Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97053886-2 "О внесении дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях в связи с принятием Федерального закона "Об экологической экспертизе"
В настоящее время природоохранное законодательство в целом существенно расширилось. В связи с этим в нынешних условиях уже недостаточно ограничиваться только экономическими механизмами стимулирования природоохранной деятельности. Необходима разработка таких мер воздействия, прежде всего административных, при которых соблюдение экологических требований станет обязательной нормой для тех, кто осуществляет свою деятельность и реализует свои полномочия в области охраны окружающей среды и природопользования.
Необходимость подготовки проекта федерального закона "О внесении дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях обусловлена принятием Федерального закона "Об экологической экспертизе" и необходимостью внесенная соответствующих изменений в Кодекс, поскольку статья 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе" является отсылочной нормой, условия действия которой должны быть регламентированы положениями Кодекса. В настоящий момент специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды для выполнения задач, возложенных на них Федеральным законом "Об экологической экспертизе", руководствуются статьей 84 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" с учетом частей 2 и 3 статьи 3 Кодекса. Подобное положение вещей не отражает в полной мере значимость экологической экспертизы для субъектов хозяйственной деятельности, в первую очередь потому, что оставляет конкретные составы административных правонарушений в области экологической экспертизы и санкции за их совершение вне рассмотрения названных законодательных актов.
Кроме того, существующая неопределенность с подведомственностью рассмотрения административных правонарушений в данной сфере позволяет нарушителям избегать предусмотренной законом ответственности.
С целью устранения указанных правовых пробелов в настоящем законопроекте четко установлены виды административных правонарушений в области организации и проведения экологической экспертизы и введены санкции по составам названных нарушений, установленных статьей 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (далее Закон).
В этой связи необходимо отметить, что исходя из юридико-технических требований, предъявляемых к содержанию Кодексов (в том числе административного) указанные в статье 30 Закона составы правонарушений изложены в редакции отличной от текста Закона. Отдельные из них объединены между собой, а часть их поглощена более широкими составами.
При этом смысл и сфера регулирования конкретных правоотношений не нарушаются.
Так, пункты 1 и 5 части 1 статьи 30 Закона объединены в один состав по причине сходной сферы регулирования и изложены в редакции части 1 статьи 87.1 Проекта. В этот же состав включены положения пунктов 6 и 7 той же части Закона, в связи тем, что реализации объекта, как и осуществление хозяйственной и иной деятельности без положительного заключения государственной экологической экспертизы представляет собой частный случай уклонения от предоставления материалов и государственную экологическую экспертизу.
Содержание частей 2 и 3 статьи 30 Закона в вопросе установления ответственности руководителей экспертных комиссий объединены и включены в статью 87.2 Проекта. Оставшиеся в части 3 статьи 30 Закона составы выделены в самостоятельную статью 87.3.
Нормы пунктов 1 и 4 части 4 статьи 30 Закона поглощены статьей 87.1 Проекта и необходимость в их отдельной регламентации отсутствует.
В целях уточнения составов административных правонарушений ряд положений, предусмотренных статьей 30 Закона изложены в иной редакции - пункты 4 и 5 части 1, пункт 6 части 2, пункт 4 части 3 Закона, соответственно предложены в редакции части 1 статьи 87.1, части 4 статьи 87.2, части 2 статьи 87.3 Проекта.
Отдельно необходимо отметить совместную позицию Минюста России и Госкомэкологии России, что содержание пунктов 4 и 5 части 2 статьи 30 Закона не может быть облечено в конкретный состав правонарушения, поскольку в первом случае выходит за рамки рассматриваемого вопроса, а во втором основано на использовании субъективного критерия оценки объема и качества работ по подготовке заключения государственной экологической экспертизы.
Общий уровень штрафных санкций за конкретные правонарушения, рассматриваемые в настоящем проекте установлен в пределах до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, что позволяет, наказывая правонарушителя одновременно предоставить ему возможность сделать соответствующие выводы в своей работе, а не потерять интерес к ней.
Также, в содержание Кодекса РСФСР об административных правонарушениях предлагается ввести новую статью 219.3, определяющую федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы рассмотрения данной категории дел и перечень должностных лиц наделенных правом наложения взыскания на правонарушителей. В связи с введением этой статьи и необходимостью уточнения порядка рассмотрения дел о правонарушениях в области экологической экспертизы в части наложения взыскания на отдельных должностных лиц специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, соответствующие изменения внесены в статью 202 Кодекса.
Таким образом, внесение дополнений в Кодекс представляет собой возможность эффективного усиления борьбы с экологическими правонарушениями административными методами, применяемыми одновременно с мерами экономического стимулирования природоохранной деятельности.
Общим правовым основанием внесения данных изменений является обязательность соблюдения принципов законности и неотвратимости наказания, суть которых состоит в соответствии деятельности всех субъектов правоотношений законодательству и недопустимости безнаказанности правонарушений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.