Пояснительная записка
к проекту федерального Закона "Об аэродромной сети и аэропортах Российской Федерации"
Всего на территории Российской Федерации имеется 520 аэродромов с взлетно-посадочными полосами (ВПП) длиной 1800 м и более, из них 320 с искусственными покрытиями, в том числе 52 международных аэропорта. Вооруженные Силы имеют 342 аэродрома, в том числе 206 с искусственным ВПП, то есть более 60% от общего их количества. Из числа других министерств и ведомств аэродромы принадлежат: ФАС России, департаменту авиационной промышленности Министерства экономики России, Российской оборонной спортивно-технической организации, МВД России и ФПС России.
Вследствие длительной интенсивной эксплуатации до 50% аэродромов выслужили установленные сроки и требуют безотлагательного ремонта. Их техническое состояние продолжает неуклонно снижаться и в настоящее время достигло критического уровня. Если не принять кардинальные меры, к 2005 году практически вся аэродромная сеть может быть выведена из эксплуатации.
В последние годы существенно изменились внутренние и внешние условия существования нашего государства, в частности:
появились новые социально-экономические, политические и иные факторы развития России, закрепленные в Конституции Российской Федерации;
возникли и развиваются новые формы собственности;
созданы новые федеральные и региональные органы исполнительной власти;
повысилась роль авиации, следовательно, и основы ее функционирования - аэродромов (аэропортов) в обеспечении национальной безопасности и экономического развития государства;
продолжается устойчивая тенденция продвижения НАТО на Восток;
развитые державы стремятся навязать Российской Федерации свои условия авиаперевозок на международные рынки с активным использованием российской аэродромной сети.
Проект Закона "Об аэродромной сети и аэропортах Российской Федерации" разработан в условиях принятия Воздушного Кодекса Российской Федерации, Федерального Закона "О государственном регулировании в области развития авиации" и других законов, применяемых к авиационной деятельности.
Однако, в законодательстве не регламентированы такие важные вопросы, как:
статус аэродромов государственной, гражданской и экспериментальной авиации;
порядок и условия использования аэродромов совместного базирования и совместного использования в развивающихся рыночных отношениях;
государственная поддержка создания, использования и развития аэродромной сети в новых экономических условиях;
использование аэродромной сети в реализации геополитических интересов России в интересах экономического развития страны и создания благоприятных условий для жизнедеятельности различных регионов России и особенно регионов, расположенных за пределами развитой сети железных и автомобильных дорог.
Не решены также вопросы подготовки и использования аэродромов гражданской авиации для использования их военной авиацией в особый период. Более половины из них непригодны для указанных целей по причине отсутствия стоянок самолетов, рулежных дорожек, складов авиагорючего и др. Каких-либо нормативных (законодательных) актов, определяющих порядок дооборудования таких аэродромов в интересах обеспечения национальной безопасности, не имеется. Не определен статус международных аэропортов.
В целом единая государственная политика в области подготовки, содержания и использования аэродромной сети Российской Федерации отсутствует. Так, вблизи некоторых городов за счет бюджетных средств было построено по три и более первоклассных аэродрома разных ведомств, деятельность которых возможно было бы совместить на одном-двух аэродромах (например, в районе городов Казань, Самара, Воронеж, Ростов-на-Дону и др.). В государственной и гражданской авиации применяется разная классификация аэродромов, разные нормы их годности. Не все аэродромы имеют унифицированное радиосветотехническое оборудование, обеспечивающее прием как государственной, так и гражданской (экспериментальной) авиации.
Разрабатываемый проект Федерального Закона "Об аэродромной сети и аэропортах Российской Федерации" направлен на комплексное урегулирование многоплановых проблем, связанных с подготовкой, содержанием и использованием аэродромов (аэропортов) федеральных и региональных органов исполнительной власти, других государственных и коммерческих структур в интересах обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития государства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.