Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об инвестиционном рубле и формировании Бюджета развития Российской Федерации"
Практические результаты проводимого с 1991 г. курса - падение производства более чем на 55%, развал армии, обороны, науки, снижение уровня жизни основной массы рабочих, инженеров, врачей, работников культуры, пенсионеров более чем в 2 - 3 раза. Большие регионы, в том числе Дальнего Востока, Севера, Кузбасса, Центра и др. стали зонами экономического и социального бедствия.
Доказательства и обещания правительства стабилизации и начала подъема экономики при представлении очередного бюджета, в т.ч. на 1998 г., сомнительны и проваливаются из года в год. Программа правительства РФ "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 гг." при намечаемых темпах восстановления в 1,5 - 3%, максимум 5% только в 2000 г. фактически закрепляет на долгие годы нищенский уровень жизни для большинства. Будут за бесценок переданы иностранным и отечественным финансовым спекулянтам еще не приватизированные остатки построенных за 70 лет заводов, будет продолжено разрушение отечественной науки, обороны и армии. Это не дает права говорить о практической результативности курса и в обозримой перспективе.
Переход к рынку вовсе не обязательно должен сопровождаться лишениями и многолетними жертвами, которые, как отмечено в выступлении Президента в Федеральном собрании России 16.02.1995 г., мы должны будем терпеть целое поколение, т.е. 20-25 лет.
Контраст к нашему - переход к рынку Китая. Китайцы рационально соединили сильное государственное управление, стратегическое планирование и рыночные методы. В результате с 1978 г. Китай устойчиво растет с очень высокими темпами - до 10-15% в год, полностью обеспечил себя продовольствием, завалил мир текстилем и одеждой, успешно осваивает современные наукоемкие производства, развивает ядерную и ракетную технику, микроэлектронику, химию, биотехнологии. Сейчас он по валовому внутреннему продукту на 3-ем месте в мире (после США и Японии), к 2000 г. при таких темпах будет на 2-ом, к 2010 - на 1-ом, оставит позади США и другие страны мира.
Настоящий законопроект реализует правовые предпосылки второго пути - энергичных государственных мер по выводу страны из кризиса на основе рационального сочетания плана и рынка, комплекса экстренных мер и программы эффективного использования природного, производственного, научного и трудового потенциала России для подъема экономики, обеспечения к 2005 гг. высших мировых стандартов уровня жизни для большинства населения.
При этом сохраняются возможности рыночной деятельности для предприятий и групп населения, приспособившихся и эффективно работающих в условиях рынка.
Бюджет 1998 г. не имеет достаточных резервов надежности. Предусмотренные источники денежных поступлений сомнительны, увеличивают государственный долг до 130 млрд. долл. Расходы по войне в Чечне и восстановлению разрушений, выплате долгов прошлых лет делают бюджет нереальным. Вряд ли будут выполнены экономические индикаторы. По существу, проект бюджета 1998 г. консервирует состояние экономики России на предельно низком уровне.
Один из главных факторов - проектируемый Правительством крайне малый Бюджет развития, финансируемый из федерального бюджета в сумме 16,4 млрд. руб. Он формируется в главной своей части - 13,6 млрд. руб. за счет связанных иностранных кредитов. Это подчиняет развитие России корыстным иностранным интересам.
Основа настоящего закона, определяющего новый подход к неналоговому формированию крупномасштабного Бюджета развития - огромные резервы производственного и инвестиционного потенциала России.
Производственный, научно-технический и природный потенциал России достаточны для выхода из кризиса и подъема экономики собственными силами.
Неиспользуемые резервы инвестиционного потенциала, определяющие возможность реконструкции и технического перевооружения экономики, развертывания жилищного и социально-культурного строительства в 1997 г. составили 200 - 250 млрд. долл., резервы промышленности - 300 - 330 млн. долл., ВВП - 470 - 520 млрд. долл. или 2700 - 3000 трлн. руб.
Предусматриваемое законопроектом "Об экстренных мерах по выводу России из кризиса, обеспечению социально-экономического развития страны" усиление роли государства в экономике, опирается на использование позитивных сторон рыночных и плановых инструментов путем организации двухсекторной экономики, по-существу, - НЭПа - 1998 г.
Первый сектор - рыночный, включающий вписавшиеся и приспособившиеся к нему предприятия и часть населения, которые продолжают работать в сложившихся в России условиях.
Второй сектор - планово управляемый, формируемый не приспособившимися к рынку предприятиями и организациями, которые выразили заинтересованность участвовать в государственных (федеральных и региональных) программах выхода из кризиса и подъема экономики.
