов (комиссий) и управлений (отделов, уполномоченных) по делам национальных меньшинств.
Дополнительными гарантиями защиты прав национальных меньшинств, предусмотренные статьями 16-18 раздела 4, является предоставление национальным меньшинствам права обжаловать действия граждан, должностных лиц и организаций, нарушающих их права и интересы, в судебные органы Российской Федерации и в международные правозащитные организации.
Принятие федерального закона "О национальных меньшинствах в Российской Федерации" не связано с дополнительными бюджетными ассигнованиями. Предполагается, что финансирование задач по реализации права национальных меньшинств будет осуществляться в рамках действующего консолидированного бюджета при более точном определении приоритетов, упорядочении расходования средств, их адресном направлении. Этот принцип должен действовать и в дальнейшем. Предварительное определение доли национального меньшинства в доходной и расходной частях бюджетов всех уровней не представляется возможным: она будет складываться в процессе выявления потребностей и, разумеется, ограничиваться реальными возможностями.
Законопроектом не предусмотрено проведение льготной инвестиционной и налоговой политики по отношению к национальным меньшинствам. Эти льготы могут быть предусмотрены законодательством субъектов федерации и решениями органов местного в том числе и национального самоуправления.
Принятие федерального закона "О национальных меньшинствах в Российской Федерации" не потребует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации.
Председатель Комитета |
В.Зорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.