Дата вступления в законную силу - 27 августа 2019 г.
Верховный Суд Республики Марий Эл в лице судьи Попова Г.В.
при секретаре Сафиулиной Э.И,
с участием прокурора Назарова А.А,
представителя административного ответчика окружной избирательной комиссии Красноармейского одномандатного избирательного округа N 9 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва Береснева Д.И,
представителя заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл Газизова М.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Фролова Д.Е. к окружной избирательной комиссии Красноармейского одномандатного избирательного округа N 9 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва об отмене постановления окружной избирательной комиссии Красноармейского одномандатного избирательного округа N 9 от 2 августа 2019 года N 13/22 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва по Красноармейскому одномандатному избирательному округу N 9 Фролова Д.Е.", восстановлении избирательных прав Фролова Д.Е. путем обязания окружной избирательной комиссии Красноармейского одномандатного избирательного округа N 9 зарегистрировать Фролова Д.Е. в качестве кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл по Красноармейскому одномандатному избирательному округу N 9,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 6 июня 2019 года N 677-П выборы депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва назначены на 8 сентября 2019 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл от 28 марта 2019 года N 96/651 на Йошкар-Олинскую городскую территориальную избирательную комиссию возложены полномочия окружной избирательной комиссии Красноармейского одномандатного избирательного округа N 9 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва.
Постановлением окружной избирательной комиссии Красноармейского одномандатного избирательного округа N 9 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва (далее - ОИК-9) от 2 августа 2019 года N 13/22 отказано в регистрации кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва по Красноармейскому одномандатному избирательному округу N 9 Фролова Д.Е, выдвинутого Региональным отделением в Республике Марий Эл Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА".
Основанием для отказа в регистрации указано недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 11 статьи 42 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года N 72-З "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл" (далее - Закон Республики Марий Эл N 72-З).
Фролов Д.Е. подал в суд административный иск об отмене постановления ОИК-9 от 2 августа 2019 года N 13/22 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва по Красноармейскому одномандатному избирательному округу N 9 Фролова Д.Е.", восстановлении избирательных прав Фролова Д.Е. путем обязания окружной избирательной комиссии Красноармейского одномандатного избирательного округа N 9 зарегистрировать Фролова Д.Е. в качестве кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл по Красноармейскому одномандатному избирательному округу N 9.
В обоснование административного иска были приведены следующие доводы и обстоятельства.
24 июля 2019 года Фроловым Д.Е. были представлены в ОИК-9 подписные листы, содержащие 504 подписи избирателей в поддержку выдвижения административного истца. 30 июля 2019 года Фролову Д.Е. был выдан итоговый протокол о результатах проверки подписных листов, в котором установлено, что рабочей группой избирательной комиссии признаны недействительными 93 подписи. 2 августа 2019 года до заседания ОИК-9 Фроловым Д.Е. в Рабочую группу по проверке подписных листов представлены возражения на итоговый протокол проверки подписных листов. Однако рабочей группой ОИК-9 возражения административного истца не были рассмотрены, по ним не принято итогового решения, постановление ОИК-9 от 2 августа 2019 года N 13/22 вынесено без учета данных возражений, что является нарушением пунктов 4.2, 4.3 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6.
В письменных возражениях окружная избирательная комиссия Красноармейского одномандатного избирательного округа N 9 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва в лице представителя Береснева Д.И. просит отказать в удовлетворении административного иска, приводит доводы в поддержку оспариваемого постановления, указывая на отсутствие нарушений со стороны избирательной комиссии в части соблюдения процедуры проверки подписных листов, извещения об этом кандидата, предоставления возможности кандидату представить возражения.
В судебное заседание административный истец Фролов Д.Е. не явился, извещен телефонограммой, извещался телеграммой по указанному им адресу, представителя не направил, сообщил, что участвовать в судебном заседании не будет.
Представитель заинтересованного лица Регионального отделения в Республике Марий Эл Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА" не явился, заинтересованное лицо о времени и месте судебного заседания извещено.
