Заключение
на Федеральный закон "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон
"О сельскохозяйственной кооперации"
(в связи с отклонением указанного закона Президентом РФ)
С момента отклонения Президентом Российской Федерации Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" Комитет по аграрным вопросам запросил со всех субъектов Федерации информацию о ходе реализации Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" и необходимости внесения к нему изменений и дополнений. Более того, Комитетом по аграрным вопросам 15-16 декабря прошлого года был проведен семинар с приглашением представителей законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, куда был вынесен на обсуждение и Федеральный закон "О внесении изменений и добавлений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации".
Поступившая информация с регионов, итоги семинара еще раз подтвердили, что предлагаемые поправки правомерны и изменения к Федеральному закону "О сельскохозяйственной кооперации" соответствуют полностью действующему законодательству и Конституции РФ.
Президент, утверждает, что в рассматриваемом законе сделана попытка лишить права на имущество, в том числе и на землю, лиц, выходящих из сельскохозяйственного кооператива. Он подкрепляет свои выводы тем, что в рассматриваемом Законе понятие "пай", по его мнению, определяется, как "часть имущества кооператива в денежном выражении, а в действующем законе пай определяется как имущественный взнос". В этом Президент усматривает подмену объекта, на который имеет право член кооператива при выходе из кооператива: имущества денежным выражением этого имущества.
На наш взгляд, со стороны Президента в этом вопросе допущена неверная трактовка норм Федеральных законов "О сельскохозяйственной кооперации" и "О внесении изменений и добавлений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации".
Во-первых, - в Основном законе пай (абз.9 ст.1) определяется не как "имущественный взнос члена кооператива", а как "имущественный взнос члена кооператива... имеющий денежную оценку". Подчеркнутые слова Президент почему-то опускает и отсюда делает ошибочный вывод о подмене объекта. В любом случае имущество, вносимое в счет паевого взноса должно учитываться в денежном выражении, а не в боронах, тракторах или гектарах. