Уважаемый Геннадий Николаевич!
Правительство Российской Федерации не усматривает необходимости в принятии особого федерального закона "Об обеспечении территориальной целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации" на основе представленного законопроекта, поскольку Конституция Российской Федерации, Законы Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации", "О безопасности" и Федеральный закон "Об обороне" являются вполне достаточными для решения вопросов, рассматриваемых в законопроекте. Законопроект, по сути, не содержит дополнительных практических мер, которые реально служили бы дальнейшему упрочению целостности, неприкосновенности и безопасности российского государства. Более того, некоторые положения законопроекта, вопреки его названию, по нашему мнению, на деле могут лишь сужать возможности принятия в необходимых случаях неотложных мер по обеспечению территориальной целостности и неприкосновенности территории России или не имеют к этому прямого отношения.
По мнению МИДа России и других заинтересованных министерств и ведомств, постановка вопроса о необходимости указанного федерального закона по данному вопросу требует более углубленной аргументации и всестороннего социально-политического и экономического прогноза развития обстановки в Российской Федерации и сопредельных государствах.
Статья 2 законопроекта имеет декларативный характер. Кроме того, статья 2 сформулирована более узко, чем пункт 2 статьи 87 Конституции Российской Федерации, в которой речь идет не только о случае агрессии, но и о непосредственной угрозе агрессии.
Первый абзац статьи 3 законопроекта исключает возможность принятия неотложных мер военного характера (например, передислокация войск, частичная мобилизация и т.д.) в случае непосредственной угрозы агрессии, когда другие перечисленные в статье меры могут оказаться недостаточными. Представляется, что это вряд ли оправданно.
Статья 4 законопроекта касается оснований для возможности передачи части территории одним субъектом Российской Федерации другому и не имеет прямого отношения к предмету законопроекта. Данная проблема урегулирована Конституцией Российской Федерации.
Кроме того, нельзя не учитывать, что характер вопросов, связанных с внутренним административно-территориальным устройством Российской Федерации, требует особо бережного к себе отношения. Акцентирование этой проблемы в связи с предлагаемым законопроектом чревато тем, что может, вопреки намерению его авторов, привести отнюдь не к укреплению территориальной целостности Российской Федерации.
В статье 5 законопроекта не учитывается, что общепризнанные принципы и нормы международного права признают допустимым не только равнозначный по площади обмен, но и уступку небольших участков территории на той или иной компенсационной взаимовыгодной основе. Подобные обмены оформляются международными договорами с последующей ратификацией. Это значит, что Федеральное Собрание Российской Федерации будет рассматривать каждый такой договор, учитывая при этом конкретную ситуацию в каждом отдельном случае.
Статья 6 законопроекта противоречит части 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации, в которой определено, что принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации |
В.Булгак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 11 апреля 1997 г. N 1079п-П2 "К проекту федерального закона "Об обеспечении территориальной целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации"
Текст письма получен по рассылке