Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об экстренных мерах по выводу России из кризиса, обеспечению социально-экономического развития страны"
Экономический курс, который проводится с 1992 года по рецептам и под контролем МВФ, под лозунгами "либеральных реформ", "построения рыночной экономики" и ее "интернационализации", представляет собой крайне политизированный, форсированный тотальный демонтаж системы государственного сектора и государственного регулирования экономики.
Стержнем этого курса стала "приватизация по Чубайсу" - противоправное расхищение принадлежавшего народу имущества и передача его за бесценок узкому слою хозяев, по большей части спекулятивных, в том числе криминальных. В ходе этой приватизации были ликвидированы хозяйственные права трудовых коллективов предприятий, а их работники превращены в бесправную дешевую наемную рабочую силу для новых "хозяев". Стратегически важные для страны предприятия и отрасли перешли под контроль зарубежных собственников, многие сложившиеся технологические комплексы были разрушены.
Основной жертвой проводимого курса стало отечественное производство, которое подверглось, с одной стороны, разрушающему воздействию бесконтрольной конкуренции зарубежных товаров, нередко импортируемых в Россию по демпинговым ценам, с другой, - финансовому удушению "борьбой с инфляцией", порожденной проводимым курсом. Беспрецедентное падение производства и деградация его структуры лежит в основе глубокого социально-экономического кризиса, охватившего все стороны общественной жизни.
Нарастающая безработица и деквалификация рабочей силы, массовое обнищание, пауперизация, социальная деградация и криминализация населения, рост смертности и падение рождаемости, сокращение его численности - закономерные результаты проводимого курса.
Проводимый курс, неправомерно именуемый "реформой", создает встроенный в него механизм, блокирующий выход из порожденного им глубокого социального кризиса. Катастрофическое падение производственных капиталовложений, разрушение отраслей, определяющих общий технический прогресс в экономике, размывание ее научно-технического потенциала, растущая выкачка невозобновляемых топливно-сырьевых ресурсов за рубеж подрывают базу развития производства в будущем. Вместе с тем падение производства сужает общую базу доходов бюджета и усиливает зависимость России от зарубежных займов. Рост государственного долга и выплат по внутренним и внешним займам все больше сужает потенциал государственных ассигнований и капиталовложений в развитие экономики. Падение жизненного уровня населения сокращает платежеспособный спрос, необходимый для роста производства. Разрушение жизненно важных отраслей производства подрывает экономическую самостоятельность и национальную безопасность страны. Наряду с нарастанием задолженности России западным государствам, это еще больше ограничивает российский суверенитет и усиливает возможность этих государств, прежде всего, через МВФ и МБРР, навязывать России и впредь гибельный для нее курс "реформы".
* * *
Разорвать замкнутый круг, обусловливающий перерастание глубокого социального кризиса в национальную катастрофу, можно лишь путем принятия экстренных мер, направленных на изменение проводимого социально-экономического курса.
Комплекс таких мер содержится в проекте Закона "Об экстренных мерах по выводу России из кризиса, обеспечению социально-экономического развития".
Стержнем закона являются меры по прекращению спада и обеспечению роста производства как основы решения остальных социально-экономических проблем.
Законопроект предусматривает институциональное обеспечение этих мер, связанное с восстановлением управляемости экономикой.
Положения, содержащиеся в первой главе законопроекта, направлены на создание базиса всего комплекса мер - преодоление разрушительных последствий "приватизации по Чубайсу", рационализацию отношений собственности, подчинение их задачам экономического развития и социального прогресса. Процесс преобразования отношений собственности, создание их оптимальной структуры, увязан с восстановлением законных имущественных прав народа России. При этом предусматриваются как прямые меры национализации, так и восстановление неоплаченной при приватизации общенародной собственности через механизм дополнительного выпуска акций приватизированными предприятиями и соответствующее формирование (увеличение) государственных пакетов акции. Предусматривается ликвидация Госкомимущества, неспособного эффективно управлять государственными предприятиями и повысить эффективность управления ими путем передачи функций управления отраслевым государственным органам, холдинговым компаниям и корпорациям. В качестве ключевого направления процесса преобразования отношений собственности, призванного устранить их криминализацию, обеспечить достижение поставленных целей и заложить прочный фундамент общего социального прогресса, избрана демократизация этого процесса - установление над ним контроля представительных органов власти и комитетов гражданского контроля, восстановление и расширение прав трудовых коллективов на участие в контроле и управлении предприятиями.
Вторая глава законопроекта содержит комплекс мер по восстановлению и развитию производства, помощи зонам экономического и социального бедствия. Для координации этих мер, подчинения их общему социально-экономическому курсу предусматривается разработка трехлетнего Плана (1998-2000 годы) восстановления экономики России, детализируемого в годовых планах, увязанных с годовыми бюджетами и представляемыми на утверждение Федерального Собрания РФ.
Все меры государственного регулирования подчинены главной цели - поддержке и стимулированию промышленного и сельскохозяйственного производства путем его протекционистской защиты, обеспечения материальными, технологическими и финансовыми ресурсами, содействия сбыту их продукции. Одновременно предусматриваются необходимые для этого институциональные и организационные меры.
Основное направление политики внешнеторгового регулирования, с одной стороны, - протекционистская защита нуждающихся в ней отраслей отечественного производства (с одновременным принятием мер по их модернизации и повышению конкурентоспособности), с другой - мобилизация валютных ресурсов для импорта не производимого в стране высокопроизводительного оборудования и высоких технологий, при ограничении импорта предметов роскоши и потребительских товаров не первой необходимости. Одновременно для улучшения положения отечественных товаропроизводителей им отдается предпочтение при выдаче импортных и экспортных лицензий - при ограничении роли частных внешнеторговых посредников.
