Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97092640-2 "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции"
См. справку о состоянии законодательства
предложение о разработке нормативных правовых актов
перечень законов и иных нормативных актов для отмены и изменения
финансово-экономическое обоснование
приложение к пояснительной записке
1. Обоснование необходимости принятия законопроекта
Настоящий проект федерального закона представляет список участков недр, в том числе месторождений полезных ископаемых (объектов), право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции в соответствии со статей 2 (пункт 3) Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции". В данный проект включены следующие объекты: Уватский проект, объединяющий 2 нефтяных месторождения на территории Ханты-Мансийского автономного округа и 5 нефтяных месторождений и 11 перспективных участков на юге Тюменской области, Федоровское нефтяное месторождение (Ханты-Мансийский автономный округ), территория Блока 15 с Южно-Лыжским и Северо-Кожвинским нефтяными месторождениями (Республика Коми); Комсомольское нефтегазоконденсатное месторождение (Ямало-Ненецкий автономный округ).
Комиссия Государственной Думы по рассмотрению правовых вопросов недропользования на условиях раздела продукции рассмотрела с участием МПР России и Минтопэнерго России технико-экономические обоснования целесообразности разработки указанных объектов на условиях раздела продукции и рекомендовала включить их в проект федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции".
Освоение данных объектов на условиях соглашений о разделе продукции позволит решить острые социальные проблемы: сохранение рабочих мест, жизнеобеспечение крупных населенных пунктов, расположенных в районах месторождений, проведение конверсии на предприятиях оборонной промышленности.
По всем 4 объектам, включенным в проект закона, имеются положительные решения органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены указанные месторождения, необходимые технико-экономические обоснования и расчеты. Основные данные по объектам прилагаются.
2. Справка о состоянии законодательства в сфере предоставления
права на пользование недрами
Реализация федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции" должна производиться в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", Федеральными законами "О континентальном шельфе", "О соглашениях о разделе продукции".
3. Предложение о разработке нормативных правовых актов,
принятие которых необходимо для реализации закона
Реализация вносимого федерального закона не потребует разработки и принятия нормативных правовых актов.
4. Перечень законов и иных нормативных актов, отмены, изменения,
дополнения или принятие которых потребует
принятие законопроекта
Принятие вносимого проекта федерального закона не потребует отмены, изменения, дополнения или принятия дополнительных законов и иных нормативных актов.
5. Финансово-экономическое обоснование
Реализация федерального закона "Об участка недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции" не потребует дополнительных и иных затрат из федерального бюджета Российской Федерации.
Приложение
к пояснительной записке
Уватский проект
1. Общие сведения
В Уватский проект включены Полуньяхское, Тайлаковское нефтяные месторождения, расположенные в Ханты-Мансийском автономном округе, Пихтовое, Зимнее, Урненское, Северо-Демьяновское, Усть-Тегусское нефтяные месторождения и 11 перспективных участков (Западно-Таньягский, Кеумский, Камаринский, Лункойский, Нелымский, Северо-Болотный, Средне-Демьяновский, Тамаргинский, Тюмский, Шалимовский, Ярогский), расположенные на юге Тюменской области. Все объекты объединены в 10 лицензионных блоков. Район характеризуется слаборазвитой инфраструктурой.
2. Недропользователь
ОАО "Уватнефть" - единый оператор проекта. АООТ "Тюменнефтегаз" - лицензия N ТЮМ 00027-НР от 05.07.94 г., N ХМН 00130-НЭ от 17.12.93; АООТ "Сибирская нефтяная корпорация" (Синко) - лицензии N ТЮМ 10294-НЭ от 01.09.94; ГП "Тюменьнедра" - лицензия N ТЮМ-00025-НР от 05.07.94; ГП "Новосибирскгеология" - лицензия N ТЮМ 00023-НР от 05.07.94; ГГП "Обьнефтегазгеология" - лицензия N ХМН 00146-НЭ от 24.02.94.
3. Краткая геологическая характеристика
Первое месторождение (Тайлаковское), входящее в Уватский проект, было открыто в 1963 г., последнее (Усть-Тегусское) - в 1993 г. Потенциальные извлекаемые ресурсы нефти всех месторождений и участков составляют 1524 млн.т. из которых 836 млн.т приходится на выявленные и перспективные запасы (категории АВС1+С2), 344 млн.т - перспективные и локализованные прогнозные ресурсы (категории С3+Д0), 325 млн.т - прогнозные ресурсы (категория Д1). Суммарные извлекаемые запасы нефти составляют: 245 млн.т (категория АВС1). Залежи сконцентрированы в сложно построенных пластах, залегающих на глубинах около 3000 м.
