Письмо Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ
от 19 января 1998 г. N 2.2-15/698
Направляем заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О языках народов РСФСР", подготовленный к первому чтению, и завизированный проект постановления Государственной Думы о рассмотрении указанного законопроекта в 1 чтении.
Приложение: на 5 листах.
Начальник Управления |
В.Б.Исаков |
Заключение
на проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР
"О языках народов РСФСР"
(I чтение)
По проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" имеются следующие замечания.
1. Поскольку Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" имеет ряд противоречий Конституции Российской Федерации, а также понятийный аппарат, не согласующийся с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (этот дефект не устраняется в полной мере и рассматриваемым законопроектом), было бы правильно, с точки зрения законодательной техники разработать и принять новый федеральный закон, регламентирующий статус языков народов, проживающих на территории Российской Федерации, с одновременным признанием недействующим (утратившим силу) Закона РСФСР "О языках народов РСФСР".
2. Не вполне согласуется с положениями Конституции Российской Федерации и внесенный законопроект. Так, текст обновленной редакции пункта 1 статьи 1 Закона (пункт 5 статьи 1 проекта) необходимо дополнить - после слов "основывается на Конституции Российской Федерации" добавить словосочетание "общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации", что соответствует положению статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации. Положения, регламентирующие использование языков, содержатся, например, в Международном пакте о гражданских и политических правах (статья 27), участником которого является Российская Федерация.
Подлежат исключению из текста проекта положения обновленной редакции пункта 2 статьи 11 указанного Закона (пункт 12 статьи 1 проекта), регламентирующие порядок использования языков отдельными членами Совета Федерации и депутатов Государственной Думы во время работы палат Федерального собрания, поскольку регламентация этих вопросов отнесена Конституцией Российской Федерации (часть 4 статьи 101) к самостоятельному ведению палат.
3. В рассматриваемом законопроекте представляется излишней детализация при изложении нормативного материала в пунктах 9 (в части обновленной редакции пунктов 3 и 4 статьи 9), 15 (в отношении выборов Президента, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и проведения референдумов), 17 (о языке судопроизводства и делопроизводства в правоохранительных органах), 19 (о наименованиях географических объектов, надписей, топографических обозначений и дорожных указателей) статьи 1 проекта, поскольку детальная регламентация порядка использования языков народов, проживающих в Российской Федерации, для указанных случаев производится в отраслевом (специальном) законодательстве, на основе принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и указанном Законе, что оправданно и с точки зрения правоприменительной практики. Указанные положения законопроекта было бы правильнее значительно сократить, изложив их в меньшем числе статей с использованием бланкетных норм, указывающих на положения соответствующих федеральных законов.
4. Некоторые положения законопроекта требуют уточнений концептуального характера. Например, из содержания обновленной редакции статьи 12 Закона (пункт 13 проекта) неясно, является ли официальной публикация федеральных нормативных правовых актов на государственных языках республик, право на осуществление которой предоставляется указанной нормой.
5. Поскольку реализация законопроекта потребует расходов из федерального бюджета, данный законопроект не может рассматриваться без заключения Правительства Российской Федерации. Представленное заключение Правительства от 22.10.97 г. является заключением на Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О языках народов РСФСР", возвращенный Президентом Российской Федерации в Государственную Думу без рассмотрения. При внесении нового проекта необходимо получить заключение Правительства на данный проект.
Заместитель начальника отдела
правовой экспертизы законопроектов
по конституционному законодательству
и правам человека |
И.Галушко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.