Проект федерального Закона
"О внутренних морских водах, территориальном море
и прилежащей зоне Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Особенности правового режима внутренних морских
вод и территориального моря
Глава III. Прилежащая зона Российской Федерации
Глава IV. Морские научные исследования во внутренних
морских водах и в территориальном море
Глава V. Защита и сохранение морской среды и природных ресурсов
внутренних морских вод и территориального моря
Глава VI. Обеспечение выполнения положений настоящего
федерального закона
Глава VII. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон устанавливает определения внутренних морских вод, территориального моря, прилежащей зоны Российской Федерации и их границы, права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Вопросы, относящиеся к внутренним морским водам, территориальному морю и прилежащей зоне Российской Федерации и деятельности в них, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к внутренним морским водам, территориальному морю, прилежащей зоне Российской Федерации и их природным ресурсам, а также к деятельности в этих морских пространствах.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Определение и границы внутренних морских вод Российской Федерации
1. Внутренние морские воды Российской Федерации (далее - внутренние морские воды) - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.
Внутренние морские воды являются территорией Российской Федерации.
2. К внутренним морским водам относятся воды:
портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через Наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
заливов, бухт, губ, лиманов, устьев рек, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
3. Использование и охрана водных объектов, недр, водных биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод а, также охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, деятельность на особо охраняемых природных территориях и охрана памятников истории и культуры осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Определение и границы территориального моря Российской Федерации
1. Территориальное море Российской Федерации (далее - территориальное море) - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона.
Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.
2. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации.
3. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.
Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.
4. На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.
5. Использование и охрана водных объектов, недр, водных биологических ресурсов и других природных ресурсов территориального моря, а также охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, деятельность на особо охраняемых природных территориях и охрана памятников истории и культуры осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, а также не имеющим статуса юридического лица объединениям юридических лиц иностранных государств запрещаются проведение морских научных исследований, изучение, разведка и разработка (добыча) природных ресурсов территориального моря, а также проведение научных исследований, связанных с природными ресурсами, и другая деятельность в территориальном море, в том числе с борта летательного аппарата, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применимыми к территориальному морю и его природным ресурсам, или международными договорами Российской Федерации.
Статья 3. Делимитация территориального моря
Делимитация территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 4. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря
1. Исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:
линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;
прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;
прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;
прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации:
система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.
2. Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
3. Границы территориального моря и исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, наносятся на морские карты масштаба 1:200 000 - 1:300 000, а в случае отсутствия таких карт - на карты масштаба 1:100 000 или 1:500 000. В отдельных случаях допускаются отступления от указанных масштабов, вызванные спецификой картографирования данного района, особенностями географических условий, степенью точности исходных материалов или другими причинами.
Глава II. Особенности правового режима внутренних морских вод и
территориального моря
Статья 5. Основы правового режима морских торговых и рыбных портов Российской Федерации
1. Правовой режим морских торговых и рыбных портов Российской Федерации (далее - морские торговые и (или) рыбные порты) является единым для всех портов, с учетом функциональных, климатических, гидрологических и метеорологических особенностей отдельных морских торговых и рыбных портов, находящихся на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Отличия правового режима морских торговых и рыбных портов могут быть обусловлены лишь функциональными особенностями, указанными в пунктах 3 - 6 настоящей статьи, и особыми климатическими, гидрологическими и метеорологическими особенностями, влияющими на правила использования и эксплуатации морских торговых и рыбных портов.
Правовой режим морских торговых и рыбных портов и отличия правового режима этих портов устанавливаются федеральными законами, применимыми к морским торговым и рыбным портам.
2. Перечень морских торговых и рыбных портов, открытых для захода иностранных судов, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по обороне, согласованному с федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе, и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
3. Главным административным лицом морского торгового порта является капитан морского торгового порта, с которым согласовывает свои действия старший военно-морской начальник в случае, если его действия затрагивают компетенцию капитана морского торгового порта.
4. Главным административным лицом морского рыбного порта является капитан морского рыбного порта, с которым согласовывает свои действия старший военно-морской начальник в случае, если его действия затрагивают компетенцию капитана морского рыбного порта.
5. Правила использования и эксплуатации морских торговых и рыбных портов, функции и полномочия капитана морского торгового порта и капитана морского рыбного порта устанавливаются и регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти и должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящиеся в морском торговом или рыбном порту, согласовывают свои действия с капитаном морского торгового порта или капитаном морского рыбного порта лишь в случае, если действия указанных должностных лиц затрагивают компетенцию капитана морского торгового порта или капитана морского рыбного порта.
