Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97026525-2 "О личном подсобном хозяйстве"
Досье на проект федерального закона
Проект представляемого федерального закона подготовлен во исполнение пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 июня 1996 г. N 819 "О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств". Необходимость разработки данного законопроекта обусловлена также и тем, что на сегодняшний день понятие "личное подсобное хозяйство" вообще отсутствует в Гражданском кодексе Российской Федерации, а Земельный кодекс до сих пор не принят.
Между тем, за последние годы роль и значение личных подсобных хозяйств в экономике страны и благосостоянии граждан существенно возросли.
Сейчас приусадебными земельными участками владеют более 21 млн. семей, в том числе в сельской местности - более 14 млн. семей. В подворьях населения содержится 11,2 млн. голов крупного рогатого скота, в том числе 6,6 млн. коров, 7,4 млн. голов свиней, 12,3 млн. овец и коз, значительное поголовье лошадей, кроликов, птицы.
В валовой продукции сельского хозяйства доля личного сектора возросла с 24 процентов в 1990 году до 50 процентов в 1995 году (в сопоставимых ценах). В 1996 г. на долю личных подсобных хозяйств приходилось 90 % всего производства картофеля, 77 % овощей, 79 % плодов и ягод, 48 % мяса скота и птицы, 45 % молока, 31 % яиц. На фоне резкого падения производства продукции в сельскохозяйственных предприятиях других форм собственности, в личных подворьях населения это менее заметно, а по некоторым показателям даже достигнут рост. Расширился круг семей, в которых продукция с личных подворий является основным источником продовольственного обеспечения.
Благодаря хозяйствам населения сохраняется природный генофонд разнообразных животных и растений, воспроизводить который не может себе позволить крупное хозяйство. Хозяйства населения являются поставщиками высококачественной, экологически чистой продукции. Их важное значение заключается и в том, что здесь подрастающее поколение приобретает первые трудовые навыки.
В то же время личные подсобные хозяйства во многих отношениях предоставлены сами себе, поддержка их в последние годы сворачивается. Сокращена продажа населению молодняка скота и птицы, снижается выделение сельскохозяйственными предприятиями населению сенокосов и пастбищ, грубых и сочных кормов. Из-за высоких цен падает спрос населения на средства малой механизации, что в свою очередь ведет к сокращению их производства. В связи с трудностями сбыта продукции сельскохозяйственные предприятия уменьшили объемы ее закупок у населения.
Современная нормативная правовая база регулирования отношений по ведению личного подсобного хозяйства имеет множество противоречий и пробелов, что порождает значительное количество судебных споров по поводу земельных участков при расторжении брака и раздела имущества супругов, а также в связи с наследованием. Неурегулирован ряд важных для владельцев личных подсобных хозяйств экономических, социальных и других вопросов.
Данный законопроект является первым нормативным документом, регламентирующим отношения по поводу ведения личного подсобного хозяйства. Он направлен на закрепление позитивных явлений в развитии личных подсобных хозяйств населения, на возобновление интеграционных связей с государственными и другими сельскохозяйственными товаропроизводителями, на правовую защищенность личных подсобных хозяйств.
Основное содержание проекта федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" сводится к следующему.
В главе I "Общие положения" установлено, что настоящий Закон применяется ко всем личным подсобным хозяйствам, действующим и создаваемым на территории Российской Федерации и не распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства, коллективное садоводство и огородничество, животноводство, дачное хозяйство, которые регулируются другими законодательными актами. Дается определение личного подсобного хозяйства, устанавливается, что ведение личного подсобного хозяйства не относится к предпринимательской деятельности. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность личного подсобного хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В главах II и III законопроекта сформулированы положения, определяющие юридические права граждан на получение и использование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, а также обязанности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
В главе IV определяется состав имущества личного подсобного хозяйства, устанавливается порядок раздела (выдела) этого имущества. Сформулированы положения о наследовании имущества личного подсобного хозяйства.
В главе V устанавливается, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают всемерную помощь населению в создании благоприятных условий для развития личных подсобных хозяйств. Положения, изложенные в этой главе, отражают меры такой поддержки по различным направлениям. Это касается вопросов оказания различных услуг, обеспечения населения молодняком скота и птицы, посадочным материалом, организации системы финансового, агросервисного и информационно-консультационного обслуживания, социальной защиты.
В законопроекте (глава VI) подведена правовая база развития договорных отношений между владельцами личных подсобных хозяйств.
Принятие Закона "О личном подсобном хозяйстве" явится актом политической и социально-экономической значимости и будет способствовать повышению эффективности малых форм сельскохозяйственного производства и укреплению продовольственной независимости государства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.