Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97091930-2 "О внесении изменений и дополнений в статьи 1 и 4 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"
Принятие представленного законопроекта обусловлено необходимостью соблюдения норм Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и сохранения особого порядка определения размера пенсии, предусмотренного Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" для пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Статья 30 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусматривает, что для граждан, проживающих в районах, где установлен районный коэффициент к заработной плате, размеры трудовых и социальных пенсий определяются с применением соответствующего районного коэффициента к заработной плате.
Конкретный порядок определения размера пенсии с учетом районного коэффициента установлен статьей 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в которой предусмотрено определение минимального и максимального размеров трудовых пенсий и социальных пенсий для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания.
Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" вводит новый порядок исчисления трудовых пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Не устанавливая прямого ограничения размера какой-либо предельной величиной, указанный закон, тем не менее, ограничивает полагающуюся к выплате пенсию через предельное отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, с помощью которого рассчитывается индивидуальный коэффициент пенсионера, в сумме 1,2, тем самым вводя максимальный размер пенсии косвенным путем. Причем данное предельное соотношение среднемесячных заработков является одинаковым для всех пенсионеров независимо от основания назначения пенсии. Такой принцип расчета пенсии в основном оправдан и справедлив. Однако учитывая особые экстремальные условия работы и проживания граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, требования действующего законодательства, считаем необходимым сохранить для указанных граждан при применении нового порядка исчисления пенсии с учетом индивидуального коэффициента льготное правило определения по существу максимального размера пенсии, которое установлено в статье 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом считаем целесообразным сохранить такую льготу не для всех граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а лишь для тех из них, кто приобрел право на получение пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере по нормам частей первой и второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", то есть отработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Законопроект, внося соответствующие изменения и дополнения в статьи 1 и 4 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", представляет право указанным лицам при условии, что период работы, за который определяется их среднемесячный заработок при назначении пенсии, приходится на работу в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, на увеличение предельного отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, учитываемого при определении индивидуального коэффициента пенсионера (0,7, 1,2 и т.д.), на районный коэффициент. При этом в целях избежания двойного учета выплат по районному коэффициенту указанные суммы в среднемесячную заработную плату пенсионера включаться не будут.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статьи 1 и 4 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предлагается ввести в действие с 1 февраля 1998 года, то есть с даты вступления в силу Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", в связи с чем интересы пенсионеров-северян будут учтены с самого начала действия нового порядка исчисления пенсии.
Реализация законопроекта не требует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, в связи с чем заключение Правительства России, предусмотренное частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, на законопроект не требуется. Возможные дополнительные затраты (по данным Пенсионного фонда Российской Федерации 3,4 трлн.руб.) должны компенсироваться за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.