Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98800059-2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект имеет своей целью уточнение отдельных положений Федерального закона от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и устранение неоднозначного толкования нового порядка исчисления размеров пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера, возникающего вследствие несовершенства формулировок отдельных статей указанного Федерального закона.
Предлагаемые изменения и дополнения касаются следующих положений Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
1. Предлагается в тексте закона слова "среднемесячная заработная плата в стране" заменить словами "среднемесячная начисленная заработная плата в стране" в соответствующем числе и падеже. Также предлагается дополнить закон положением, в соответствии с которым среднемесячная начисленная заработная плата в стране рассчитывается по методике Государственного комитета Российской Федерации по статистике, действующей на день принятия Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Утверждение Правительством Российской Федерации показателя среднемесячной заработной платы в стране специально для целей указанного Федерального закона может привести к уменьшению этого показателя по сравнению с расчетными данными Госкомстата России, что в свою очередь приведет к снижению размера пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Предлагаемые дополнения в совокупности позволяют усилить гарантии прав граждан на получение пенсии в размере, соответствующем повышению стоимости жизни в Российской Федерации.
2. Действующая редакция Федерального закона от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (Часть шестая статьи 1; часть шестнадцатая статьи 3) не предусматривает порядок исчисления государственной пенсии в случае, если прекративший трудовую деятельность пенсионер, пенсия которого исчислена по нормам данного закона, вновь приступил в трудовой деятельности. Законопроект ликвидирует этот пробел, устанавливая, что в случае возобновления пенсионером оплачиваемой работы назначенная ему пенсия пересчитывается без применения механизма, введенного указанным законом, на все время выполнения такой работы.
3. Законопроект предусматривает финансирование расходов на выплату пенсий, назначаемых по Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в части, определяемой включением в трудовой стаж периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, а также надбавок и повышений пенсий, предусмотренных статьями 21, 38, 70, 86-1, и 110 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", за счет ассигнований из федерального бюджета.
4. При определении отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной начисленной заработной плате в стране месяцы, в отношении которых на момент назначения или перерасчета пенсии отсутствуют сведения о среднемесячной начисленной заработной плате в стране, предлагается исключать из подсчета и заменять другими месяцами, непосредственно предшествующими избранному периоду. Необходимость внесения данной поправки обусловлена тем, что в соответствии со статьей 102 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" одним из двух вариантов определения среднемесячного заработка для исчисления пенсии является подсчет этого заработка за 24 последних месяца работы перед обращением за пенсией. Согласно пункту "з" новой редакции статьи 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" среднемесячная заработная плата в стране утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября соответствующего года. При обращении за назначением или перерасчетом пенсии гражданин может представить справку о заработке с учетом периодов, за которые на момент установления пенсии сведения о среднемесячной заработной плате в стране будут еще отсутствовать. Внесение дополнения необходимо, так как действующая редакция Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает возможности такой замены месяцев.
5. Значение показателя среднемесячной начисленной заработной платы в стране в пределах календарного года подвержено естественным колебаниям. Для увеличения пенсии индивидуальный коэффициент пенсионера предлагается применять к среднемесячной начисленной заработной плате в стране за период с 1 декабря по 28 февраля, если увеличение производится с 1 мая; с 1 марта по 31 мая, если увеличение производится с 1 августа; с 1 июня по 31 августа, если увеличение производится с 1 ноября; с 1 сентября по 30 ноября предшествующего года, если увеличение производится с 1 февраля следующего года.
Предлагаемая поправка позволит "сгладить" указанные колебания, прежде всего - значительные различия значений этого показателя в декабре и январе.
6. Формулировка части второй статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" является неточной, дающей возможность неоднозначного восприятия и толкования содержащейся в ней нормы. Для устранения создавшихся противоречий предлагается изложить часть вторую статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" в правильной редакции.
Расчет дополнительных расходов на выплату трудовых пенсий по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"
(проект вносится депутатами Государственной Думы - членами
Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
Аничкиным И.С., Власовой А.П.)
I. Справочные данные:
1. Численность пенсионеров по старости - 29,3 млн.чел.
2. Средний размер назначенных им месячных пенсий - 386,8 руб.
(с учетом компенсационных выплат и индексаций
пенсий в 1,21 раза в 1997 г.)
3. Ограничительный коэффициент на соотношение - 0,7
среднемесячного заработка пенсионера к
среднемесячной заработной платы в стране
на 01.02.98
4. Среднемесячная заработная плата в Российской Индекс
Федерации роста
за сентябрь-ноябрь 1997 г. - 1016,3 руб.
за декабрь 1997 - январь-февралъ 1998г. - 1013,6 руб.
за март-май 1998 г. - 1046,4 руб. 1,03
за июнь-август 1998 г. - 1092,2 руб. 1,04
II. Расходы на выплату - пенсий по старости, исчисленных без
применения индивидуального коэффициента
1. Численность пенсионеров (45,0%), пенсия которым - 13,2 млн.чел.
