Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев механических транспортных средств и прицепов за вред, который может быть причинен другим лицам в результате дорожно-транспортных происшествий на территории Российской Федерации"
Наличие системы обязательного страхования автогражданской ответственности является в демократических странах эффективнейшим средством, гарантирующим защиту интересов участников дорожного движения.
Разработчики данного проекта использовали накопленный к этому времени в России опыт подготовки аналогичных законопроектов. Также авторами законопроекта учитывался международный опыт в области обязательного страхования ответственности (в частности, практика указанного вида страхования в Австрии, Великобритании, Германии, США, Финляндии, Франции и других стран), имущественных интересов участников дорожного движения, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий. Следует отметить, что помимо того, что данный законопроект имеет очевидную социальную значимость, он представляет собой первый шаг на пути вступления национального страхового рынка в международное сообщество по "зеленой карте".
Вместо этого предложен четкий механизм их подготовки. Это позволит правительству оперативно корректировать их по мере получения необходимых данных. Это особенно важно, т.к. необоснованные тарифы могут быть занижены, что повлечет за собой либо отказ страховых компаний заниматься этим видом страхования, либо их банкротство. В случае же их завышения автовладельцы понесут дополнительные расходы, а у страховщиков образуются необоснованные излишки средств.
На ряду с иными принципиальными положениями, данный законопроект содержит положения о механизме, гарантирующем возмещение третьим лицам вреда, причиненного неустановленными транспортными средствами, транспортными средствами, владельцы которых не застраховали свою ответственность, а также возмещения вреда в тех случаях, когда страховщик, заключивший договор соответствующего страхования, признан в дальнейшем банкротом либо прекратил существование. Гарантом возмещения вреда в указанных случаях является Союз автостраховщиков, распоряжающийся в строго определенных целях Единым гарантийным страховым резервом, формируемым за счет части страховой премии, получаемой страховщиками по договорам обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.
Разработчиками законопроекта учтено, что на сегодняшний день финансовое положение Государства не позволяет рассчитывать на то, что оно сможет пропорционально количеству транспортных средств, находящихся в его владении, пользовании или распоряжении, участвовать в формировании Единого гарантийного страхового резерва (как это принято в странах с развитой системой обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств). В то же время за государством закрепляется право на создание специального Попечительского совета, который должен осуществлять контроль за деятельностью Союза автостраховщиков (в том числе за использованием Единого гарантийного страхового резерва). Эта мера позволит исключить возможные злоупотребления страховщиков в сфере указанного вида страхования. В состав Попечительского совета могу (на усмотрение Правительства Российской Федерации) войти представители Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства финансов, органа государственного страхового надзора, антимонопольного органа.
В связи с очевидными трудностями введения данного законопроекта в действие (к ним следует отнести разработку тарифов, создание реального механизма его исполнения и т.д.) в нем предусмотрено его поэтапное введение. На первом этапе вводится только страхование ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью, а на втором (получив, благодаря опыту работы в течении 1 - 1,5 лет, необходимые статистические данные) - страхование ответственности за вред, причиненный имуществу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.