7. Все российские и иностранные суда обязаны соблюдать правовой режим морских торговых и рыбных портов.
Статья 6. Заход иностранных судов во внутренние морские воды и в морские торговые и рыбные порты
1. Все иностранные суда (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях) независимо от их предназначения и форм собственности (далее - иностранные суда) могут заходить во внутренние морские воды и в морские торговые и рыбные порты, открытые для захода иностранных судов.
2. В отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их внутренние морские воды, морские торговые или рыбные порты в отношении судов Российской Федерации, Российской Федерацией могут быть установлены ответные ограничения.
3. На иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и членов экипажей во время пребывания указанных судов во внутренних морских водах, в морских торговых или рыбных портах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция Российской Федерации.
4. Иностранные суда при заходе во внутренние морские воды, в морские торговые и рыбные порты, во время пребывания в указанных водах и портах и при выходе из них обязаны соблюдать:
международные нормы и стандарты, а также законодательство Российской Федерации, касающиеся обеспечения безопасности судоходства и регулирования движения судов, оказания помощи и спасания, использования радиосвязи, защиты навигационных средств, оборудования и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов, проведения морских научных исследований, изучения, использования и охраны водных объектов, недр, водных биологических ресурсов и других природных ресурсов территориального моря, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также охраны памятников истории и культуры;
пограничные, таможенные, налоговые (фискальные), санитарные, иммиграционные, ветеринарные, фитосанитарные, навигационные и другие правила, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
правила, установленные для морских торговых и рыбных портов;
правила въезда в морские торговые и рыбные порты, пребывания в них и выезда из них иностранных граждан и лиц без гражданства, действующие на территории Российской Федерации;
другие правила, установленные законодательством Российской Федерации.
5. Выход иностранного судна из морского торгового или рыбного порта производится только с разрешения соответственно капитана морского торгового порта или капитана морского рыбного порта и с надлежащим уведомлением должностных лиц федерального органа исполнительной власти по пограничной службе и должностных лиц таможенных органов.
Статья 7. Военно-морские базы, крепостные зоны и военные порты
1. Главным административным лицом военно-морской базы является командующий флотом или командир соединения, главным административным лицом крепостной зоны - командир крепостной зоны, главным административным лицом военного порта - командир военного порта.
2. Все суда и военные корабли Российской Федерации, иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, не могут заходить в военно-морские базы, крепостные зоны и военные порты или выходить из них без предварительного на то разрешения соответствующего главного административного лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
3. Правила захода в военно-морские базы, крепостные зоны и военные порты, пребывания в них и выхода из них, а также правила прохода через крепостные зоны разрабатываются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обороне, утверждаются Правительством Российской Федерации и публикуются в "Извещениях мореплавателям".
Статья 8. Заход иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, во внутренние морские воды и в морские торговые и рыбные порты
1. Иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях (далее - иностранные военные корабли и другие государственные суда), могут заходить во внутренние морские воды и в морские торговые и рыбные порты по предварительному разрешению Правительства Российской Федерации, запрашиваемому по дипломатическим каналам не позднее чем за 30 дней до предполагаемого захода, если иной порядок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации.
2. Порядок захода иностранных военных кораблей и других государственных судов во внутренние морские воды и в морские торговые и рыбные порты, а также порядок их пребывания во внутренних морских водах, в морских торговых и рыбных портах регулируются правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации и публикуемыми в "Извещениях мореплавателям".
Статья 9. Вынужденный заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские торговые и рыбные порты
1. Вынужденный заход иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские торговые и рыбные порты -заход, осуществляемый в силу следующих чрезвычайных обстоятельств:
несчастного случая;
аварии;
стихийного бедствия;
ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;
буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;
доставки спасенных людей;
оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.
2. Правом вынужденного захода в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские торговые и рыбные порты пользуются все иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда без какой бы то ни было дискриминации в соответствии с нормами международного права.
3. Капитан иностранного судна, командир иностранного военного корабля или другого государственного судна в случае вынужденного захода в территориальное море, во внутренние морские воды или в морской торговый или рыбный порт обязан немедленно сообщить об этом капитану ближайшего морского торгового порта или капитану ближайшего морского рыбного порта и в дальнейшем действовать согласно его указаниям либо указаниям командира военного корабля, капитана морского или речного судна или командира летательного аппарата Российской Федерации, прибывшего для оказания помощи либо для выяснения обстоятельств вынужденного захода.