Представители административного ответчика ОИК-9 Берестов Д.И. (доверенность от "... " года) административный иск не признал, суду пояснил, что рабочей группой и избирательной комиссией был полностью соблюден порядок проверки подписных листов, итоговый протокол был передан кандидату 30 июля 2019 года, возражения от Фролова Д.Е. поступили лишь 2 августа 2019 года, за 20 минут до заседания окружной комиссии. Фролов Д.Е. злоупотребляет правом, у него было достаточно времени, чтобы заранее принести документы в рабочую группу, просит в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл Газизов М.Р. (доверенность от "... ") поддержал позицию административного ответчика, пояснил, что каких-либо нарушений окружной избирательной комиссией не было допущено, административное исковое заявление Фролова Д.Е. не подлежит удовлетворению.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Назарова А.А, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 24 статьи 38 названного Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Аналогичное положение закреплено в подпункте "ж" пункта 11
статьи 42 Закона Республики Марий Эл N 72-З.
Как следует из материалов дела, постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл от 5 апреля 2019 года
N 97/666 определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва, и предельном количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидатов, в том числе по Красноармейскому одномандатному избирательному округу N 9: необходимое количество -504, предельное количество - 459.
Судом установлено, что 24 июля 2019 года Фролов Д.Е. представил в ОИК-9 125 подписных листа с 504 подписями избирателей в свою поддержку, из которых при проверке всех представленных подписей 93 подписи избирателей признаны недостоверными (недействительными). С учетом этого количество достоверных подписей избирателей составило 411, что менее 459 - количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата.
Результаты проверки подписных листов отражены в таблице сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Фролова Д.Е. на выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва (приложение к письму МВД по Республике Марий Эл от 29 июля 2019 года N 35/8335), справке об исследовании от 29 июля 2019 года N 1-606, ведомости проверки подписных листов N 1, итоговом протоколе о результатах проверки подписных листов и подписей избирателей от 30 июля 2019 года.
Согласно протоколу заседания ОИК-9 от 2 августа 2019 года N 13 на заседании по повестке о регистрации кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва Фролова Д.Е. присутствовало 10 членов комиссии, которые по вопросу об отказе в регистрации кандидата проголосовали единогласно.
Постановлением ОИК-9 от 2 августа 2019 года N 13/22 отказано в регистрации кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва по Красноармейскому одномандатному избирательному округу N 9 Фролова Д.Е. в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (представлено 504 подписи избирателя, достоверными признаны 411 подписей, недействительными - 93 подписи).
Принципы организации деятельности избирательных комиссий всех уровней закреплены в статье 28 Федерального закона N 67-ФЗ: деятельность комиссий осуществляется коллегиально (пункт 1); член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии (пункт 10); заседание комиссии (кроме Центральной избирательной комиссии Российской Федерации) является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (пункт 11); решения комиссии, в том числе о регистрации кандидатов, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (пункт 13).
Исходя из того, что Йошкар-Олинская городская территориальная избирательная комиссия, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии Красноармейского одномандатного избирательного округа N 9 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва сформирована постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл от 5 апреля 2019 года N 97/663 в количестве 14 членов с правом решающего голоса, постановление избирательной комиссии от 2 августа 2019 года N 9/25, принятое десятью голосами за отказ в регистрации кандидата, соответствует требованиям пункта 13 статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ.
Оспаривая законность принятого окружной избирательной комиссией постановления, административный истец ссылается на нарушения процедуры проверки подписей избирателей, оформления итогов проверки, а именно: не рассмотрение Рабочей группой ОИК-9 возражений Фролова Д.Е. на итоговый протокол проверки представленных подписных листов, принятие ОИК-9 оспариваемого постановления без учета данных возражений
Процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей должна предусматриваться законом. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 41 Закона Республики Марий Эл N 72-З проверке подлежат все представленные подписи избирателей в поддержку выдвижения каждого кандидата и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах. При проведении проверки подписей избирателей в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке подписных листов должен извещаться кандидат, представивший установленное для регистрации кандидата количество подписей.
Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов (пункт 4 статьи 41 названного Закона Республики Марий Эл).