исчислена без применения индивидуального
коэффициента
29,3х45,0%
2. Средний размер назначенных им месячных пенсии - 381,0 руб.
на 01.01.98
В том числе:
2.1. Численность пенсионеров по старости за - 11,7 млн.чел.
исключением числа пенсионеров, получающих
пенсию в минимальном размере
2.2. Средний размер назначенных им месячных пенсии - 388,8 руб.
на 01.01.98
2.3. Расходы на выплату им пенсий - 54,6 млрд.руб.
388,8х12 мес.х11,7
2.4. Размер увеличения пенсии при индексации (руб.):
на 1.01.98 - 288,5
1.05.98 - 297,2 + 8,7
1.08.98 - 309,1 + 20,6
2.5. Дополнительные расходы на индексацию:
8,7х11,7х3 = 305,37
20,6х11,7х5 = 1205,1
2.6. Численность пенсионеров по старости, - 1,5 млн.чел.
получающих пенсию в минимальном размере
13,2-11,7
2.7. Минимальный размер пенсии - 236,0 руб.
(с учетом компенсационной выплаты)
2.8. Расходы на выплату пенсий по старости, - 4,2 млрд.руб.
назначенных в минимальном размере
1,5х236х12 мес.
3. Среднегодовой размер прожиточного минимума - 322,9 руб.
пенсионера в 1998 году
4. Среднегодовой размер минимальной пенсии по - 258,3 руб.
старости (с учетом компенсационной выплаты),
равный 80% от величины прожиточного
минимума пенсионера 322,9х80%
5. Дополнительные расходы на выплату пенсий - 401,4 млн.руб.
в минимальном размере: или 0,4 млрд.руб.
1,5х(258,3-236,0)х12 мес.
6. Всего расходов на выплату пенсий в - 4,6 млрд.руб.
минимальном размере
4,2 + 0,4
7. Итого расходов на выплату пенсий по старости, - 60,7 млрд руб.
исчисленных без применения индивидуального
коэффициента
54,6 + 1,5 + 4,2 + 0,4
из них дополнительных расходов - 1,9 млрд.руб.
III. Расходы на выплату пенсий по старости, исчисленных с
применением индивидуального коэффициента
1. Численность пенсионеров по старости, пенсия - 16,1 млн.чел.
которым исчислена с применением индивидуального
коэффициента (55,0%)
29,3х55,0%
2. Средний размер назначенных месячных пенсий до - 367,5 руб.
перерасчета
на 01.01.98
3. Средний индивидуальный коэффициент с учетом - 0,468
продолжительности трудового стажа
(0,678 х 0,69)
4. Средние размеры назначенных месячных пенсий,
исчисленные с применением индивидуального
коэффициента
на 01.02.98 - 522,9 руб.
в том числе:
а) основной размер пенсии - 475,6 руб.
1016,3х0,468
б) надбавки и повышения - 47,3 руб.
84,2х56,2%
на 01.05.98 - 522,9 руб.
в том числе:
а) основной размер пенсии - 475,6 руб.
1016,3*х0,468
б) надбавки и повышения - 47,3 руб.
84,2х56,2%
на 01.08.98 - 538,4 руб.
в том числе:
а) основной размер пенсии - 489,7 руб.
1046,4х0,468
б) надбавки и повышения - 48,7 руб.
86,7х56,2%
на 01.11.98 - 561,9 руб.
в том числе:
а) основной размер пенсии - 511,1 руб.
1092,2х0,468
б) надбавки и повышения - 50,8 руб.
90,5х56,2%
5. Размеры увеличения пенсий (руб.)
по индивидуальному коэффициенту |
по действующему Закону |
размер увеличения пенсии |
|
на 01.02.98 522,9 367,5 +155,4 01.05.98 522,9 367,5 +155,4 01.08.98 538,4 367,5 +170,9 01.11.98 561,9 367,5 +194,4 |
6. Дополнительные расходы на введение - 27,52 млрд.руб.
Закона без учета индексации на выплату
пенсий по старости
155,4х16,1х11
7. Дополнительные расходы на индексацию пенсий
по старости
август- октябрь 15,5х16,1х3 = 748,65 млн.руб.
ноябрь-декабрь 39,0х16,1х2 = 1255,8 млн.руб.
-------------------------------
Итого: 2004,45 = 2,0 млрд.руб.
8. Дополнительные расходы на выплату трудовых
пенсий с применением индивидуального
коэффициента
на введение Закона - 32,38 млрд.руб.
на индексацию - 2,35 млрд.руб.
----------------------
34,7
9. Всего дополнительные расходы на введение
Закона и проведение индексации:
34,7+1,8 - 36,5
*) Принят среднемесячный размер зарплаты за сентябрь-ноябрь 1997 г., так
как в декабре 1997 г. - январе-феврале 1998 г. произошло снижение
размера среднемесячной зарплаты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.