4. В сообщении о вынужденном заходе должны содержаться следующие сведения:
название иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;
государство флага;
имя и фамилия капитана иностранного судна или командира иностранного военного корабля или другого государственного судна;
тип двигательной установки (ядерный или обычный);
причина вынужденного захода;
наличие на борту ядерных или других опасных или ядовитых по своей природе веществ или материалов:
потребность в помощи и ее характер;
предполагаемое время вынужденного захода, а также другие сведения.
5. Оценку причин вынужденного захода и технического состояния (при необходимости) иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна (без нарушения иммунитета иностранного военного корабля или другого государственного судна) осуществляет должностное лицо федерального органа исполнительной власти по пограничной службе самостоятельно или с привлечением специалистов морского торгового порта (морского рыбного порта, военно-морской базы, крепостной зоны или военного порта), направляемых главным административным лицом, указанным в статьях 5 и 7 настоящего Федерального закона.
6. По прекращении действия обстоятельств, вызвавших вынужденный заход, иностранное судно, иностранный военный корабль или другое государственное судно обязаны покинуть морской торговый или рыбный порт и внутренние морские воды после получения разрешения на выход у главного административного лица морского торгового порта (морского рыбного порта, военно-морской базы, крепостной зоны или военного порта) и надлежащего уведомления должностного лица федерального органа исполнительной власти по пограничной службе и должностного лица таможенного органа.
7. В осуществлении права вынужденного захода может быть отказано аварийным иностранным судам, иностранным военным кораблям и другим государственным судам с ядерными двигателями или иностранным судам, перевозящим ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, которые могут нанести ущерб Российской Федерации, ее населению, природным ресурсам и окружающей среде значительно больший, чем ущерб, угрожающий такому аварийному иностранному судну, иностранному военному кораблю или другому государственному судну.
8. Решение об отказе в осуществлении права вынужденного захода принимает должностное лицо федерального органа исполнительной власти по пограничной службе самостоятельно или по согласованию с главным административным лицом морского торгового порта (морского рыбного порта, военно-морской базы, крепостной зоны или военного порта).
Статья 10. Понятие прохода через территориальное море
1. Под проходом через территориальное море понимается плавание через территориальное море с целью:
пересечь территориальное море, не заходя во внутренние морские воды либо не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних морских вод;
пройти во внутренние морские воды или выйти из них либо стать на рейде или у портового сооружения.
2. Проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.
Статья 11. Мирный проход через территориальное море
1. Проход через территориальное море является мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации.
2. Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации, если в территориальном море указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:
угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости Российской Федерации или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций:
любые маневры или учения с оружием любого вида;
любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности Российской Федерации;
любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность Российской Федерации;
подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;
подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;
погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства Российской Федерации и нормам международного права;
любую рыбопромысловую деятельность;
проведение морских научных исследований и гидрографических съемок;
любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи либо любых других сооружений или установок Российской Федерации;
любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море.
Статья 12. Право мирного прохода через территориальное море иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов
1. Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда пользуются правом мирного прохода через территориальное море в соответствии с настоящим Федеральным законом, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
2. В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также в целях проведения учений с оружием любого вида специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по обороне или федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе могут временно приостановить в определенных районах территориального моря осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов. Такое приостановление вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям".
Статья 13. Правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов
1. Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, должны соблюдать законодательство Российской Федерации и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в отношении:
безопасности судоходства и регулирования движения судов, включая пользование морскими коридорами и схемами разделения движения;
поддержания связи с береговыми службами Российской Федерации и передачи в основные международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр Российской Федерации оперативных данных метеорологических наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации;
защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок;
защиты подводных кабелей и трубопроводов;
сохранения живых ресурсов моря;
предотвращения нарушения рыболовных законов и правил Российской Федерации;
сохранения окружающей среды и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем ее загрязнения;
морских научных исследований и гидрографических съемок;
предотвращения нарушения пограничных, таможенных, налоговых (фискальных), санитарных, иммиграционных, ветеринарных, фитосанитарных, навигационных и других правил, установленных законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такие законы и иные нормативные правовые акты не относятся к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию иностранных судов, если только они не вводят в действие общепринятые международные нормы и стандарты.