Как следует из материалов дела, постановлением ОИК-9 от 7 июня 2019 года N 2/5 создана Рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых в окружную избирательную комиссию (далее - Рабочая группа), утвержден её состав в количестве 18 членов.
Члены Рабочей группы, указанной в пункте 4 статьи 41 Закона Республики Марий Эл N 72-З, в процессе проверки составляют ведомость проверки подписных листов, форма которой устанавливается Центральной избирательной комиссией в соответствии с настоящим Законом. По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пункт 6 статьи 41 Закона Республики Марий Эл N 72-З).
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами "г.1" и "д" пункта 24 или подпунктами "в.1" и "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума.
Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке (пункт 7 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Приведенному положению Федерального закона корреспондирует пункт 15 статьи 41 Закона Республики Марий Эл N 72-З.
Как предусмотрено пунктами 4.2, 4.3 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6, после получения итогового протокола кандидат, его доверенное лицо могут представить в Рабочую группу письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной (недействительной). Также кандидат, его доверенное лицо могут ознакомиться с подписными листами и ведомостями проверки. Возражения рассматриваются Рабочей группой. Результаты рассмотрения учитываются при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата на заседании избирательной комиссии. Составленный Рабочей группой итоговый протокол проверки подписных листов представляется в соответствующую избирательную комиссию для принятия решения. В решении избирательной комиссии указываются содержащиеся в итоговом протоколе данные о количестве представленных кандидатом подписей, количество проверенных, признанных недостоверными и (или) недействительными подписей. В случае если Рабочей группой были удовлетворены (частично удовлетворены) возражения кандидата, в решении указывается также количество подписей, признанных действительными после составления итогового протокола, а также итоговое количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными.
В письменных возражениях от 2 августа 2019 года Фролов Д.Е. указал, что в результате общения с избирателями были выявлены факты несоответствия паспортных данных избирателей, направленных окружной избирательной комиссией для проверки в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл, с подлинными паспортными данными избирателей, внесенных в подписные листы, например: лист 45, строка 5; лист 53 строка 5; лист 55, строка 3. Получив ответ о результатах проверки из Управления по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл, в котором были подтверждены как правильные паспортные данные избирателей, указанные в соответствующих подписных листах, окружная избирательная комиссия внесла подписи этих избирателей, как недействительные с кодом нарушения 4 в ведомость проверки подписных листов N 1 и в итоговый протокол о результатах проверки подписных листов и подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва по Красноармейскому одномандатному избирательному округу N 9. В связи с этим Фролов Д.Е. выразил несогласие с достоверностью других выявленных несоответствий в сведениях об избирателях, содержащихся в итоговом протоколе ОИК по коду 4. Также Фролов Д.Е. был не согласен с установленным исследованием эксперта экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Марий Эл в части признания подписей 1-4 листа 62 и подписей 2 и 3 листа 66 недействительными.
В ведомости проверки подписных листов N 1 (кандидат Фролов Д.Е, ОИК-9, подписей в папке 504) содержатся сведения о количестве недостоверных и недействительных подписей с указанием номеров листа в папке и строк на листе, кодов нарушения, расшифровки кодов нарушения.
Согласно итоговому протоколу от 30 июля 2019 года о результатах проверки подписных листов и подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва по Красноармейскому одномандатному избирательному округу N 9 Фролова Д.Е. (в заседании участвовали 12 членов Рабочей группы, присутствовал доверенное лицо кандидата К. Н.К.) недействительными подписями избирателей из 504 представленных признаны 93, достоверными подписями 411, количество подписей, необходимых для регистрации кандидата - 459.
Доводы административного истца о том, что до заседания ОИК-9 Фроловым Д.Е. в Рабочую группу по проверке подписных листов представлены возражения на итоговый протокол проверки подписных листов, однако рабочей группой ОИК-9 возражения административного истца не были рассмотрены, по ним не принято итогового решения, постановление ОИК-9 от 2 августа 2019 года N 13/22 вынесено без учета данных возражений, являются несостоятельными в связи со следующим.
Итоговый протокол о результатах проверки подписных листов и подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва по Красноармейскому одномандатному избирательному округу N 9 Фролова Д.Е. составлен 30 июля 2019 года.
