Пояснительная записка
к проектам федеральных законов "Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии" и "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации в части использования атомной энергии"
Досье на проект федерального закона
Указанные законопроекты подготовлены на основании Федерального закона "Об использовании атомной энергии".
В настоящее время функционирование объектов использования атомной энергии России проходит в сложной социально-экономической обстановке, в условиях ухудшения криминогенной ситуации, поступающих угроз совершения террористических актов, а также повышения социальной напряженности в коллективах этих объектов, способствующей возможному нарушению требований по обеспечению безопасности.
По данным Госатомнадзора России, в 1996 году было проведено 20136 инспекций в 10192 организациях, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии. При этом выявлено 24833 нарушения требований норм и правил по ядерной и радиационной безопасности, а также условий, предусмотренных лицензиями. Однако штрафные санкции к конкретным виновникам в виду их мизерных размеров малоэффективны.
Что касается ответственности организаций (юридических лиц), то таковая законодательством вообще не предусмотрена. В законодательстве также нет норм об ответственности за невыполнение предписаний Госатомнадзора России.
С учетом изложенного и в целях обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии, предотвращения несанкционированных действий в отношении ядерных материалов и радиоактивных веществ, ядерных установок и радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ необходимо внести в административное и уголовное законодательство соответствующие изменения и дополнения, направленные на усиление ответственности за нарушение федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
Поскольку субъектами ответственности в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях могут быть только физические лица, нормы об административной ответственности юридических лиц за нарушения законодательства в области использования атомной энергии предлагается выделить в отдельный закон прямого действия. При этом законопроект предусматривает административную ответственность юридических лиц как за незаконную деятельность в области использования атомной энергии, то есть за деятельность без получения лицензии на ее осуществление (статья 1 проекта), так и за осуществление этой деятельности хотя и по лицензии, но с нарушением норм и правил безопасности, либо с нарушениями условий, предусмотренных лицензией, если в результате нарушения причинен или мог быть причинен вред здоровью людей или окружающей среде, а также за нарушение установленного порядка учета ядерных материалов или радиоактивных веществ, за необеспечение контроля за соблюдением правил их хранения и использования (статьи 2 и 3 проекта).
Практика принятия норм прямого действия об административной ответственности юридических лиц в российском законодательстве имеется (земельное законодательство, законодательство в области строительства, защиты прав потребителей, антимонопольное законодательство).
Производство по делам о нарушении законодательства в области использования атомной энергии организациями (юридическими лицами) предлагается осуществлять по нормам Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (статья 4 проекта).
В статье 5 проекта оговорено, что привлечение к ответственности юридического лица не освобождает от ответственности конкретных виновников правонарушения, и наоборот. Эта новелла необходима, иначе конкретные виновники-правонарушители будут оставаться безнаказанными.
Законопроектом "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации в части использования атомной энергии" предлагается в указанные кодексы внести изменения и дополнения, направленные на усиление ответственности физических лиц за нарушение законодательства в области использования атомной энергии.
В частности, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предлагается предусмотреть в качестве дополнительного взыскания лишение физических лиц прав на выполнение отдельных видов деятельности на объектах использования атомной энергии (пункты 1, 8 и 9 статьи 1 проекта).
Диспозиция части второй статьи 88 упомянутого Кодекса ("нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ на объектах, подконтрольных органам Госатомэнергонадзора") устарела. В настоящее время органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии является Госатомнадзор России, а также другие федеральные органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. Санкция этой нормы (предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц до одного минимального размера оплаты труда) превратилась к настоящему времени в чисто символическую меру. В названии главы 8 и в статье 88 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях эта норма вообще не отражена.
С учетом изложенного предлагается изменить название главы 8 Кодекса, а данную норму из статьи 88 исключить, изложив ее в отдельной статье 88.1 в новой редакции и со значительным усилением санкций за нарушение федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
В диспозиции учтено, что на объектах использования атомной энергии нормы и правила ядерной или радиационной безопасности могут быть нарушены не только должностными или иными лицами, наделенными управленческими функциями, но и другими работниками. Поэтому предусмотрена ответственность и граждан.
Кроме того, указанный Кодекс предлагается дополнить статьей 88.2 предусматривающей ответственность за неисполнение предписаний органов государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии.
В целях обеспечения безопасности в области использования атомной энергии, учитывая риск повышенной опасности для населения, проживающего в зоне расположения объектов использования атомной энергии, возможность возникновения глобальной экологической катастрофы, необходимо исключить любые ситуации, способные нарушить безопасность работы вышеуказанных объектов. В связи с этим предлагается статью 166.1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях дополнить частью третьей об административной ответственности за организацию или проведение митингов, собраний, пикетирования, демонстраций в непосредственной близости от территорий объектов использования атомной энергии, а равно за активное участие в таких акциях, если это усложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среде. С учетом этих изменений и дополнений в статьях 211 и 212 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях также предусмотрены соответствующие изменения.
Согласно статьи 23 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" и Указу Президента Российской Федерации от 21 января 1997 г. N 26 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии" такими органами наряду с Госатомнадзором России являются также Минздрав России, Госгортехнадзор России и МВД России, которые в пределах своей компетенции осуществляют государственное регулирование радиационной, технической и пожарной безопасности. Поэтому в статье 4 проекта федерального закона "Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии" предлагается предоставить указанным органам право налагать на организации (юридических лиц) за соответствующие правонарушения административные взыскания.
Что касается ответственности физических лиц, то действующим Кодексом РСФСР об административных правонарушениях эти органы наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в пределах своей компетенции (статьи 204, 211 и 216 Кодекса). Кроме того, в случае необходимости они имеют возможность направлять материалы о нарушениях норм и правил, создающих угрозу ядерной и радиационной безопасности, в органы Госатомнадзора России - для привлечения виновных к административной ответственности. С учетом изложенного в настоящее время вносить изменения в вышеуказанные статьи Кодекса нецелесообразно (соответствующие новеллы можно предусмотреть в проекте нового Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
В Уголовном кодексе Российской Федерации часть третью статьи 205 (терроризм) целесообразно дополнить еще одним квалифицирующим это преступление обстоятельством - совершение террористического акта с посягательством на объекты использования атомной энергии, а равно с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного изучения (пункт 1 статьи 2 проекта).
Предлагается также в статью 207 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающую уголовную ответственность за заведомо ложное сообщение о готовящемся акте терроризма, включить слова: "о радиационной обстановке, о воздействии объектов использования атомной энергии на окружающую среду, персонал и население" (пункт 2 статьи 2 проекта).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.