2. Одновременно проходить через территориальное море в одном морском районе могут не более трех иностранных военных кораблей и других государственных судов одного иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
3. Во время прохода через территориальное море иностранные подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом.
4. Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда с ядерными двигателями, а также иностранные суда, перевозящие ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, во время прохода через территориальное море должны иметь на борту необходимые документы, соблюдать особые меры предосторожности, установленные для таких судов международными договорами Российской Федерации, и следовать по установленным для них морским коридорам и схемам разделения движения в территориальном море.
5. Морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море разрабатываются федеральным органом исполнительной власти по обороне, утверждаются Правительством Российской Федерации и публикуются в "Извещениях мореплавателям".
6. Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда не облагаются никакими сборами лишь за их проход через территориальное море.
Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, проходящие через территориальное море, облагаются только сборами в оплату оказанных им конкретных услуг. Эти сборы взимаются без дискриминации.
Статья 14. Плавание по Северному морскому пути
1. Северный морской путь является национальной транспортной коммуникацией Российской Федерации на всем его протяжении независимо от удаленности от побережья.
2. Плавание по Северному морскому пути, в том числе в проливах Велькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами плавания по Северному морскому пути, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и публикуемыми в "Извещениях мореплавателям".
Статья 15. Запретные для плавания и временно опасные для плавания районы
1. В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны государственных интересов Российской Федерации и охраны окружающей среды во внутренних морских водах и в территориальном море могут устанавливаться запретные для плавания и временно опасные для плавания районы, в которых полностью запрещаются или временно ограничиваются плавание, постановка на якорь, добыча морских млекопитающих, лов рыбы придонными орудиями лова, подводные или дноуглубительные работы, отбор образцов грунта, подводные взрывы, плавание с вытравленной якорь-цепью, пролет, зависание и посадка (приводнение) летательных аппаратов и другая деятельность.
2. В запретных для плавания районах плавание всех судов, военных кораблей, других государственных судов и всех иных плавучих средств запрещается. Решения об установлении запретных для плавания районов и об открытии их для плавания принимает Правительство Российской Федерации по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Указанные решения вступают в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям".
3. Временно опасные для плавания районы устанавливаются на определенный срок. Решения об установлении временно опасных для плавания районов принимает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обороне. Указанные решения вступают в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям".
4. Границы запретных для плавания районов показываются на навигационных картах, издаваемых специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обороне.
Изменения, касающиеся таких районов, заблаговременно публикуются в "Извещениях мореплавателям" и объявляются по радио.
5. Все суда и военные корабли Российской Федерации, иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, а также все иные плавучие средства обязаны выполнять правила, установленные для запретных для плавания и временно опасных для плавания районов. Ссылка на незнание правил или границ запретных для плавания или временно опасных для плавания районов не может служить основанием для захода в такие районы и уклонения от ответственности.
Статья 16. Поисково-спасательные и судоподъемные операции во внутренних морских водах и в территориальном море
1. Поисково-спасательные и судоподъемные операции во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляются спасательными судами и средствами Российской Федерации.
2. Допуск спасательных судов и средств иностранных государств во внутренние морские воды и в территориальное море и их участие в поисково-спасательных и судоподъемных операциях в целях поиска и спасания людей, спасания и буксировки аварийных судов, подъема затонувших судов и грузов производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
3. Положения настоящей статьи не распространяются на оказание помощи людям, судам или летательным аппаратам при осуществлении прохода через территориальное море в соответствии с пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Статья 17. Уголовная юрисдикция Российской Федерации на борту иностранного судна
1. Уголовная юрисдикция Российской Федерации не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту иностранного судна во время его прохода, за исключением следующих случаев, если:
последствия преступления распространяются на территорию Российской Федерации:
преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в Российской Федерации или добрый порядок в территориальном море;
капитан иностранного судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к должностным лицам федеральных органов исполнительной власти или к должностным лицам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с просьбой об оказании помощи;
такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других уголовных преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
2. Положения пункта 1 настоящей статьи не затрагивают права Российской Федерации принимать любые меры в соответствии с законами Российской Федерации для ареста или производства расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода его из внутренних морских вод.
3. В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, Российская Федерация по просьбе капитана иностранного судна уведомляет дипломатического агента или консульское должностное лицо государства флага до принятия каких-либо мер и способствует установлению контакта между указанным агентом или должностным лицом и экипажем иностранного судна. В случаях крайней срочности это уведомление может быть сделано в то время, когда принимаются указанные меры.
