Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99029071-2 "Об инновационной деятельности в Российской Федерации".
См. перечень нормативно-правовых документов необходимых для принятия
Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации выявил необходимость разработки законодательных, норм соответствующих новым условиям регулирования в сфере науки, техники, инновационной деятельности.
Отдельные вопросы инновационной деятельности нашли отражение в Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике" и других законах.
Законодательно определены полномочия федеральных органов власти и государственных органов власти Субъектов Российской Федерации по некоторым вопросам инновационной деятельности, установлен ряд налоговых и иных льгот для организаций и предприятий выполняющих научные исследования и разработки, а также осваивающих новую технику и новые технологии.
Федеральным законом "О поставках продукции для государственных нужд" закреплены общие правовые и экономические принципы разработки и осуществления федеральных программ, в том числе и программ по реализации научно-технических разработок.
Решение ряда вопросов инновационной деятельности содержатся в Указах Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, действующих постановлениях Верховного Совета Российской Федерации. В соответствии с этими правовыми документами действуют Фонд промышленных инноваций, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, в 1995 году одобрена Программа первоочередных мер по обеспечению государственной поддержки инновационной деятельности.
Однако перечисленные нормативно-правовые документы носят локальный, фрагментарный характер, подчас они слабо увязаны между собой, отдельные нормы изложены недостаточно четко, не стимулируют использование достижений научно-технического прогресса в развитии отечественного производства, защиту отечественного товаропроизводителя и потребителя.
В этой связи необходим основополагающий Федеральный закон, регулирующий всю совокупность вопросов по инновационной деятельности. Необходимость принятия данного Федерального закона подтверждается разработкой законов об инновационной деятельности органами власти субъектов Российской Федерации, принятием модельных законов по вопросам инновационной деятельности Межпарламентской Ассамблеей стран Содружества Независимых Государств. В 1997 году принят закон Саратовской области "Об инновационной деятельности", в стадии завершения находится аналогичный проект закона Санкт-Петербурга.
Разработка проекта федерального закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации" осуществлялась совместно с Министерством науки и технологий. Одновременно по поручению Правительства Российской Федерации была создана рабочая группа для подготовки проекта федерального закона об инновационной деятельности во главе с Министерством экономики Российской Федерации. Многие положения законопроектов отрабатывались совместно этими рабочими группами и поэтому по ряду законодательных норм законопроекты близки.
Проект федерального закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации", призван стать основополагающим законодательным актом в системе правового обеспечения инновационной деятельности.
Он регулирует правовые, экономические и организационные отношения между субъектами инновационной деятельности в Российской Федерации, определяет основы формирования и реализации государственной инновационной политики, отвечающей потребностям общества.
Закон опирается на Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике".
Впервые в законодательство вводятся понятия: инновация или нововведение, инновационная деятельность, государственная инновационная политика.
В соответствии с законопроектом государственная инновационная политика является составной частью государственной социально-экономической и научно-технической политики, определяющей цели, направления и методы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области инноваций.
Основными принципами инновационной деятельности в Российской Федерации являются: признание приоритетного значения инновационной деятельности для развития производства продукции; повышение качества жизни населения; обеспечение экологической безопасности; концентрация ресурсов на освоении и распространении базисных инноваций; рациональное и сбалансированное развитие техники и технологий, применяемых в производственных, научных, социально-экономических целях, в интересах обороны и безопасности Российской Федерации; равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество.
Основными направлениями государственной инновационной политики являются формирование и реализация федерально целевых инновационных программ и инновационных проектов, выбор и реализация важнейших базисных инноваций, создание системы государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, протекционизм отечественных производителей наукоемкой продукции, развитие информационной инфраструктуры инновационной деятельности, создание конкурсной системы отбора инновационных проектов, создание государственных фондов поддержки инновационных программ и проектов.
Инновационная деятельность может осуществляться субъектами инновационной деятельности независимо от организационно-правовой формы и формы собственности юридическими лицами, физическими лицами Российской Федерации, иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства, участвующими в инновационной деятельности.
Согласно законопроекту субъекты инновационной деятельности имеют равные права и обязанности на осуществление инновационной деятельности, участие в конкурсах, аукционах, организуемых на территории Российской Федерации, осуществление закупок наукоемкой продукции, техники и технологий, привлечение средств инвесторов, на защиту от недобросовестной конкуренции, а также на государственную поддержку при выполнении заказов федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации.
Общественные организации, могут осуществлять инновационную деятельность, в том числе за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и получать государственную поддержку на конкурсной основе, привлекаться к подготовке проектов нормативных правовых актов и программ в области инновационной деятельности проведению независимой экспертизы проектов инновационных программ, участвовать при рассмотрении в судебном порядке споров, связанных с защитой прав субъектов инновационной деятельности.
Законодательно устанавливаются, что на осуществление инновационной деятельности в рамках государственной социально-экономической политики могут быть использованы средства из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средства предприятий, федеральных и иных инновационных фондов, и иные средства не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается также возможность в условиях действующего законодательства стимулирования активности субъектов инновационной деятельности, участвующие в разработке и реализации инноваций.
Проект закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации" является важным но не единственным правовым актом, определяющим цели, направления, способы и формы государственного регулирования инновационной деятельности. Он опирается на систему законов и иных нормативно-правовых актов. В частности на Гражданский кодекс Российской Федерации, законодательство о предприятии и предпринимательстве. В развитии Федерального закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации" предстоит принять дополнения в законы регулирующие налогообложение и таможенные пошлины в части стимулирования активности субъектов инновационной деятельности.
При разработке проекта учтен опыт работы формирующихся инновационных фирм, научных организаций, занимающихся инновационной деятельностью в России, странах Содружества Независимых Государств.
Проект закона направлялся для оценки субъектам Российской Федерации и представлен с учетом поступивших замечаний и предложений.
Закон будет составной часть законодательства, призванного обеспечить экономическую реформу в Российской Федерации.
Член Совета Федерации |
В.М.Кресс |
Депутат Государственной Думы |
М.К.Глубоковский |
Перечень
нормативно-правовых документов, которые необходимо принять или
изменить в связи с введением в действие Федерального закона
"Об инновационной деятельности в Российской Федерации"
1. Законы, которые необходимо принять в связи с введением в действие Федерального закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации":
О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации";
О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты по вопросам налогообложения и таможенным пошлинам в связи с принятием Федерального закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации".
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, которые необходимо принять в связи с введением в действие Федерального закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации":
перечень видов инновационной деятельности, которые можно осуществлять только по специальному распоряжению Правительства или которыми запрещено заниматься;
о создании Федерального фонда инновационных программ и проектов и иных фондов по поддержке инновационной деятельности;
об организации экспертизы проектов федеральных целевых инновационных программ и федеральных инновационных проектов;
о порядке ведения государственного реестра базисных инноваций;
о включении в Концепцию социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и Программу социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разделов "Инновационное прогнозирование" и "Инновационная стратегия";
о режиме регулирования и стимулирования инновационной деятельностью в Российской Федерации;
о создании и функционировании инновационных, инновационно-страховых и инновационно-венчурных фондов;
о Государственном инновационном Совете.
Член Совета Федерации |
В.М.Кресс |
Депутат Государственной Думы |
М.К.Глубоковский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.