Проект федерального закона N 96700047-2
"Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет порядок обеспечения территориальной целостности Российской Федерации.
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
территориальная целостность Российской Федерации - исторически сложившееся государственное и территориальное единство Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации, обязывающее иностранные государства воздерживаться от любых несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций действий против политической независимости или единства Российской Федерации, в том числе от любых действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой;
вооруженный конфликт немеждународного характера - вооруженный мятеж (гражданская война, восстание), направленный на развал российской государственности и выход из состава Российской Федерации, включающий в себя вооруженные столкновения между Вооруженными Силами Российской Федерации и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под организованным командованием, осуществляют контроль над частью территории Российской Федерации и предпринимают непрерывные и согласованные военные действия;
внутренняя угроза территориальной целостности Российской Федерации в мирное время (далее - внутренняя угроза в мирное время) - любое действие антиправительственных вооруженных сил или других организованных вооруженных групп на территории Российской Федерации, направленное на нарушение территориальной целостности, политической независимости или суверенитета Российской Федерации;
агрессия против Российской Федерации (далее - агрессия) - применение вооруженной силы иностранным государством первым против территориальной целостности, политической независимости или суверенитета Российской Федерации или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций. Любое из следующих действий независимо от объявления войны квалифицируется в качестве акта агрессии:
а) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства на территорию Российской Федерации или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, которая является результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы с территории иностранного государства или ее части;
б) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством против территории Российской Федерации;
в) блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства;
г) нападение вооруженных сил иностранного государства на Вооруженные Силы Российской Федерации;
д) применение вооруженных сил иностранного государства, находящихся на территории Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации, в нарушение условий, предусмотренных международным договором Российской Федерации, или любое продолжение пребывания вооруженных сил иностранного государства на территории Российской Федерации после прекращения действия международного договора Российской Федерации;
е) предоставление иностранным государством своей территории в распоряжение другого иностранного государства для использования этим иностранным государством данной территории в целях совершения акта агрессии против Российской Федерации;
ж) засылка иностранным государством или от имени иностранного государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, носящие настолько серьезный характер, что это равносильно актам агрессии, указанным в подпунктах "а" - "е" настоящей статьи.
Статья 2. Общие положения по обеспечению территориальной целостности Российской Федерации
1. Территория Российской Федерации, включающая в себя территории субъектов Российской Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, неделима и неприкосновенна.
2. Отделение субъекта Российской Федерации от Российской Федерации или части его территории от территории Российской Федерации не допускается.
3. Передача любой части территории Российской Федерации иностранному государству, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, не допускается.
4. В целях делимитации, демаркации или редемаркации Государственной границы Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", допускается обмен между Российской Федерацией и сопредельным иностранным государством равными земельными или водными участками в пограничной зоне с учетом положительного решения законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, в состав территории которого входит соответствующий земельный или водный участок.
5. Решение об обмене между Российской Федерацией и сопредельным иностранным государством равными земельными или водными участками в пограничной зоне принимается в форме международного договора Российской Федерации.
Статья 3. Обеспечение территориальной целостности Российской Федерации в случае агрессии
1. Пресечение вооруженного нападения на Российскую Федерацию обеспечивается всеми находящимися в распоряжении Российской Федерации средствами в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций в порядке осуществления неотъемлемого права Российской Федерации на индивидуальную или коллективную самооборону.
2. Решения о пресечении вооруженного нападения на Российскую Федерацию и о выборе средств для пресечения вооруженного нападения на Российскую Федерацию или для отражения других актов агрессии принимает Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 4. Обеспечение территориальной целостности Российской Федерации в случае внутренней угрозы в мирное время
1. В случае внутренней угрозы в мирное время территориальная целостность Российской Федерации обеспечивается политическими, дипломатическими, экономическими, правовыми, организационными, административными, судебными и иными мерами в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
2. Территориальная целостность Российской Федерации обеспечивается с использованием Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в случаях, не терпящих отлагательства, если:
указанные в пункте 1 настоящей статьи применяемые меры по обеспечению территориальной целостности Российской Федерации в случае внутренней угрозы в мирное время не дали положительного результата и не пресекли противоправные действия, направленные на развал российской государственности и выход из состава Российской Федерации;
на территории Российской Федерации происходит вооруженный конфликт немеждународного характера.
3. Решение об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Российской Федерации для обеспечения территориальной целостности Российской Федерации в случае внутренней угрозы в мирное время, в том числе в случае вооруженного конфликта немеждународного характера, принимает Президент Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
4. О принятых мерах и достигнутых результатах в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, а также о дальнейших планах по обеспечению территориальной целостности Российской Федерации Президент Российской Федерации регулярно извещает Совет Федерации и Государственную Думу.
Статья 5. Принятие иностранного государства в состав Российской Федерации или включение части территории иностранного государства в состав территории Российской Федерации
1. Принятие иностранного государства в состав Российской Федерации на правах субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с международным договором Российской Федерации с его последующей ратификацией, а также с федеральным конституционным законом.
2. Включение части территории иностранного государства в состав территории Российской Федерации в качестве составной части территории субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом, международным договором Российской Федерации с его последующей ратификацией и с согласия законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, составной частью территории которого становится принимаемая часть территории иностранного государства.
Статья 6. Разрешение территориальных споров
1. Территориальные споры между субъектами Российской Федерации разрешаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
2. Территориальные споры Российской Федерации с иностранными государствами разрешаются исключительно мирными средствами путем переговоров в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 7. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, своими действиями нанесшие или наносящие ущерб территориальной целостности Российской Федерации, привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размеров нанесенного ущерба.
Статья 8. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 9. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Предложить субъектам Российской Федерации привести свои законы и нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.