4. За исключением случаев, касающихся защиты и сохранения морской среды и нарушений законов и правил, установленных для исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, Российская Федерация не принимает на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, никаких мер для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным до входа иностранного судна в территориальное море, если это судно, следуя из иностранного порта, ограничивается проходом через территориальное море, не заходя во внутренние морские воды.
Статья 18. Гражданская юрисдикция Российской Федерации в отношении иностранных судов
1. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти не останавливают проходящее через территориальное море иностранное судно и не изменяют его курс в целях осуществления гражданской юрисдикции Российской Федерации в отношении лица, находящегося на борту иностранного судна.
2. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти применяют в отношении иностранного судна, указанного в пункте 1 настоящей статьи, меры взыскания или арест по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим иностранным судном во время или для прохода его через территориальное море.
3. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи не затрагивают прав должностных лиц федеральных органов исполнительной власти применять в соответствии с законами Российской Федерации меры взыскания или арест по гражданскому делу в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальном море или проходящего через территориальное море после выхода из внутренних морских вод.
Статья 19. Действия федеральных органов исполнительной власти в отношении иностранных военных кораблей, нарушающих законодательство Российской Федерации во внутренних морских водах, в морских торговых и рыбных портах и в территориальном море
1. В случае, если какой-либо иностранный военный корабль не соблюдает законодательство Российской Федерации, касающееся прохода через территориальное море или нахождения во внутренних морских водах, в морских торговых и рыбных портах, и игнорирует любое обращенное к нему требование о соблюдении законодательства Российской Федерации, должностные лица федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, федерального органа исполнительной власти по обороне, федерального органа исполнительной власти по внутренним делам могут потребовать от иностранного военного корабля немедленно покинуть внутренние морские воды, морской торговый или рыбный порт и территориальное море.
2. Все споры между указанными в пункте 1 настоящей статьи должностными лицами федеральных органов исполнительной власти и командиром иностранного военного корабля в мирное время, не решенные на месте, решаются исключительно дипломатическим путем.
3. При применении иностранным военным кораблем оружия против Российской Федерации, ее кораблей, судов, летательных аппаратов или граждан Российской Федерации ответные меры для отражения нападения осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и Уставом Организации Объединенных Наций.
Статья 20. Исследование природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря
1. Исследование природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Исследование природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, а также не имеющими статуса юридического лица объединениями юридических лиц иностранных государств запрещается, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
Статья 21. Основные принципы экономических отношений при пользовании природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря
1. Основными принципами экономических отношений при пользовании природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря являются:
платность пользования;
ответственность за нарушения условий хозяйственной деятельности;
возмещение ущерба, нанесенного внутренним морским водам и территориальному морю, их природным ресурсам, окружающей среде, памятникам истории и культуры;
финансовое обеспечение мероприятий, связанных с восстановлением и охраной природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, окружающей среды, охраной памятников истории и культуры.
2. Плата за пользование живыми ресурсами и платежи за пользование неживыми ресурсами внутренних морских вод и территориального моря, размеры платы и платежей, порядок их взимания и поступления в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, территория которого примыкает к внутренним морским водам и территориальному морю, определяются законами Российской Федерации.
Порядок исчисления и применения нормативов платы за пользование живыми ресурсами, порядок исчисления и применения нормативов платежей за пользование неживыми ресурсами определяются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, пользователи уплачивают другие налоги и сборы, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области налогообложения.
3. В местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов, порядок и способы пользования природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря, обеспечивающие сохранение и поддержание необходимых условий для жизни, определяются и устанавливаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления указанных коренных малочисленных народов и этнических общностей.
Глава III. Прилежащая зона Российской Федерации
Статья 22. Определение, границы и делимитация прилежащей зоны Российской Федерации
1. Прилежащая зона Российской Федерации (далее - прилежащая зона) - морской пояс, расположенный за пределами территориального моря и прилегающий к нему, имеющий ширину 24 морские мили, отмеряемые от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
2. Делимитация прилежащей зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
3. В прилежащей зоне Российская Федерация осуществляет контроль, предусмотренный пунктом 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Статья 23. Права Российской Федерации в прилежащей зоне
1. В прилежащей зоне Российская Федерация осуществляет контроль, необходимый для:
предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, установленных законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, действующих на территории Российской Федерации, включая территориальное море;
наказания за нарушение указанных законов и правил, совершенное на территории Российской Федерации, включая территориальное море.