Для разработки и реализации Государственного плана вывода экономики России из кризиса на 1998 - 2000 гг. и Государственной программы подъема экономики до 2005 г. целесообразно сформировать:
Государственный плановый комитет России (Госплан РФ);
Общероссийскую, межрегиональные и региональные финансово-промышленные корпорации или ассоциации (ФПК или ФПА).
На первых этапах возможна организация планово управляемых секторов экономики в рамках МФПК при Ассоциациях субъектов Федерации (Центра, Северо-Запада, Большой Волги, Северного Кавказа, Урала, Сибирского соглашения, Дальнего Востока и др.), включающих республиканские, краевые, областные финансово-промышленные корпорации (РФПК).
Такие МФПК должны охватывать самодостаточные производственно-социальные комплексы (ПСК) с населением 10 - 15 млн. чел, обладающие необходимым производственно - экономическим и научно - техническим потенциалом, максимально использовать межрегиональную и межотраслевую кооперацию.
Основная задача планово управляемого сектора - реструктуризации рынка России в направлениях одновременного:
- техническое перевооружение промышленности, сельского хозяйства с ориентировкой на выпуск высоколиквидной, пользующейся спросом продукции, организация массового производства которой способно обеспечить потребности населения на современном мировом уровне;
- сбалансированное увеличение платежеспособности, реальной заработной платы рабочих, инженеров, учителей, врачей, военнослужащих, ученых, управленцев до лучших мировых уровней, позволяющих полностью загрузить реконструированный производственный потенциал России.
Технологический уровень отечественных предприятий автомобильной промышленности, строительства жилья, радиоэлектроники, электротоваров и многих других давно перешел рубеж эффективности, который оправдывает повышение средней зарплаты их работников до 1000 - 1500 долларов в месяц и более. Такая зарплата делает их самих и их семьи, также как в индустриальных странах Запада, массовыми покупателями капиталоемкой продукции длительного пользования, т. е. автомобилей, просторных жилых домов и квартир, других товаров, которые определяют в современном мире высший уровень жизни.
Для практической реализации этих потенциальных возможностей экономики России Основные положения Государственного плана восстановления экономики (до 2000 г.) и Программы социально-экономического развития России (до 2005 г.) предусматривают выполнение комплекса производственных, инвестиционных и научно-технических программ, в том числе "Народный автомобиль", "Новый дом", "Домашний электрокомплекс", "Зеленая революция", "Здоровье и население" и др. (приложение).
В результате осуществления производственных и инвестиционных планов н программ валовой продукт России увеличится по вариантам более чем на 620 - 1340 млрд. руб. в 1998 г., на 2,1 - 2,7 трлн. руб. в 2000 г.
Капиталовложения в социальную сферу, реконструкцию и техническое перевооружение, развитие локомотивных отраслей за счет имеющихся резервов инвестиционного потенциала России могут составить в 1998 г. по вариантам более 980 - 1650 млрд. руб., в 2000 г. 2200-2770 млрд. руб. или 340-420 млрд. долл. по курсу 1997 г.
Крупномасштабное финансирование планов и программ выхода из кризиса и подъема экономики России в 1998-2000 гг. и до 2005 г. предусматривает:
1) Формирование Бюджета развития России в объеме по вариантам 620 - 1340 млрд. руб. на 1998 г., 2100 - 2700 млрд. руб. на 2000 г., что достаточно для выполнения планов и программ выхода из кризиса и подъема экономики страны в обозримые сроки;
2) плановое наделение предприятий - участников программ и потребителей их продукции - предприятий и населения, необходимыми платежными средствами из Бюджета развития, в том числе оборотными и капиталовложениями, с их покрытием товарной продукцией планово управляемого сектора;
3) использование финансовых средств, получаемых от государственной монополии на массовый экспорт - импорт в объеме 110 - 130 млрд. руб.;
4) использование средств от деятельности государственных и государственно - корпоративных предприятий и структур, приватизация и продажа которых останавливается, управления принадлежащими государству пакетами акций и ценных бумаг.
4) привлечения средств населения;
5) коммерческих отечественных и иностранных кредитов для формирования первоначального капитала на первых стадиях реализации Государственных планов и программ подъема экономики.
Создание планово управляемого сектора и использование хорошо отработанных, апробированных в отечественной и мировой практике методов планирования и программирования экономики, позволяет в экстремальных, кризисных условиях с необходимой надежностью решить задачи восстановления и реконструкции производства России с одновременным повышением уровня жизни большинства населения до лучших среднеевропейских и мировых стандартов.
Исходя из Основных положений Государственного плана вывода экономики России из кризиса на 1998 - 2000 гг. и Государственной программы подъема экономики до 2005 г. (приложение 1) формируется проект поправок к доходной части Бюджета развития на 1998 г. (приложение 2).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.