Письменные возражения Фролова Д.Е. поданы лишь 2 августа 2019 года не в Рабочую группу, а в ОИК-9 и непосредственно перед заседанием избирательной комиссии (16 час. 35 мин).
Данные возражения не могли быть учтены и оценены ОИК-9 при принятии оспоренного постановления "... "
С учетом изложенного суд приходит убеждению, что оспоренное постановление ОИК-9 не противоречит пунктам 4.2, 4.3 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6.
Также отсутствуют основания для вывода о нарушении ОИК-9 при принятии оспоренного решения пункта 7 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которому итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума.
Из содержания итогового протокола от 30 июля 2019 года следует, что он был направлен в ОИК-9, в постановлении ОИК-9 от 2 августа 2019 года N 13/22 воспроизводятся сведения, указанные в итоговом протоколе от 30 июля 2019 года.
Как видно из содержания административного искового заявления, Фролов Д.Е. не приводит иных доводов о незаконности оспариваемого постановления ОИК-9, в том числе по основанию достоверности (действительности) подписей, представленных им в ОИК-9, на что указывалось в письменных возражениях от 2 августа 2019 года.
В соответствии с частью 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Согласно частям 1, 2 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 61 постановления от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
С учетом приведенного правового регулирования и разъяснений судебной практики суд считает необходимым дать оценку доводам письменных возражений Фролова Д.Е. от 2 августа 2019 года и исследовать содержание подписных листов в сопоставлении с таблицей сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Фролова Д.Е. на выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва (далее - таблица сведений), ведомостью проверки подписных листов N 1 (далее - ведомость), итоговым протоколом от 30 июля 2019 года.
В силу пункта 6.3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно подпунктам "в", "г", "е", "ж", "з", "л", "м", "н", "о" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются:
подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист;
подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума;
все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с пунктом 16 статьи 37 настоящего Федерального закона (если составление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, предусмотрено законом);
подписи избирателей, участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума;
все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума.
Согласно пункту 3.1 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением от 13 июня 2012 года N 128/986-6, проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа. Подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшем сбор подписей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.). В ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо справки уполномоченного органа. Любые возникающие сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и даты трактуются в пользу достоверности подписи.
В пункте 3.2 раздела 3 указанных Методических рекомендаций выделены конкретные случаи, когда подпись может быть признана недействительной с учетом положений статей 37, 38 Федерального закона
N 67-ФЗ при проведении региональных и муниципальных выборов.
В результате проведенного анализа суд приходит к следующим выводам.
Подписной лист 43, строка 5 ( Б. А.Л.) - в таблице сведений ошибочно указаны серия и номер паспорта данного лица по сравнению с указанными избирателем серией и номером паспорта, однако данным избирателем неверно указан адрес места жительства - подпись является недействительной.
Подписной лист 53, строка 5 ( О. С.Н.) - в таблице сведений ошибочно указаны серия и номер паспорта данного лица по сравнению с указанными избирателем серией и номером паспорта, однако данным избирателем неверно указан адрес места жительства (номер квартиры) - подпись является недействительной.
Подписной лист 55, строка 3 ( С. О.А.) - неверно указан номер паспорта "... ", фактически "... " - подпись является недействительной.
Данные нарушение квалифицированы по коду 4 (сведения об избирателе не соответствуют действительности).
По коду 4 всего признано недействительными 77 подписей избирателей.
Подписной лист 2 строка 1 - неверно указан адрес места жительства.
Подписной лист 3, строка 2 - неверно указан адрес места жительства.
Подписной лист 5, строки 2, 5 - неверно указаны адреса места жительства (номер квартиры, номер дома).
Подписной лист 6, строка 3 - неверно указан адрес места жительства.
Подписной лист 7, строка 4 - неверно указан номер паспорта.
Подписной лист 9, строка 5 - неверно указан адрес места жительства (номер квартиры).
Подписной лист 12, строка 4 - неверно указан номер паспорта.
Подписной лист 13, строка 2 - неверно указан адрес места жительства (номер квартиры).
Подписной лист 19, строка 4 - неверно указан адрес места жительства.