2. В прилежащей зоне Российская Федерация принимает меры, необходимые для предотвращения нарушений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и задержания виновных, включая преследование по горячим следам, остановку, осмотр и задержание всех иностранных 1 судов-нарушителей (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях), в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
3. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи не затрагивают 1 прав Российской Федерации, установленных федеральными законами, касающимися живых и неживых ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
Глава IV. Морские научные исследования во внутренних морских водах и
в территориальном море
Статья 24. Определение морских научных исследований
В целях настоящего Федерального закона морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - морские научные исследования) - фундаментальные или прикладные исследования и экспериментальные работы, проводимые для этих исследований, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих в водной толще, в зоне соприкосновения водного и воздушного пространств, на морском дне и в его недрах.
Настоящее определение не распространяется на морские научные исследования природных ресурсов, указанные в статье 20 настоящего Федерального закона.
Статья 25. Представление и содержание запроса на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и в территориальном море
1. Морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море могут проводиться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами (далее для настоящей главы - российские заявители).
2. Российские заявители, заинтересованные в проведении морских научных исследований, подают запрос в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала проведения морских научных исследований.
3. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, а также не имеющим статуса юридического лица объединениям юридических лиц иностранных государств (далее для настоящей главы - иностранные заявители) запрещается проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и в территориальном море, в том числе с борта летательных аппаратов и с воздушных зондов, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
4. Иностранные заявители, уполномоченные государством - участником соответствующего международного договора с Российской Федерацией и заинтересованные в проведении морских научных исследований во внутренних морских водах или в территориальном море, для получения разрешения на проведение указанных исследований направляют по дипломатическим каналам не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала проведения морских научных исследований запрос в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям.
5. Запрос на проведение морских научных исследований (для иностранных заявителей - на русском языке и языке заявителя) должен содержать:
информацию о характере и целях морских научных исследований;
информацию о методах и средствах, которые будут использованы при проведении морских научных исследований, включая информацию о названиях, тоннаже, типах, классах судов, подводных обитаемых и необитаемых аппаратов, летательных аппаратов, а также описание научного оборудования;
географические координаты районов, в которых планируется проведение морских научных исследований, маршруты следования к указанным районам и от них, время и места высадок на берег;
предполагаемые даты первого прибытия и окончательного ухода иностранных судов;
в случае проведения морских научных исследований экспедицией, дислоцированной на берегу, - дату ее прибытия и отъезда;
название учреждения, под руководством которого проводятся морские научные исследования;
информацию о лице, ответственном за проведение морских научных исследований (начальнике экспедиции);
информацию о возможном воздействии планируемых морских научных исследований на морскую среду, природные ресурсы, функционирование промышленно-транспортных прибрежных объектов, на обеспечение безопасности морского судоходства и полетов летательных аппаратов.
Российские заявители представляют информацию о планируемом участии иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в морских научных исследованиях, проводимых российскими заявителями.
Иностранные заявители представляют информацию о планируемом участии граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в морских научных исследованиях, проводимых иностранными заявителями.
6. От заявителей может быть потребована дополнительная информация о морских научных исследованиях, на проведение которых запрашивается разрешение. В этом случае срок рассмотрения запроса исчисляется со дня представления заявителем дополнительной информации.
Статья 26. Порядок рассмотрения запросов
1. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям:
не позднее чем через десять дней со дня получения запроса направляет заявителю уведомление о получении запроса;
не позднее чем через четыре месяца со дня получения запроса направляет заявителю разрешение на проведение морских научных исследований либо уведомление:
а) об отказе в разрешении на проведение планируемых морских научных исследований;
б) о несоответствии информации, представленной в запросе, характеру, целям и методам проведения морских научных исследований;
в) о необходимости предоставления дополнительной информации о планируемых морских научных исследованиях в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона.
2. Разрешение на проведение морских научных, исследований или уведомление об отказе в таком разрешении направляется иностранным заявителям через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по иностранным делам.
3. Разрешение на проведение морских научных исследований выдается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям по согласованию со специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по природным ресурсам, федеральным органом исполнительной власти по вопросам рыболовства, федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе, федеральным органом исполнительной власти по таможенному делу, федеральным органом исполнительной власти по службе безопасности, федеральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а при необходимости с соответствующими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территория которого примыкает к внутренним морским водам и территориальному морю, где предполагается проводить морские научные исследования.