Такая политика стимулирует иностранные фирмы, желающие удержаться на российском рынке, к переходу от импорта товаров к импорту производительного капитала. Политика регулирования импорта иностранного капитала призвана стимулировать этот процесс путем привлечения его в первую очередь для приобретения новых технологий, оборудования и материалов, адаптации российской промышленности к требованиям мирового рынка - при ограничении его импорта в сферу обращения и отраслей, развитие и модернизация которых могут быть обеспечены за счет отечественного капитала и внутренних ресурсов. Одновременно ограничиваются спекулятивные операции иностранного капитала на фондовом рынке и те формы его деятельности, которые наносят ущерб отечественному производству.
Кредитно-финансовая и бюджетная политика ставит во главу угла обеспечение промышленности и сельского хозяйства необходимыми финансовыми средствами, в том числе путем ассигнований, своевременного поступления предназначенных для них бюджетных ассигнований, противодействия оттоку капитала за рубеж и отвлечению финансовых ресурсов на спекуляцию товарами, валютой и ценными бумагами, путем мобилизации финансовых ресурсов для кредитования производства и производственных капиталовложений. Меры институционного обеспечения такой политики предусматривают отстранение частных банков от распределения бюджетных средств, установление обязательных норм инвестиций коммерческих банков в целевые государственные ценные бумаги и кредитования ими приоритетных сфер производства, развитие государственной системы долгосрочного финансирования промышленности и государственно-кооперативной системы сельскохозяйственного кредита. Для мобилизации сбережений населения, потерявшего доверие к частным инвестиционным фондам, и использования их для инвестиций в приоритетные сферы производства предусматривается создание контролируемых государством федерального и региональных инвестиционных фондов (трастов).
Аналогичную направленность имеют и содержащиеся в законопроекте меры налоговой политики, которые переносят центр тяжести налогообложения с доходов от трудовой, инновационной и инвестиционной деятельности в сфере производства на налогообложение рентных доходов, доходов от биржевых и банковских спекулятивных операций, спекулятивных сделок с недвижимостью, доходов от собственности, видов деятельности, связанных с негативными социальными и экологическими последствиями, сверхвысоких доходов и особо крупного имущества, элитарного и социально-избыточного потребления, экспортные пошлины на топливно-сырьевые ресурсы, протекционистские и фискальные импортные пошлины на предметы роскоши, потребительские товары не первой необходимости и другие товары, ввоз которых отрицательно сказывается на положении промышленности и сельского хозяйства России.
Политика регулирования внутреннего товарного рынка преследует три основные цели: во-первых, обеспечение промышленности и сельского хозяйства необходимыми средствами производства по доступным ценам, во-вторых, содействие гарантированному сбыту их продукции, в-третьих, обеспечение нуждающихся слоев населения товарами первой необходимости по доступным ценам.
В этих целях предусматривается установление твердых цен на продукцию естественных монополий и государственно-договорных цен на основные виды промышленного и сельскохозяйственного сырья. Наряду с восстановлением экспортных пошлин на топливно-сырьевые товары, это не только будет способствовать обеспечению отечественного производства топливом, сырьем и транспортными услугами, но и, ограничивая цены на ключевые ценообразующие товары, будет сдерживать общий рост цен. До устранения существующих "ножниц цен" между ценами на сельскохозяйственную продукцию и промышленные средства производства для сельского хозяйства последние (в первую очередь удобрения, электроэнергия и горюче-смазочные материалы) подлежат продаже сельскохозяйственным производителям по льготным ценам. Поскольку резкое удорожание сельскохозяйственной техники делает ее недоступной для большинства сельскохозяйственных производителей, предусматривается создание государственных, кооперативных и государственно-кооперативных машинно-технологических станций, которые предоставляли бы им сельскохозяйственную технику на условиях аренды, лизинга, выполнения работ по контракту и др.
Содействие сбыту продукции отечественного производства, наряду с мерами импортного протекционизма, включает проведение соответствующей политики государственных заказов и закупок, уменьшение роли частных торговых посредников, в том числе путем установления прямых связей между трудовыми коллективами. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции призваны обеспечить ее гарантированный сбыт, создание ее стабилизационного фонда, а также фондов нормированного обеспечения нуждающихся слоев населения предметами первой необходимости по твердым ценам.
Рост производства, связанное с ним увеличение товарной массы и бюджетных доходов, создают благоприятные предпосылки для сдерживания инфляции, даже при увеличении денежной эмиссии. Вместе с тем проект закона предусматривает и ряд специальных мер по сдерживанию роста цен. Наряду с усилением государственного контроля над ценами, они включают стимулирование сбережений населения и предприятий, установление государственной валютной монополии и постепенное введение инвестиционного рубля.
Рост производства, лежащий в основе повышения занятости и доходов населения, имеет ключевое значение также для решения острых социальных проблем, порожденных приводившимся с 1992 года курсом. Содержащиеся в законопроекте меры в социальной области ставят во главу угла предотвращение массовой безработицы и увеличение занятости, обеспечение своевременной выплаты пенсий и заработной платы, восстановление основных социальных гарантий - при приоритетной поддержке малоимущих семей, нуждающихся и социально незащищенных слоев населения, предотвращение демографической катастрофы, защиту отечественной науки и культуры, образования и здравоохранения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.