Подписной лист 24, строки 2, 4 - неверно указан адрес места жительства, неверно указан номер паспорта.
Подписной лист 34, строка 2 - неверно указан адрес места жительства (номер квартиры).
Подписной лист 35, строка 3 - неверно указан адрес места жительства.
Подписной лист 38, строка 2 - неверно указан адрес места жительства.
Подписной лист 43, строка 5 - указано выше.
Подписной лист 44, строки 2, 3 - неверно указан адрес места жительства.
Подписной лист 45, строки 4, 5 - неверно указаны отчества, неверно указан адрес места жительства П. Е.В.
Подписной лист 47, строки 4, 5 - неверно указано имя, неверно указана фамилия.
Подписной лист 50, строка 2 - неверно указана серия паспорта.
Подписной лист 53, строки 1, 2, 5 - по строке 5 указано выше.
Подписной лист 55, строки 2, 3 - по строке 3 указано выше, строка 2 - неверно указан адрес места жительства.
Подписной лист 56, строка 2 - неверно указан номер паспорта.
Подписной лист 60, строки 1, 2, 3 - неверно указаны адреса места жительства.
Подписной лист 61, строка 2 - неверно указан адрес места жительства (номер квартиры).
Подписной лист 63, строки 1, 2 - неверно указаны адреса места жительства.
Подписной лист 64, строки 2, 5 - неверно указаны адреса места жительства.
Подписной лист 69, строка 5 - неверно указан адрес места жительства.
Подписной лист 70, строки 1, 5 - неверно указаны адреса места жительства.
Подписной лист 74, строки 1, 2 - неверно указаны серия и номер паспорта, по адресу места жительства не значится.
Подписной лист 75, строки 1, 2 - неверно указана фамилия, неверно указаны адреса места жительства.
Подписной лист 77, строка 2 - неверно указан адрес места жительства (номер квартиры не указан).
Подписной лист 78, строка 4 - неверно указан адрес места жительства.
Подписной лист 79, строки 1, 2 - неверно указаны адреса места жительства.
Подписной лист 80, строка 4 - неверно указан адрес места жительства.
Подписной лист 81, строки 2, 3 - сведения об избирателе не соответствуют действительности - на основании заключения эксперта.
Подписной лист 81, строка 4 - неверно указан адрес места жительства.
Подписной лист 85, строка 3 - неверно указан адрес места жительства.
Подписной лист 86, строки 1, 4 - неверно указаны адреса места жительства.
Подписной лист 87, строки 3, 5 - неверно указана фамилия, неверно указано отчество.
Подписной лист 88, строка 1 - неверно указано имя.
Подписной лист 91 строка 2 - неверно указан номер паспорта.
Подписной лист 92, строка 3 - неверно указан номер паспорта.
Подписной лист 94, строка 2 - неверно указан адрес места жительства.
Подписной лист 95, строка 5 - неверно указан адрес места жительства.
Подписной лист 96, строка 3 - неверно указан номер паспорта.
Подписной лист 98, строка 4 - не значится.
Подписной лист 99, строки 1, 2, 3 - неверно указано отчество, неверно указан номер квартиры, неверно указан номер паспорта.
Подписной лист 104, строка 1 - неверно указана фамилия.
Подписной лист 113, строка 3 - неверно указан адрес места жительства.
Подписной лист 115, строка 4 - неверно указан номер паспорта.
Подписной лист 116, строка 4 - неверно указана фамилия.
Подписной лист 122, строки 2, 3 - неверно указан номер паспорта, неверно указан адрес места жительства.
Подписной лист 123, строка 1 - неверно указан адрес места жительства.
На основании справки об исследовании от 29 июля 2019 года N 1-606, составленной экспертом Экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Марий Эл С. Т.И, недостоверными (недействительными) подписями признаны следующие подписи.
Подписной лист 66, строки 2-3; подписной лист 81, строки 2-3.
Между тем, выводы эксперта о выполнении одним лицом записей являются категоричными лишь в отношении подписного листа 81, строки 2-3. В отношении подписного листа 66, строки 2-3 - выводы эксперта имеют вероятностный характер, соответственно, в этом случае возникшие сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и даты должны быть истолкованы в пользу достоверности подписи.