4. Основные критерии целесообразности включения месторождений в перечень
Месторождения и перспективные участки рассматриваемого проекта, расположены в южной части Западно-Сибирской равнины, преимущественно между реками Иртыш и Демьянка. Основную часть речных долин занимают лесные массивы, водораздельные пространства заболочены. Большинство болот и озер зимой не промерзают и непроходимы для транспорта. В экономическом отношении район развит слабо. Населенные пункты, дорожная сеть, линии электропередачи и связи непосредственно на площади месторождений н участков отсутствуют. Для освоения и разработки Уватского проекта требуются огромные капиталовложения.
5. Основные технико-экономические показатели (для периода 1996-2015 г.г.)
Объем добычи нефти без СРП - 0 млн.т
Объем добычи нефти при СРП - 116 млн.т
Необходимые капитальные затраты - 3996,6 млн. долларов США.
Поступления налогов и платежей в бюджетную систему без СРП - 0 млн. долларов США.
Поступления налогов и платежей в бюджетную систему при СРП - 2667 млн. долларов США.
6. Оценка социальных последствий реализации проекта
Экономическая и социальная эффективность реализации Уватского проекта на условиях соглашения о разделе продукции определяется следующими обстоятельствами:
создание новых мощностей по добыче нефти;
формирование устойчивого потока поступлений в федеральный и местный бюджеты;
развитие на осваиваемой территории сети производственной инфраструктуры;
строительство объектов социального назначения;
создание ресурсной базы как для существующих, так и намечаемых к строительству нефтеперерабатывающих предприятий юга Тюменской области;
решение проблемы занятости населения, создание около 20000 рабочих мест.
Федоровское нефтегазоконденсатное месторождение
в Тюменской области
1. Общие сведения
Месторождение расположено в Ханты Мансийском автономном округе, в Тюменской области, в 35 км от г.Сургута, являющегося ж.-д. станцией и портом на р.Обь.
2. Недропользователь
АООТ "Сургутнефтегаз" - лицензия N ХМН00052-НЭ от 14.07.93. Лицензия выдана.
3. Краткая геологическая характеристика
Крупнейшее нефтяное месторождение в Западной Сибири открыто в 1971 г., эксплуатируется с 1973 г. Остаточные извлекаемые запасы нефти составляют: нефть - 263,7 млн.т (категории АВС1) и 43,7 млн.т (категория С2). Все они сконцентрированы в сложно построенных пластах, залегающих на глубинах 1880-1900 м. Значительное количество залежей представлено в виде тонких нефтяных оторочек с обширными по площади газовыми шапками. Нефтяные залежи подстилаются водой.
4. Основные категории целесообразности включения месторождений в перечень.
Месторождение характеризуется высокой степенью обводненности. Остаточные запасы являются трудно извлекаемыми. Эксплуатация месторождения внесла существенные коррективы в представления о его геологическом строении. Практическая реализация принятого варианта разработки месторождения, обеспечивающего достижение утвержденного Государственной комиссией по запасам коэффициента извлечения нефти и полную утилизацию добываемого газа (в настоящее время растворенный в нефти газ утилизируется на факеле), обусловливает бурение дополнительных скважин, построение и ввод в эксплуатацию газокомпрессорной станции и газопровода. В условиях действующей налоговой системы это требует значительных инвестиций и связано с огромными техническими и технологическими трудностями.
5. Основные технико-экономические показатели (для периода 1996-2015 г.г.)
Объем добычи нефти без СРП - 18,8 млн.т
Объем добычи нефти при СРП - 21,7 млн.т
Необходимые капитальные затраты - 778,5 млн. долларов США.
Поступления налогов и платежей в бюджетную систему без СРП - 877,6 млн. долларов США.
Поступления налогов и платежей в бюджетную систему при СРП - 1345,4 млн. долларов США.
6. Оценка социальных последствий реализации проекта.
НГДУ "Лугинецкнефть", осуществляющее разработку месторождения, является градообразующим предприятием для г.Кедрового, где сосредоточена производственная инфраструктура нефтедобывающей промышленности юга Томской области. Комплексное освоение месторождения позволит обеспечить его вывод на проектные уровни добычи нефти и газа, для чего будет создано около 1000 дополнительных рабочих мест. Формирование устойчивого потока поступлений в федеральный и местные бюджеты будет способствовать социальному развитию региона.
Объекты Блока 15
1. Общие сведения.
К объектам Блока 15 отнесены Южно-Тереховейское, находящееся в границах Блока 15, а также Южно-Лыжское и Северо-Кожвинское месторождения, находящиеся за границами данного Блока. Указанные месторождения расположены в Республике Коми, в 35-45 км от г.Печоры, являющегося ж.д. станцией и речным портом, имеется аэропорт.
2. Недропользователь
СП "Парманефть" - лицензия N СЫК 10021-НЭ от 22.12.92; N СЫК00063.НЭ от 18.02.94; N СЫК 00062-НЭ от 18.02.94.
3. Краткая геологическая характеристика.
