Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 97802592-2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии"
В настоящее время в Российской Федерации создается законодательная база для обеспечения безопасности использования атомной энергии. Одним из основополагающих федеральных законов по этой сфере деятельности является закон "Об использовании атомной энергии", принятый Государственной Думой 20 октября 1995 года.
В соответствии со статьей 1 данного закона деятельность, связанная с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения осуществляется на основании иных федеральных законов.
Вместе с тем, в Вооруженных Силах Российской Федерации эксплуатируется 338 ядерных энергетических установок (ЯЭУ), 226 войсковых частей, обеспечивающих эксплуатацию и ремонт кораблей ЯЭУ, что по энергоемкости не уступает Минатому России. Кроме того, большое количество предприятий и организаций Минатома России и Минэкономики России осуществляет проектирование, строительство (монтаж) ЯЭУ и ее составных частей, а также утилизацию кораблей с ЧЭУ. Данные объекты ядерной энергетики не находятся в сфере действия Федерального закона "Об использовании атомной энергии". Указанное обстоятельство может привести к срыву мероприятий, направленных на безопасность использования ядерных объектов военного назначения и обеспечение социальных гарантий персонала и населения. Взаимоотношения между органами исполнительной власти, органами самоуправления и эксплуатирующими организациями в вопросах управления в данной области также не имеют правовой базы.
В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 26.07.95 г. N 350-рп на Минобороны России возложено осуществление государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а органы государственного управления и государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности в данной сфере до настоящего времени не определены. Данное обстоятельство приводит к существенным разногласиям между Минобороны России и Госатомнадзором России в определении перечня поднадзорных объектов и порядка выдачи лицензий (разрешений) на вид деятельности ядерно- и радиационно-опасных объектов.
Учитывая, что закон "Об использовании атомной энергии" разрабатывался, в том числе, и для ядерных энергетических установок военного назначения и лишь на заключительной стадии эти установки были исключены из статьи 1 закона и таким образом до настоящего времени находятся вне правового поля, целесообразно не разрабатывать новый дублирующей во многом основной закон "Об использовании атомной энергии", а разработать закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии", в котором исключить из статьи 1 не распространение указанного закона на ядерные энергетические установки военного назначения и внести необходимые дополнения в другие статьи действующего закона.
Созданной Комитетом рабочей группой разработан проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии".
Проект закона поддержан и одобрен Министерством обороны Российской Федерации.
Предлагается внести законопроект в повестку дня для рассмотрения его Государственной Думой в первом чтении.
Внесение указанных изменений и дополнений в статьи федерального закона " Об использовании атомной энергии" не несет дополнительной нагрузки на бюджет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.