Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 97091910-2 "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"
Данный законопроект подготовлен по инициативе Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Правовым основанием для разработки проекта и регламентации содержащихся в нем положений явились Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (статьи 17, 18) и Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", в котором предусмотрено, что для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества и что компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются федеральным законом (статья 29).
Цель проекта - определить место органов судейского сообщества в структуре судебной власти как важного института обеспечения независимости судей; разграничить и конкретизировать полномочия советов судей и квалификационных коллегий судей; кодифицировать правовые нормы, отражающие организацию и деятельность этих органов судейского сообщества, и дать им законодательное закрепление.
Как известно, полномочия, порядок образования и деятельности органов судейского сообщества определены в общей форме Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Положениями о квалификационных коллегиях судей и квалификационной аттестации судей, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4960-1 от 13 мая 1993 года, Положением об органах судейского сообщества Российской Федерации, утвержденным II Всероссийским съездом судей 30 июня 1993 года, а также регламентами Совета судей и Высшей квалификационной коллегии судей.
Несмотря на наличие этих актов, практика работы органов судейского сообщества подтверждает необходимость не только уточнения круга полномочий указанных органов, но и регламентации их деятельности. Это тем более необходимо, что существенно изменяется законодательство, в том числе, касающееся как в целом судебной системы, так и статуса судей. В частности, в повестку дня поставлен вопрос об образовании Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов, в связи с чем следует определиться по вопросу взаимоотношений органов судейского сообщества с Судебным департаментом, главной задачей которого явится организационное и ресурсное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества.
Следует признать, что при подготовке проекта некоторые трудности вызвало определение правовой природы органов судейского сообщества. При решении этого вопроса разработчики склонились к мнению ученых Российской правовой академии Минюста России о том, что советы судей и квалификационные коллегии не являются общественными объединениями в правовом понимании сущности этого института и вряд ли можно их отнести к формам организации государственных органов, хотя отдельные элементы государственно-управленческих функций проявляются в деятельности квалификационных коллегий судей.
Исходя из этого, наиболее правильным было бы определить советы судей и квалификационные коллегии судей как органы профессионального самоуправления, правовая природа которых обусловлена спецификой деятельности по осуществлению правосудия, предполагающей полную независимость судей в принятии решений от влияния извне любых органов и лиц. Выполняя внутри судейского сообщества функции управления и контроля, эти органы ограждают права и свободы судей от неправомерного их ограничения, обеспечивают профессионально-компетентное решение проблем, имеющих важное значение для судейского корпуса.
Авторы проекта допускают, что приведенные выводы не дают исчерпывающего ответа на вопрос о правовой природе органов судейского сообщества и, что это обстоятельство нуждается в более глубоком осмыслении и научной проработке.
В представленном проекте даны определения судейского сообщества (статья 1) и исчерпывающий перечень его органов. При этом признано необходимым поддержать мнение большинства судей о том, что органами судейского сообщества являются и квалификационные коллегии судей. Этот вывод подтверждается также самим существом их полномочий.
Во избежание ненужных повторений в статье 5 приведены общие полномочия большинства органов судейского сообщества, а в дальнейшем тексте перечисляются лишь полномочия, присущие каждому из них (статьи 15, 17, 24, 26, 27 и др.).
Как видно из проекта, большая его часть посвящена вопросам определения порядка образования и круга полномочий органов судейского сообщества. Что же касается порядка их деятельности, то он разработан не в полной мере, исходя из того, что, детализация сугубо процедурных вопросов найдет отражение в регламентах этих органов.
Имея в виду специфику полномочий квалификационных коллегий как органов судейского сообщества, наделенных, в частности, правом на приостановление и прекращение полномочий судей, в проекте уделено значительное внимание разработке всего круга вопросов, относящихся к их деятельности.
Предлагается расширить полномочия Высшей квалификационной коллегии судей, которая была бы вправе приостанавливать либо прекращать полномочия не только председателей, заместителей председателей краевых (областных) и соответствующих им судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов, но и полномочия членов Совета судей Российской Федерации, а также председателей советов судей субъектов Российской Федерации и военных судов.
В то же время предлагается установить, что эта коллегия должна рассматривать материалы о приостановлении или прекращении полномочий соответствующих судей лишь в случае дачи ею согласия на привлечение их к уголовной ответственности или заключение под стражу, а также ввиду совершения этими лицами поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти. Что касается приостановления либо прекращения полномочий этих лиц по другим предусмотренным законом основаниям, то решение данного вопроса предлагается передать иным квалификационным коллегиям.
Исходя из практики работы квалификационных коллегий судей, признано необходимым предусмотреть также, что Высшая квалификационная коллегия судей может принять к своему производству решение вопроса, отнесенного к компетенции других квалификационных коллегий судей, в случае невозможности его разрешения в этих коллегиях.
Кроме того, идя навстречу пожеланиям четко регламентировать рассмотрение материалов о совершении судьей порочащего поступка, разработчики попытались отразить в проекте особенности такого рассмотрения (статья 39).
Следует заметить, что некоторые предложения не были включены в проект ввиду их недостаточной обоснованности либо противоречивости.
В частности, большинство судей высказывается против предложения включить в состав квалификационных коллегий представителей законодательной и исполнительной властей, поскольку такое расширение составов коллегий неминуемо поставит их деятельность под влияние и жесткий контроль прежде всего исполнительной власти на местах, а, следовательно, и к потере независимости в компетентном решении весьма важных для судей вопросов, в том числе вопроса о формировании корпуса судей в субъекте Российской Федерации.
Наряду с этим следует отметить, что в данном законопроекте учтены и нашли отражение многие предложения и замечания, поступившие от членов Совета судей и Высшей квалификационной коллегии судей, местных органов судейского сообщества, а также от ученых и участников Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Принятие данного законопроекта послужит повышению роли органов судейского сообщества, а в конечном итоге, укреплению судебной власти и независимости судей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.