Месторождения открыты в 1990 г., не разрабатываются. Извлекаемые запасы нефти составляют 28,1 млн.т (категории АВС1), 41,1 млн.т (категория С2). Основные запасы приурочены к отложениям, залегающим на глубинах 1524-1656 м. В целом залежи нефти месторождений Блока 15 отличаются сложным геологическим строением, высокой степенью расчлененности, изменчивостью фильтрационных и коллекторских свойств.
4. Основные критерии целесообразности включения месторождений в перечень.
Экспертизы Минтопэнерго России, МПР России и республики Коми признали запасы нефти месторождений Блока 15 трудноизвлекаемыми, вследствие чего добыча нефти и газа из них нерентабельна для недропользователя. Месторождения расположены в слабо развитом промышленном районе, отсутствует сеть дорог, линии электропередач, жилые посадки. Разработка месторождений требует применения специальных дорогостоящих технологий и вложения крупных инвестиций. Проект освоения месторождений Блока 15 может быть реализован только на условиях Соглашения о разделе продукции.
5. Основные технико-экономические показатели (для периода 1996-2015 г.г.)
Объем добычи нефти без СРП - 0
Объем добычи нефти при СРП - 8,4 млн.т
Необходимые капитальные затраты - 162 млн. долларов США.
Поступления налогов и платежей в бюджетную систему без СРП - 0
Поступления налогов и платежей в бюджетную систему при СРП - 234 млн. долларов США.
6. Оценка социальных последствий реализации проекта.
Город Печора относится к малым северным городам, главной отраслью промышленности которого является геолого-разведочная. Ввод в разработку вышеуказанных месторождений позволит загрузить мощности российских заводов по производству нефтепромыслового оборудования и строительных материалов. Все это приведет к созданию новых и сохранению существующих рабочих мест, в т.ч. в Печорском районе (порядка 640 человек). Вложение инвестиций будет способствовать более активному развитию промышленности Республики Коми, решению социальных задач края и строительству дорог, мостов, жилья и т.д. Планируемая прибыль позволит делать отчисления на поддержание уровня жизни коренного населения и осуществлять благотворительную деятельность, оказывая помощь больницам, школам-интернатам, инвалидам, малоимущим.
Комсомольское нефтегазоконденсатное месторождение
1. Общие сведения
Месторождение расположено в Ямало-Ненецком автономном округе, в 37 км к юго-западу от пос.Тарко-Сале и в 37 км к северо-востоку от ж.д. станции Пурпе. Транспортная сеть не развита. Дороги не имеют твердого покрытия.
2. Недропользователь.
ОАО "Пурнефтегаз" - лицензия N СЛХ10060-НЭ от 19.04.93;
ГТП "Пурнефтегазгеология" - лицензия N СЛХ 101 15 от 16.07.93.
3. Краткая геологическая характеристика.
Месторождение открыто в 1966 г., первоначально как газовое, в 1982 г. Получены притоки нефти. Разрабатывается с 1988 г. Добыто с начала эксплуатации 3,1 млн.т. Извлекаемые запасы нефти составляют: 120,7 млн.т (категории АВС1) и 70,1 млн.т (категория С2). Основные запасы приурочены к отложениям, залегающим на глубинах до 2800 м.
4. Основные категории целесообразности включения месторождений в перечень.
Территория месторождения расположена в области развития озер и многолетнемерзлых пород большой мощности, значительной заболоченности. Сложное строение месторождений, большой этаж нефтеносности, многофазовое состояние углеводородов, высокий газовый фактор, вынос песка обуславливают значительные трудности при его разработке. В отечественной практике опыта разработки подобных месторождений нет. Необходимо применение новых дорогостоящих технологий. Освоение месторождения требует проведения значительного объема природоохранных мероприятий на всех этапах его освоения. Текущее состояние разработки оценивается как неудовлетворительное. При существующей системе налогообложения разработка месторождения является экономически убыточной. Разработка месторождения на условиях соглашения о разделе продукции, что обеспечит соответствующий уровень рентабельности, но при этом потребует привлечения крупных инвестиций.
5. Основные технико-экономические показатели (для периода 1996-2015 г.г.)
Объем добычи нефти без СРП - 1,3 млн.т
Объем добычи нефти при СРП - 55,8 млн.т
Необходимые капитальные затраты - 1873 млн. долларов США.
Поступления налогов и платежей в бюджетную систему без СРП - 38,4 млн. долларов США.
Поступления налогов и платежей в бюджетную систему при СРП - 1774 млн. долларов США.
6. Оценка социальных последствий реализации проекта.
При реализации проекта разработки Комсомольского нефтегазового месторождения отчисления в социальный фонд развития территории составляет 35 млн.долларов США (развитие инфраструктуры - аэропорт, медицинские учреждения, связь и т.д.). Предусмотрено максимально возможное участие российской стороны в реализации проекта. Около 70% всех затрат составят контракты с российскими предприятиями. Российские поставщики и подрядчики будут участвовать в тендерах для Комсомольского проекта. Будет создано около 15100 рабочих мест.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.