Статья 27. Основания для отказа в разрешении на проведение морских научных исследований
В разрешении на проведение морских научных исследований может быть отказано, если морское научное исследование:
создает или может создать угрозу безопасности Российской Федерации;
направлено на изучение, поиск, разведку или разработку (промысел) природных ресурсов;
несовместимо с требованиями защиты окружающей среды и природных ресурсов;
включает строительство искусственных островов, эстакад, установок и сооружений, препятствующих судоходству или усложняющих его;
включает использование имеющихся искусственных островов, эстакад, установок и сооружений, о которых не было упомянуто в запросе;
создает помехи деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществление своего суверенитета во внутренних морских водах и в территориальном море.
Статья 28. Обязанности заявителей, проводящих морские научные исследования
1. Российские и иностранные заявители, получившие разрешение на проведение морских научных исследований, обязаны:
исполнять настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, применимые к внутренним морским водам и территориальному морю и их природным ресурсам, и международные договоры Российской Федерации;
представлять в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям, выдавший соответствующее разрешение, предварительные доклады о метеорологических, гидрологических и гидрохимических наблюдениях и копии данных таких наблюдений, как только это становится возможным, а окончательные результаты и заключения - по завершении исследований;
незамедлительно информировать специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям о любом изменении в морском научном исследовании;
не создавать помех деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществление своего суверенитета во внутренних морских водах и в территориальном море;
удалять установки, сооружения и устройства по завершении морских научных исследований, если нет договоренности об ином.
2. В случае, если морские научные исследования проводятся совместно с иностранными гражданами на судах, летательных аппаратах или установках и сооружениях Российской Федерации, российская сторона обязана обеспечивать размещение и полное обеспечение иностранных граждан на борту наравне с собственным командным (руководящим) составом и обеспечивать иностранным гражданам доступ ко всем полученным в процессе исследований данным для копирования и образцам для разделения, если это не наносит ущерба их научной ценности и если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации с заинтересованным иностранным государством. Такие же условия проведения совместных с иностранными гражданами морских научных исследований соблюдаются в случае, если морские научные исследования проводятся на судах, летательных аппаратах или установках и сооружениях иностранного государства.
3. Российские и иностранные суда, летательные аппараты, установки и сооружения, а также экспедиции, базирующиеся на берегу, проводящие морские научные исследования, обязаны:
регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации;
при наличии на указанных судах, летательных аппаратах, установках и сооружениях соответствующего оборудования передавать в основные международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических, гидрологических и аэрологических наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации.
Статья 29. Передача и опубликование результатов морских научных исследований
1. Все данные, полученные в результате морских научных исследований, после их обработки и анализа, включая окончательные результаты и заключения после завершения исследований, должны быть переданы специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти по науке и технологиям для передачи в государственные фонды данных.
2. Иностранные заявители, проводившие морские научные исследования и передавшие Российской Федерации все полученные данные, обеспечивают доступ международному сообществу к результатам исследований через национальные или международные каналы, за исключением тех сведений, которые касаются природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря. Эти сведения могут быть опубликованы лишь с согласия Правительства Российской Федерации.
Статья 30. Изменения программы морских научных исследований
Программа морских научных исследований может изменяться только по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям, с другими специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в пункте 3 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Статья 31. Приостановление или прекращение морских научных исследований
1. Морские научные исследования, проводимые с нарушениями настоящего Федерального закона, других федеральных законов, применимых к внутренним морским водам, территориальному морю и их природным ресурсам, и международных договоров Российской Федерации, могут быть приостановлены или прекращены по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям, других специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанных в пункте 3 статьи 26 настоящего Федерального закона, выявивших эти нарушения.
2. Возобновление приостановленных морских научных исследований допускается только после устранения в установленные сроки допущенных нарушений и предоставления специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти по науке и технологиям, другим специально уполномоченным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанным в пункте 3 статьи 26 настоящего Федерального закона, выявившим эти нарушения и вынесшим решение о приостановлении морских научных исследований, гарантий того, что в дальнейшем подобные нарушения допускаться не будут.
3. Морские научные исследования подлежат немедленному прекращению в случае, если они проводятся:
без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям;
с изменившим проект морских научных исследований отступлением от сведений, представленных в запросе в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона.
