Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97801857-2 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)"
Досье на проект федерального закона
Необходимость принятия данного Федерального закона обусловлена прежде всего тем, что число лиц с ограниченными возможностями здоровья как во всем мире, так и в Российской Федерации, имеет устойчивую тенденцию к увеличению. По прогнозам ЮНЕСКО, в ближайшие годы мировое сообщество не сможет изменить данную негативную тенденцию, поэтому рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать как постоянно действующий фактор.
На начало 90-х голов каждый пятый ребенок, в Российской Федерации рождался нездоровым, в том числе 5-8% с наследственной патологией и 1-2% с врожденными аномалиями развития. В настоящее время лица с ограниченными возможностями здоровья по самым сдержанным оценкам составляют свыше 10 % от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях системы образования Российской Федерации. В специальных, средствах образования нуждается до 8% населения Российской Федерации, а фактически получают эти средства не более 4% нуждающихся. По данным Минобразования России, по всем показателям специальную педагогическую помощь получает только четвертая часть нуждающихся детей. Не обучаясь вообще, или попадая в обычные школы и затем выпадая из обучения, дети с отклонениями в развитии, например, умственно отсталые, пополняют социально неблагополучный контингент. Эта категория воспитанников является одним из основных контингентов, пополняющих ряды несовершеннолетних правонарушителей.
Причины подобного положения как в трудностях перехода от плановой экономики к рыночной, так и в недостаточном уровне правового регулирования данной сферы.
Закон о специальном образовании призван обеспечить реализацию государственных гарантий на получение определенного уровня образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Данный законопроект устанавливает ряд важных правовых норм, а именно:
- определяет государственную политику в области специального образования;
- устанавливает компетенцию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области специального образования;
- устанавливает в области специального образования права лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе на освидетельствование и соответствующее признание права на специальное образование и получение государственного именного образовательного обязательства;
- определяет формы получения специального образования (обучение на дому, обучение во время пребывания в стационарном лечебном учреждении, интегрированное обучение и т.д.);
- определяет типы и виды специальных образовательных учреждений в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых ими образовательных программ, направлениями деятельности по реабилитации и возрастом обучающихся (воспитанников);
- фиксирует особенности аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья, определяет цели, задачи и механизмы деятельности психолого-медико-педагогических консультаций и психолого-медико-педагогических центров;
- устанавливает порядок нормативного финансирования специального образовательного учреждения, которое складывается из прямого финансирования из бюджета учредителя и средств, получаемых из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации в размере, соответствующем государственному именному образовательному обязательству;
- определяет особенности реорганизации и ликвидации, а также особенности лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Перечисленные законодательные нормы позволят:
- создать законодательную базу для удовлетворения потребностей и для реального осуществления конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования;
- установить приоритеты финансирования и развития специального образования как составной части системы образования Российской Федерации;
- юридически, финансово и организационно обеспечить механизм получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- гарантировать стабильность и эффективность функционирования образовательных учреждений специального образования.
С финансово-экономической точки зрения законопроект концептуально направлен на максимальное компенсирование расходов бюджетов различных уровней, направляемых на поддержку лиц с ограниченными возможностями здоровья. Данная концепция обеспечивается за счет создания условий для получения указанной категорией граждан общего и профессионального образования. Таким образом создается основное условие для активного участия данных лиц в трудовой деятельности. Законопроект предусматривает поэтапную финансовую поддержку системы специального образования. Основные расходы на специальное образование, а именно размер государственного именного образовательного обязательства будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. Такой механизм финансирования специального образования позволит избежать потерь, которые неизбежны при отраслевом финансировании. Дополнительные расходы в связи с созданием ПМПК и ПМПЦ носят локальный характер и будут производиться постепенно до 2005 года, а расходы на создание соответствующих транспортных условий - до 1 сентября 2000 года. В целом же все возможные расходы безусловно компенсируются за счет перевода лиц с ограниченными возможностями здоровья из дотационной категории в категорию активных налогоплательщиков.
По существу, данный законопроект создает законодательную основу государственной политики по сохранению и рациональному использованию интеллектуального и трудового потенциала весьма многочисленного контингента лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из вышеизложенного, есть все основания полагать, что данный законопроект будет положительно воспринят общественностью.
