Заключение
по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации",
Федеральный закон "О государственной поддержке средств
массовой информации и книгоиздания Российской
Федерации", Федеральный закон "О рекламе"
(II чтение)
1. По статье 1 о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (далее закон о СМИ):
а) В пункте 1 статьи 1 проекта идет речь о дополнении абзаца восьмого статьи 2 Закона о СМИ.
В абзаце восьмом статьи 2 Закона о СМИ устанавливается единый порядок регистрации или распространения продукции всех специализированных средств массовой информации. Законопроектом предлагается устанавливать порядок регистрации или распространения продукции отдельных специализированных СМИ "и другими федеральными законами".
По нашему мнению, предлагаемые изменения, в частности в отношении регистрации специализированных СМИ, требуют уточнения, поскольку это может повлечь установление разными законами разных требований к регистрации специализированных СМИ, в то время как эти вопросы должны регулироваться единым актом (Законом о СМИ).
Что касается порядка распространения СМИ, специализирующихся на материалах сексуального характера, то об этом идет речь в пункте 3 статьи 1 проекта, в котором слово "федеральным" следует заменить словом "специальным".
Кроме того, следует учесть, что изменения вносятся в Закон Российской Федерации, поэтому предлагаемая редакция "и другими федеральными законами" не может применяться в тексте изменяемого закона Российской Федерации и подлежит исключению. Поэтому полагаем, что дополнения абзаца восьмого статьи 2 Закона о СМИ могут быть сняты.
б) В пунктах 2 и 4 статьи 1 проекта предлагается внести изменения в часть первую статьи 14 и часть третью статьи 28 Закона о СМИ и заменить слово "эротического" словом "сексуального".
В части первой статьи 14 Закона о СМИ идет речь о взимании повышенного регистрационного сбора за выдачу свидетельства о регистрации СМИ, специализирующихся на материалах эротического характера, а в части третьей статьи 28 - о потиражном сборе с указанных изданий.
Основным (базовым) проектом "О государственном регулировании и контроле за оборотом продукции сексуального характера" предусмотрен оборот как произведений "сексуального характера", так и эротических произведений.
Исключение их проекта возможности издания СМИ, специализирующихся на материалах (произведениях) эротического характера, лишено, на наш взгляд, правовых оснований (см. замечания по основному законопроекту, а также пункт 3 статьи 2 проекта).
Поэтому в части первой статьи 14 и части третьей статьи 28 Закона о СМИ следовало бы, на наш взгляд, вести речь о дополнительном указании СМИ, специализирующихся на материалах "сексуального характера", а в дополнениях к статье 25 этого Закона (пункт 3 статьи 1 проекта) дополнительно указать и специализированные средства массовой информации эротического характера.
С учетом вышеизложенных замечаний нельзя согласиться и с исключением статьи 37 Закона о СМИ (пункт 5 статьи 1 проекта). Данная статья может быть лишь отсылочной в части определения понятий "специализирующихся" СМИ "эротического" и "сексуального характера".
Необходимо учесть также, что Комитетом по информационной политике b связи подготавливаются изменения в Закон о СМИ, которые концептуально расходятся с изменениями, предлагаемыми в названном законопроекте.
2. По статье 2 о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации".
а) С учетом наших замечаний, сделанных выше, полагаем, что редакция восемнадцатого абзаца статьи 1 и части первой статьи 6 указанного Федерального закона также должна быть уточнена (но не предлагаемым путем замены слов) (пункты 1 и 2 статьи 2 проекта).
В целом же необходимо обратить внимание на имеющиеся определенные терминологические расхождения между рассматриваемым Федеральным законом, в который вносятся изменений, и законом о СМИ (см. действующие редакции - "специализированные средства массовой информации эротического характера (статьи 2 Закона о СМИ) и "средства массовой информации эротического характера (статья 1 рассматриваемого Федерального закона), а также "периодические печатные издания эротического характера" и "средства массовой информации эротического характера" (статья 6 рассматриваемого Федерального закона), тогда как согласно Закону о СМИ (статья 2) средство массовой информации рассматривается как периодическое печатное и др. издание. Поэтому изменения, вносимые в Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" должны учитывать отмеченное обстоятельство.
В статье 2 излишними являются слова "b дополнения", поскольку в данный Закон вносятся только изменения.
3. По статье 3 о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рекламе".
а) В пункт 2 статьи 3 проекта говорится "о рекламе деятельности по обороту", в то время, как статья 16 Закона о рекламе, которая дополняется, касается рекламы "товаров" (см. также статью 1 Закона о рекламе - реклама товаров, работ, услуг). Поэтому правильнее в данном случае было бы вести речь о запрете рекламы продукции и зрелищных мероприятий сексуального характера. Одновременно необходимо обратить внимание, что в основном (базовом) законопроекте не предусмотрено лицензирование зрелищных мероприятий сексуального характера (статья 6), что также требует уточнения.
б) В пункте 3 статьи 3 также требует уточнения название статьи 16.1 и ее текст (см. реклама товаров, работ, услуг).
в) В пункте 4 статьи 3 требуют редакционного уточнения положения, предусматривающие "использование в любой форме образов несовершеннолетних. В данном пункте также видимо идет речь о рекламе "любых товаров, работ, услуг".
В статью 3 предлагается только дополнения, поэтому слова "изменения и" являются излишними.
В целом предлагаемые дополнения, на наш взгляд, в большей степени касаются пункта 2 статьи 20 Закона о рекламе, а не пункта 1 данной статьи.
С учетом отмеченных замечаний считаем, что законопроект нуждается в юридической и редакционно-технической доработке.
Начальник Отдела правовой экспертизы
законопроектов по гражданскому
законодательству и
природопользованию |
Т.А.Пулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.