Глава V. Защита и сохранение морской среды и природных ресурсов
внутренних морских вод и территориального моря
Статья 32. Защита и сохранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря
1. Защита и сохранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий, а также соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. На особо охраняемых природных территориях, расположенных во внутренних морских водах и в территориальном море, Правительством Российской Федерации могут быть введены более строгие правила, о чем сообщается в "Извещениях мореплавателям".
Статья 33. Нормирование качества морской воды внутренних морских вод и территориального моря
1. Нормирование качества морской воды внутренних морских вод и территориального моря производится в целях установления предельно допустимых норм воздействия на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря, обеспечивающих и гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, защиту и сохранение морской среды и природных ресурсов, а также обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.
2. Поддержание морской воды внутренних морских вод и территориального моря в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря, а также других требований и мер, установленных законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и водным законодательством Российской Федерации.
3. Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативы предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря публикуются в "Извещениях мореплавателям".
Статья 34. Государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море
1. Государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - государственная экологическая экспертиза):
является обязательной мерой по защите морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря;
организуется и проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды с участием соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности.
Все виды хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
3. Предметом государственной экологической экспертизы должны быть также проекты государственных программ и планов, предплановая, предпроектная и проектная документация, относящиеся к изучению, разведке, разработке (промыслу) природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, прокладке кабелей и трубопроводов.
Статья 35. Государственный экологический контроль во внутренних морских водах и в территориальном море
1. Государственный экологический контроль во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - государственный экологический контроль) представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений законодательства Российской Федерации или применимых международных норм и стандартов по защите морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.
2. Государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды с участием других федеральных органов исполнительной власти и соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 36. Государственный экологический мониторинг внутренних морских вод и территориального моря
1. Государственный экологический мониторинг внутренних морских вод и территориального моря (далее - государственный мониторинг), являющийся составной частью единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации, представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием морской среды и донных отложений, в том числе наблюдений за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическими и гидробиологическими параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов.
2. Государственный мониторинг осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием специально уполномоченных федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды, федерального органа исполнительной власти по природным ресурсам, федерального органа исполнительной власти по вопросам рыболовства и соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 37. Захоронение отходов и других материалов и сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море
1. В целях настоящего Федерального закона:
захоронение отходов и других материалов (далее - захоронение) - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Захоронением не считается удаление отводов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации;
сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее - сброс вредных веществ), - любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее - суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. Сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также сброс вредных веществ для проведения правомерных морских научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним;
вредное вещество - вещество, которое при попадании в морскую среду способно создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, а также вещество, подлежащее контролю в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
2. Захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и территориальном море запрещаются.
Статья 38. Морские аварии
Если столкновение судов, посадка судна на мель либо иная морская авария, произошедшие во внутренних морских водах или в территориальном море, либо действия по ликвидации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, применимыми к внутренним морским водам и территориальному морю и их природным ресурсам, и международными договорами Российской Федерации вправе принять необходимые меры, в том числе к пострадавшему судну и виновнику аварии, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации или связанных с ним интересов (включая рыболовство) от загрязнения или угрозы загрязнения.
Глава VI. Обеспечение выполнения положений настоящего федерального
закона
Статья 39. Охрана внутренних морских вод, территориального моря и их природных ресурсов
1. Охрана внутренних морских вод, территориального моря и их природных ресурсов осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, применимыми к внутренним морским водам и территориальному морю и их природным ресурсам.
2. Охрана внутренних морских вод, территориального моря и их природных ресурсов осуществляется федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти по природным ресурсам, федеральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, а также с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 40. Ответственность за нарушения настоящего Федерального закона
1. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба.
2. Виновные в нарушении настоящего Федерального закона граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, а также не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба.
3. Граждане и юридические лица, привлеченные к ответственности за нарушения настоящего Федерального закона, не освобождаются от возмещения нанесенного ущерба.
4. Возмещение ущерба осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава VII. Заключительные положения
Статья 41. Разрешение споров
1. Споры между федеральными органами исполнительной власти, между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и гражданами Российской Федерации, между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и российскими юридическими лицами, а также споры между гражданами Российской Федерации, между российскими юридическими лицами, между гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами по поводу реализации их прав и обязанностей во внутренних морских водах, в территориальном море и в прилежащей зоне разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Споры между Российской Федерацией и иностранными государствами по поводу реализации их прав и обязанностей во внутренних морских водах, в территориальном море и в прилежащей зоне разрешаются мирными средствами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 42. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 43. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.