Финансово-экономическое обоснование
проекта Федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)"
Прогнозная оценка стоимости реализации данного проекта производилась на основании экспертных оценок, представленных в рабочую группу Министерством общего и профессионального образования (письмо Минобразования России N 15/755-6 от 23.10.97г) в ценах 1997 года.
1. Статья 29, пункт 2, абзац 2. Расчет оплаты затрат на создание специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья за счет государственных именных образовательных обязательств:
1) Обеспечение учебниками - 37 500 млн. руб.
Расчет
потребности финансовых средств на обеспечение учебниками
Количество экзем- пляров (тыс. шт.) |
Цена одного экзем- пляра (руб.) |
Цена комплекта (млн. руб.) |
Примечание |
1350 | 10 000 | 13 500 | |
100 | 20 0000 | 20 000 | Учебник Брайля |
100 | 40 000 | 4 000 | Для слабовидящих |
2) На обеспечение учебными пособиями - 20 016 млн. руб. (Один комплект ценой 41,7 тыс. рублей для 480 тысяч учащихся.)
3) На обеспечение индивидуальными средствами обучения
7 248 млн. руб.
(15 100 тыс. руб х 480 тыс. учащихся = 7 248 млн. руб.)
4). На обеспечение транспортом 1 036,8 млн. руб.
(2 160 тыс. руб. x 480 тыс. учащихся = 1 036,8 млн.руб.)
Всего расходов - 65 800,8 млн. руб
2. Статья 13, пункт 2. Расчет расходов на содержание помощников для обучающихся:
- количество помощников - 800 человек;
- средняя ставка оплаты труда - 306 тыс. руб.;
- зарплата в расчете на год - 2 937,6 млн. руб.;
- начисления на заработную плату - 1 131,0 млн. руб.;
Всего расходов на содержание помощников - 4 068,6 млн. руб.
3. Статья 17. Расчет расходов на создание государственных центров реабилитации.
На один центр:
- количество штатных единиц - 18;
- средняя ставка заработной платы - 306,0 тыс. руб.;
- зарплата в расчете на год - 66,1 млн. руб.;
- начисления на зарплату - 25,4 млн. руб.;
- расходы на материально-техническое, в том числе коммунальное обеспечение и административные расходы - 92 млн. руб.
Всего расходов на один центр в расчете на год - 183,5 млн. руб.
Количество создаваемых центров - 89.
Всего расходов из федерального бюджета на создание центров
- 16 331,5 млн. руб.
4. Статья 23, пункт 1, абзац 3, 4. Расчет расходов на создание федеральных психолого-медико-педагогических центров.
На один центр:
- количество штатных единиц - 10;
Справка
о состоянии законодательства в сфере правового регулирования вопросов образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Вопросы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время регулируются следующими правовыми нормативными актами:
1. Законом Российской Федерации "Об образовании".
2. Основами законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан".
3. Законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
4. Указом Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" от 01.06. 1992 N 543.
5. Постановлением Совета Министров СССР "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии" от 15.07.1991 N 340.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов РФ, отмены, изменений, дополнения или принятия которых потребует принятие федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)"
Принятие федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" не потребует отмены действующих в настоящее время законов и иных нормативных актов.
Предложения
о разработке нормативно-правовых актов, которые необходимы для реализации федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)"
1. Федеральный закон о федеральной программе развития специального образования.
2. Постановление Правительства Российской Федерации о порядке обеспечения транспортными средствами по социальным или медицинским показаниям лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Постановление Правительства Российской Федерации о порядке возмещения затрат на обучение по индивидуальному учебному плану в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
4. Постановление Правительства Российской Федерации о государственном именном образовательном обязательстве.
5. Постановление Правительства Российской Федерации о возмещении расходов лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения.
6. Постановление Правительства Российской Федерации об обеспечении учебниками и учебно-методическими пособиями специальных образовательных учреждений.
7. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении перечня направлений (специальностей) подготовки специалистов для специального образования.
8. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении типового перечня должностей и работ работников специальных образовательных учреждений.
9. Типовое положение об организации обучения на дому (порядок утверждения устанавливает Правительство Российской Федерации).
10. Типовое положение о логопедической службе (порядок утверждения устанавливает Правительство Российской Федерации.
11. Типовое положение о центре реабилитации (порядок утверждения устанавливает Правительство Российской Федерации).
12. Положение о медико-социальных экспертных комиссиях (порядок утверждения устанавливает Правительство Российской Федерации).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.