Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О военной прокуратуре"
Подготовка и представление на рассмотрение депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О военной прокуратуре" обусловлены тем, что принятое Указом Президиума Верховного Совета СССР 4 августа 1981 года Положение о военной прокуратуре не отвечает современным требованиям к деятельности прокурорского надзора в Вооруженных Силах и других воинских формированиях Российской Федерации. Не в полной мере указанное Положение соответствует закону "О прокуратуре Российской Федерации", принятому Верховным Советом Российской Федерации в 1992 году.
Данная ситуация в известной мере способствовала в последние годы систематическому и значительному ухудшению состояния законности и правопорядка в Вооруженных Силах, коррупции, беспрецедентному росту гибели и травматизма военнослужащих в мирное время, общему ослаблению правоохранительной деятельности в войсках по защите законных прав и интересов граждан, безусловному исполнению требований закона должностными лицами органов военного управления.
Исторический опыт деятельности органов военной прокуратуры свидетельствует, что на протяжении всего времени их функционирования она всегда регулировалась отдельными нормативными или законодательными актами.
Такой порядок законодательно регулирования вызывается тем, что военные прокуроры и следователи военных прокуратур, входящих в единую централизованную систему органов прокуратуры, одновременно являются военнослужащими, входят в штатную численность Вооруженных Сил и других войск и на них распространяется военное законодательство, а также некоторой существенной спецификой объектов поднадзорных военной прокуратуре, форм и методов осуществления прокурорского надзора и координации мероприятий по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации.
При подготовке предлагаемого Федерального закона "О военной прокуратуре" имелась ввиду необходимость регламентации отдельных вопросов организации деятельности органов военной прокуратуры, с учетом специфики Вооруженных Сил и других войск, как объектов прокурорского надзора. Он преследует цель уточнения и обеспечения реализации отдельных норм Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", не выходит за его пределы, не требует значительных дополнительных финансовых и других материально-технических затрат.
Вместе с тем, его принятие послужит гарантом обязательного исполнения и конкретной реализации норм действующего закона органами государственного управления, в том числе и военными.
Следует также отметить, что положение о прохождении службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации не позволяет в полном объеме учесть особенности службы в органах военной прокуратуры и исключает возможность распространения на прокурорско-следственный состав военных прокуратур, поскольку основано на нормах трудового законодательства, которое не может быть применено к военнослужащим, что является дополнительным аргументом в необходимости принятие отдельного акта, регулирующего особенности деятельности органов военной прокуратуры.
Предусмотреть и обеспечить равенство прав, полномочий, социальных гарантий и льгот работников территориальных прокуратур и военнослужащих органов военной прокуратуры по причине обладания различными статусами в таком законодательном акте, как Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" невозможно, поскольку закон содержит лишь пять статей, определяющих деятельность органов военной прокуратуры, в то время, как в действующем Положении о военной прокуратуре предусмотрено 38 статьей, которые позволяют полно и всесторонне регламентировать функции и компетенцию органов военной прокуратуры.
Сохраняется неравенство и в материальном обеспечении, что в условиях единой централизованной системы представляется нелогичным. Прецедент предлагаемого порядка создания законодательной базы имеется. Деятельность военных судов, также входящих в единую судебную систему Российской Федерации, с учетом специфики их функционирования, регулируется отдельными законодательными актами.
Принятие данного законопроекта несомненно послужит укреплению законности и правопорядка в войсках, усилению действенности прокурорского надзора за органами военного управления всех уровней, предупреждению правонарушений и преступлений в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.