Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 98800146-2 "Реклама медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств"
Закон "Реклама медицинских услуг, медицинских изделий, лекарственных средств" является законом прямого действия и регулирует отношения в сфере рекламной деятельности, связанной с медицинскими услугами, медицинскими изделиями и лекарственными средствами.
1. Проект закона исходит из концепции, которая выделяет медицинские услуги, медицинские изделия и лекарственные средства из всего множества видов продукции, находящей отражение в рекламной деятельности. Существует ряд причин, по которым указанные объекты рекламной деятельности целесообразно рассматривать в отдельном федеральном законе:
а) рекламная деятельность в сфере медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств должна осуществляться в русле правовых и этических требований безопасности и эффективности, заложенных в законодательстве Российской Федерации по проблемам здравоохранения, лекарственным средствам и медицинским изделиям. В этом смысле рекламная деятельность является (или должна являться) продолжением принципов государственной политики, утверждающей приоритет государственного контроля качества, эффективности и безопасности медицинских услуг, медицинских изделий, лекарственных средств;
б) легко видеть по самому тексту проекта, что специфика рассматриваемых объектов рекламной деятельности накладывает на рекламу медицинской продукции столь сильные и значительные ограничения, что внедрение соответствующих идей и норм в текст общего закона "О рекламе" потребовал бы значительной переработки последнего и, соответственно, более значительных затрат на создание объединенного закона;
в) то обстоятельство, что законодательства большинства стран Европы, Азии и Америки выделяют регулирование рекламы медицинской продукции в отдельные законы, не случайно. Именно специфика объектов, связанных с медициной и здоровьем, заставляет рассматривать влияние рекламы на людей не только с точки зрения коммерции, но через призму общественной и личной безопасности граждан. Очевидно также, что влияние рекламы медицинской продукции на человека существенно связано с ее спецификой. Отсюда и более строгие правила рекламы медицинских услуг, медицинских изделий, лекарственных средств, резко отличающейся от рекламы иной продукции. Отсюда и обостренное внимание национального законодательства к рекламе медицинской продукции.
2. В проекте закона учтены и использованы:
а) положения Федерального закона "О рекламе";
б) положения Федерального закона "О лекарственных средствах";
в) разработки и предложения Фармакологического Комитета Министерства здравоохранения Российской Федерации;
г) разработки и предложения Фармакопейного Комитета Министерства здравоохранения Российской Федерации;
д) разработки и предложения Российской фармацевтической ассоциации;
е) разработки и предложения Общественного Совета по рекламе;
ж) предложения совета по медицинской рекламе национального этического комитета российской медицинской ассоциации;
з) кодекс медицинской профессиональной этики национального Общества Врачей и Национального Совета Общества;
и) кодекс рекламной практики Совета по рекламе Чешской республики;
к) предложения международной конфедерации обществ потребителей;
л) текст закона ФРГ о рекламе медицинской продукции;
м) законодательство США.
3. Отсутствие специального законодательства Российской Федерации о рекламе медицинской продукции привело к развитию чрезвычайно опасных явлений, отрицательно влияющих на здоровье нации. Например, громадное число фирм - производителей лекарственных средств, присутствующих на российском рынке, включая зарубежные фирмы из стран с весьма строгим подходом к рекламе медицинской продукции, обнаружив правовой вакуум в законодательстве Российской Федерации о рассматриваемых проблемах, с легкостью встали на путь нарушения современных этических норм, которые человечество выработало по отношению к рекламе медицинских услуг, медицинских изделий, лекарственных средств. Накопилось громадное число примеров, показывающих, что такого рода нарушения этики медицинской рекламы, приводят к несчастным случаям, потере здоровья, даже смерти граждан Российской Федерации, не отличающихся осторожностью и критичностью в отношении заявлений средств массовой информации. Мы уж не говорим о рекламе медицинских услуг со стороны знахарей, ведьм, колдунов, шаманов, целителей и т.п., которой зачастую средства массовой информации снабжают легковерных российских граждан.
Вывод из сказанного только один. Принятие федерального закона о рекламе медицинской продукции является насущной необходимостью в современной жизни страны. Такой закон должен синтезировать весь научный и общественный опыт использования рекламы, как формы информирования граждан о медицинских услугах, медицинских изделиях и лекарственных средствах, и поможет навести порядок в указанной сфере отношений.
Предложения о разработке нормативных правовых актов, принятие
которых необходимо для реализации закона "Реклама медицинских услуг,
медицинских изделий, лекарственных средств"
Для реализации данного закона не требуется разработки дополнительных правовых актов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального
закона "Реклама медицинских услуг, медицинских изделий и
лекарственных средств"
Реализация данного закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и иных затрат.
Справка
о состоянии законодательства в сфере правового регулирования
медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств
В Российской Федерации отсутствует Закон, регулирующий правовые отношения в области рекламной деятельности в сфере медицинских услуг и сферах обращения медицинских изделий и лекарственных средств.
Отдельные вопросы указанных отношений регулируются:
1. Федеральным законом "О рекламе" (принят Государственной Думой 14 июня 1995 года)
2. Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, с.1318)
3. Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Перечень законов и иных нормативных правовых актах, отмены,
изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие
законопроекта "Реклама медицинских услуг, медицинских изделий,
лекарственных средств"
Принятие данного законопроекта потребует внесения ссылки на него в Федеральный закон "О рекламе" и в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, с.1318).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.