Подписной лист 62, строки 1-4, также указанный в справке об исследовании от 29 июля 2019 года N 1-606, в ведомости отнесен к нарушению по коду 40.
По коду нарушения 40 (подписной лист заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в нотариально заверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей) признаны недействительными всего 4 подписи.
Подписной лист 62, строки 1, 2, 3, 4 - подписной лист заверен М. О.А, не внесенной в нотариально заверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей - подписи являются недействительными.
При анализе подписного листа 81, строки 2-3 суд приходит к выводу о применимости к данному случаю положений пункта 9 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением от 13 июня 2012 года N 128/986-6, согласно которым подпись избирателя, дата внесения которой выполнена избирателем несобственноручно (подпункт "е" пункта 64 статьи 38 Федерального закона). Это основание используется, как правило, в случаях, когда экспертом-почерковедом выявляются в проверяемой папке (нескольких папках) даты внесения подписи избирателя, выполненные одним лицом (так называемые цепочки). Поскольку избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата только один раз, то соответственно и дата внесения подписи избирателя может быть выполнена одним лицом только один раз. В этой связи в случае выявления цепочки недействительными признаются все подписи избирателей с датами, выполненными одним лицом, за исключением одной. Соответствующая подпись признается недействительной на основании заключения эксперта-почерковеда.
Таким образом, подпись подписного листа 81, строка 2 не подлежала признанию недействительной.
Подписной лист 69, строки 1-2, также указанный в справке об исследовании от 29 июля 2019 года N 1-606, в ведомость не включен.
По коду нарушения 11 (неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя) признаны недействительными 2 подписи.
Подписной лист 30, строка 3 - в дате внесения подписи.
Подписной лист 74 строка 3 - в дате внесения подписи.
По коду нарушения 13 (неоговоренные исправления в сведениях об избирателе) признаны недействительными 4 подписи.
Подписной лист 20, строка 5 - в номере дома.
Подписной лист 46, строка 4 - в номере паспорта.
Подписной лист 48, строка 2 - в имени избирателя.
Подписной лист 80, строка 3 - в номере дома.
По коду нарушения 25 (неоговоренные исправления в дате внесения подписи лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей) признаны недействительными 5 подписей. Подписной лист 37, строки 1, 2, 3, 4, 5 - в дате внесения подписи.
По коду нарушения 41 (подпись избирателя внесена позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей) признана недействительной 1 подпись (подписной лист 109, строка 1 - даты, соответственно, 27 июля 2019 года и 22 июля 2019 года).
По кодам нарушений 11, 13, 25, 40, 41 недействительность (недостоверность) подписей избирателей в результате судебной проверки нашла подтверждение в отношении всех подписей.
С учетом изложенного общее количество недействительных (недостоверных) подписей избирателей составляет 90, соответственно, действительными (достоверными) являются 414 подписей, что менее количества подписей, необходимых для регистрации - 459.
Доказательств обратного стороной административного истца не представлено, на их наличие Фролов Д.Е. не ссылался, истребовать не просил.
В связи с этим оспариваемое постановление избирательной комиссии об отказе в регистрации Фролова Д.Е. в качестве кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл по Красноармейскому одномандатному избирательному округу N 9 ввиду недостаточного количества в подписных листах достоверных подписей избирателей является законным, не подлежит отмене. Основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать Фролову Д.Е. в удовлетворении административного иска к окружной избирательной комиссии Красноармейского одномандатного избирательного округа N 9 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва об отмене постановления окружной избирательной комиссии Красноармейского одномандатного избирательного округа N 9 от 2 августа 2019 года N 13/22 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва по Красноармейскому одномандатному избирательному округу N 9 Фролова Д.Е.", восстановлении избирательных прав Фролова Д.Е. путем обязания окружной избирательной комиссии Красноармейского одномандатного избирательного округа N 9 зарегистрировать Фролова Д.Е. в качестве кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл по Красноармейскому одномандатному избирательному округу N 9.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение пяти дней со дня вынесения.
Судья Г.В. Попов
Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.