Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О судебно-медицинской экспертизе"
Судебно-медицинская экспертиза является одной из важнейших составляющих борьбы с преступностью и установления правопорядка в России.
Судебно-медицинская экспертиза позволяет на основе современных достижений медицины, науки и техники исследовать важные для установления истины обстоятельства. Ежегодно в государственных учреждениях судебно-медицинской экспертизы различных министерств и ведомств выполняются более двух миллионов судебно-медицинских экспертиз. Так, в учреждениях судебно-медицинской экспертизы органов здравоохранения субъектов Российской Федерации производится более 1 млн. экспертиз потерпевших, обвиняемых и других лиц, более 500 тыс. экспертиз трупов, более 500 тыс. экспертиз вещественных доказательств и более 15 тыс. экспертиз по материалам судебных и следственных дел. Проводится также значительное количество судебно-медицинских экспертиз в судебно-медицинских лабораториях Министерства обороны Российской Федерации и в структурных подразделениях судебно-медицинской экспертизы Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Судебно-медицинская экспертиза осуществляется в уголовном и гражданском судопроизводствах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Наибольшее число судебно-медицинских экспертиз проводится по уголовным делам. Причем, в соответствии с уголовным и уголовным процессуальным законодательством Российской Федерации производство судебно-медицинских экспертиз является обязательным по всем делам, связанным с преступлениями против жизни и здоровья личности, а также с преступлениями против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Развитие гражданско-правовых отношений обусловливает постоянный рост числа судебно-медицинских экспертиз в гражданском процессе. Однако, в каждом указанном процессуальном законе проведение судебно-медицинской экспертизы регламентируется с различной степенью полноты и детализации.
В межотраслевом Федеральном законе "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" изложены правовые основы судебно-экспертной деятельности, предусматривающие единообразное регулирование порядка производства судебной экспертизы в государственных экспертных учреждениях, некоторые организационные аспекты и общие процессуальные нормы, однако не учитывающие специфику судебно-медицинской экспертизы.
Вследствие недостаточной разработанности отраслевого процессуального законодательства существует несколько упрощенный порядок проведения судебно-медицинской экспертизы, что не способствует полноте, всесторонности и объективности проводимого экспертного исследования. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что в каждом министерстве и ведомстве, имеющем систему учреждений (структурных подразделений) судебно-медицинской экспертизы, действует значительное число различных правовых нормативных актов, регулирующих производство судебно-медицинской экспертизы. Вместе с тем, объективно судебно-медицинская экспертиза едина по своей сути и предназначению. Поэтому ее цели и проведение должны осуществляться в своей основе с соблюдением единых норм производства, отсутствующих в настоящее время.
Предлагаемый законопроект, разработанный в развитие Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", предусматривает единообразное регулирование вопросов организации судебно-медицинской экспертизы с учетом особенностей данной многопрофильной специальности, а также сложившейся многолетней экспертной практики и конкретных объектов экспертизы.
Проект закона включает в себя разделы, касающиеся прежде всего таких проблем, как: организационные основы судебно-медицинской экспертной деятельности и требования, которым должна отвечать судебно-медицинская экспертиза; правовые основы судебно-медицинской экспертизы; перечень объектов и видов судебно-медицинской экспертизы; порядок и особенности производства судебно-медицинской экспертизы живых лиц, трупов, вещественных доказательств, а также по материалам уголовных и гражданских дел; организационно-методическое и финансовое обеспечение судебно-медицинской деятельности; порядок и условия транспортировки, хранения и выдачи объектов судебно-медицинской экспертизы; государственную правовую защиту и социальные гарантии работников учреждений судебно-медицинской экспертизы; меры по обеспечению прав и свобод граждан при производстве судебно-медицинских экспертиз; контроль за деятельностью в области судебно-медицинской экспертизы.
Предложенный проектом федерального закона "О судебно-медицинской экспертизе" уровень правовой регламентации назначения и производства судебно-медицинских экспертиз (исследований) предполагает внесение изменений и дополнений в уголовный процессуальный и гражданский процессуальный кодексы Российской Федерации.
В целом, принятие федерального закона "О судебно-медицинской экспертизе" позволит:
- установить единые принципы и общие правила назначения и проведения судебно-медицинских экспертиз, которые в максимальной мере будут способствовать полноте, всесторонности и объективности экспертного исследования и достоверности даваемого экспертного заключения;
- обеспечить соблюдение прав и свобод граждан при производстве судебно-медицинских экспертиз;
- обеспечить четкую организацию производства судебно-медицинских экспертиз в учреждениях судебно-медицинской экспертизы с тем, чтобы экспертизы осуществлялись высококвалифицированными специалистами, отвечающими требованиям, предъявляемым к эксперту;
- обеспечить социальные гарантии и государственную защиту работников учреждений судебно-медицинской экспертизы, что позволит предотвратить угрозы жизни и причинение ущерба здоровью работникам этих учреждений при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.