Письмо Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания-Парламента РФ
от 25 декабря 1997 г. N 22-15/2124.
Направляем заключение на проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
Приложение: на 3 листах.
Начальник Управления |
В.Б.Исаков |
Заключение
на проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (к I чтению)
Проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" противоречит Конституции Российской Федерации (пункт "д" статьи 84, статьи 105, 107, 108) в части, определяющей компетенцию субъектов законодательного процесса и его процедуру.
1. Процесс принятия, подписания, обнародования и вступления в силу федеральных и федеральных конституционных законов обеспечивается согласованными действиями палат Федерального Собрания и Президента Российской Федерации, которые реализуют конституционно установленные полномочия, предоставленные им в этой сфере на основе принципа разделения властей и их самостоятельности (статья 10 Конституции Российской Федерации).
Отнесение законопроектом к компетенции Председателя Совета Федерации обязанности обнародования принятых Федеральным Собранием федеральных конституционных и федеральных законов, которая в соответствии с частью 2 статьи 107 Конституции относится к числу полномочий Президента Российской Федерации, нарушает принцип разделения, властей и их самостоятельности, не соответствует полномочиям Председателя Совета Федерации (часть вторая статьи 101 Конституции Российской Федерации) и компетенции Совета Федерации как одной из палат законодательного органа государственной власти Российской Федерации, руководителем которой он является.
2. Законопроектом игнорируется важный элемент законодательного процесса - подписание Президентом Российской Федерации закона, принятого Федеральным Собранием (пункт "д" статьи 84, части 2 и 3 статьи 107, часть 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации). Тем самым Президент Российской Федерации лишается права влиять на законодательный процесс в стадии принятия и обнародования закона, что также противоречит принципу разделения властей в сфере законодательной деятельности.
Подписание закона Президентом Российской Федерации означает его одобрение и удостоверение главой государства и является конституционно установленным этапом законодательной деятельности, без прохождения которого закон не может считаться принятым в соответствии с конституционно установленной процедурой и по этой причине не может быть обнародован путем опубликования, что является непременным условием его применения (часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
3. В законопроекте не учитываются выводы Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в его Постановлении от 22.04.96 г. N 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации. В указанном Постановлении (пункт 5 описательной части) установлено, что Президент Российской Федерации, действуя на основе части 2 статьи 80 и части 1 статьи 107 Конституции Российской Федерации, вправе вернуть в соответствующую палату федеральный закон, считающийся принятым, в случае нарушения установленного Конституцией Российской Федерации порядка принятия федерального закона, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона.
При этом такой закон не может считаться принятым федеральным законом в смысле части 1 статьи 107 Конституции, а его возвращение -отклонением в смысле части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации, поскольку установленное Конституцией Российской Федерации требование к принятию федерального закона и предусмотренные ею условия и процедуры носят безусловный характер и не могут меняться по усмотрению участников законодательного процесса. Споры между субъектами законодательного процесса в связи с порядком принятия федерального закона в случае недостижения согласия могут быть переданы на рассмотрение Конституционного Суда Российской Федерации.
Законопроект же предлагает модель регулирования законодательного процесса, допускающую обнародование и придание законодательной силы акту, принятому с нарушением конституционно закрепленной процедуры.
4. Полагаем также, что предлагаемые законопроектом изменение и дополнение не относятся к предмету регулирования Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", поскольку он регулирует правоотношения, возникающие в связи с подписанием закона Президентом Российской Федерации.
5. Из принципа верховенства Конституции Российской Федерации и обеспечения соответствия ей законов и иных правовых актов (часть 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации) вытекает обязанность всех участников законодательного процесса строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, в части, регламентирующей законодательную деятельность.
Это положение в полной мере относится и к рассматриваемому законопроекту.
Поскольку предлагаемый законопроект наделяет участников законодательного процесса иной компетенцией, чем предусмотрено Конституцией Российской Федерации и предлагает процедуру законодательного процесса, отличающуюся от закрепленной в Конституции Российской Федерации, он не может быть рекомендован для принятия Государственной Думой в I чтении.
По мнению Правового управления проблема, поставленная в указанном законопроекте, может быть юридически корректно решена путем обжалования в Конституционный Суд Российской Федерации актов Президента Российской Федерации, связанных с возвращением федеральных и федеральных конституционных законов без рассмотрения.
Заместитель начальника отдела правовой
экспертизы законопроектов по
конституционному законодательству
и правам человека |
И.В.Галушко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.