Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 97057093-2 "О чрезвычайном положении"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении подготовлен на основании распоряжения Президента Российской Федерации от 29 мая 1995 г. N 252-рп.
В соответствии с частью второй статьи 56 Конституции Российской чрезвычайное положение на территории Российской Федерации и в отдельных ее местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленном Федеральным конституционным законом.
В настоящее время такого закона нет, а действующий Закон РСФСР "О чрезвычайном положении" во многом не соответствует Конституции Российской Федерации, и при практическом применении показал свою недостаточную эффективность. Поэтому складывается ситуация, при которой, во-первых, чрезвычайное положение может быть введено без достаточных правовых оснований и, во-вторых, действующий режим чрезвычайного положения не обеспечивает в полной мере реализации целей его введения (что наглядно продемонстрировано более чем двухлетней практикой существования режима чрезвычайного положения на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики).
Представленный законопроект содержит конкретные нормы, которые более детально по сравнению с действующим Законом РСФСР "О чрезвычайном положении" регламентируют основные аспекты режима чрезвычайного положения, в том числе условия, порядок и основания его введения, а также силы, средства и меры, используемые в условиях чрезвычайного положения, что несомненно будет способствовать обеспечению прав и свобод граждан в экстремальных условиях чрезвычайного положения.
Кроме того предлагаемый проект федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" призван устранить имеющийся в законодательстве пробел. Он разработан на основе действующего Закона РСФСР "О чрезвычайном положении", но при этом наполнен содержанием, соответствующим положениям принятой 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, а также сложившейся реальности. В максимальной степени учтена и практика применения действующего Закона о чрезвычайном положении.
Законопроект устанавливает основания и порядок введения чрезвычайного положения, перечень мер и ответственность граждан и должностных лиц в указанных условиях. Предусмотренные проектом меры совместимы с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из действующих международных актов в области прав человека.
При этом в проекте закона предусмотрены гарантии, призванные не допустить дискриминацию отдельных лиц и групп населения исключительно по политическим убеждениям, признакам расы, национальности, пола, языка, религии и социального положения.
Поскольку основаниями для введения чрезвычайного положения могут служить чрезвычайные ситуации социально-политического, криминального, технотронного, экологического и природного характера, законопроект предусматривает различные чрезвычайные меры, адекватные складывающейся обстановке.
В главе V проекта, предусматривается принципиально новый механизм создания органов особого управления на период введения чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации или на ее отдельных местностях. Данный механизм призван способствовать скорейшей реализации целей введения чрезвычайного положения и значительно сократить время ограничений прав и свобод человека и гражданина на соответствующей территории.
Концепция вносимого на рассмотрение законопроекта, начиная с первого полугодия 1993 г. неоднократно рассматривалась Президиумом бывшего Верховного Совета Российской Федерации, Советом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации прежнего состава, субъектами Российской Федерации и получила в целом положительную оценку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.