Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О реализации конституционного права муниципальной собственности на землю в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О реализации конституционного права муниципальной собственности на землю в Российской Федерации" разработан в развитие Конституции Российской Федерации, закрепляющей положение о том, что земля в России может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, оговаривая при этом, что порядок и условия передачи земельных участков могут быть урегулированы только федеральным законом. Одновременно Конституция Российской Федерации гарантирует равную защиту различных форм собственности.
Вопреки сказанному, в области земельных отношений в настоящее время сложилась ситуация, когда муниципальные образования обладая гарантированным правом на землю тем не менее не имеют ни одного гектара земли в собственности, поскольку ни один федеральный закон не установил критерии, на основании которых можно было бы закрепить землю в муниципальную собственность.
Сложившаяся практика применения действующего законодательства, регулирующего вопросы земельных отношений, приводит к увеличению неиспользуемых земель. Вместе с тем, для российских городов проблема закрепления каждого земельного участка за определенным собственником - частным лицом, муниципальным образованием, государством в лице Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, несущим полную ответственность за его использование, была и остается неразрешимой проблемой.
В результате складывается ситуация, когда эффективная деятельность органов местного самоуправления по обеспечению развития территорий муниципальных образований, а это, прежде всего, городские территории, регулированию земельных и градостроительных отношений, проведению инвестиционной политики, созданию благоприятной среды обитания жителей городов, значительно затрудняется.
Предлагаемый законопроект разработан в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления регулирование законами порядка передачи объектов собственности Российской Федерации в муниципальную собственность.
Законопроект позволит восполнить существующий пробел в законодательстве и определить перечень оснований, по которым можно было бы предоставить землю в собственность муниципальных образований.
Проект Федерального закона "О реализации конституционного права муниципальной собственности на землю в Российской Федерации" разработан на основе проекта Федерального закона "О реализации конституционного права собственности муниципального образования на землю", обсуждавшегося на пленарном заседании Государственной Думы 26 сентября 1997 года и набравшего 204 голоса за принятие его в первом чтении.
С учетом высказанных депутатами Государственной Думы замечаний и предложений в законопроект внесены следующие изменения и дополнения:
- название законопроекта приведено в соответствие с принятой терминологией и нормами гражданского, земельного и иных отраслей законодательства;
- по инициативе Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам в законопроект включена норма, регулирующая вопрос закрепления права муниципальной собственности на землю органами государственной власти.
Для реализации данного предложения в статью 4 проекта включен дополнительный пункт, предусматривающий необходимость государственной регистрации земельных участков, отнесенных к муниципальной собственности. На основании Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа. Порядок создания и структура учреждений юстиции определяются субъектами Российской Федерации, также как и регистрационные округа создаются субъектами Российской Федерации в границах, как правило совпадающих с границами административно-территориальных единиц. В качестве основания для государственной регистрации, как предусматривает Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", могут выступать акты, изданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, закрепляя в представленном законопроекте положение о том, что земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности подлежат государственной регистрации, проект Федерального закона одновременно фиксирует и необходимость участия в процессе передачи права собственности на землю органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- из законопроекта исключена статья, регулирующая вопросы полномочий органов местного самоуправления в области владения, пользования и распоряжения муниципальными землями, как объектом собственности. Данная статья дублировала ряд действующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", земельного законодательства.
Проект федерального закона состоит из 3 глав, включающих 10 статей.
В главе I представлены общие положения, правовые основы, а также сфера действия законопроекта.
Глава II закрепляет основные положения права муниципальной собственности на землю. Концепция проекта федерального закона направлена на реализацию конституционного права муниципальной собственности на землю и установление основных принципов формирования этой собственности - собственности городских, сельских поселений и других муниципальных образований. При этом настоящий законопроект в статье 4 устанавливает перечень оснований, по которым земельные участки могут быть признаны муниципальной собственностью. Законопроект также предусматривает возможность дополнительного приобретения органами местного самоуправления земельных участков, необходимых для развития муниципального образования, в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством, а также передачи земель, находящихся в государственной собственности, потребность в использовании которых в государственных нуждах отпала, в муниципальную собственность.
Исходя из норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляющих право муниципального образования самостоятельно принимать общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, представленный законопроект устанавливает общие принципы управления землями, находящимися в муниципальной собственности, а также определяет сферу действия правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования земельных отношений.
Проект федерального закона предусматривает, что правовые акты органов местного самоуправления, принимаемые по вопросам регулирования земельных отношений на территории муниципального образования, не могут противоречить федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
Глава III законопроекта содержит заключительные и переходные положения, в которых устанавливаются порядок отнесения земель к объектам муниципальной собственности, а также порядок вступления законопроекта в силу.
Учитывая экономическую и социальную значимость дальнейшего развития муниципальных образований, законопроект будет способствовать реализации государственных гарантий, созданию условий для осуществления права муниципальной собственности на землю, обеспечению объективности и стабильности правового регулирования земельных отношений.
Вступление в силу настоящего федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.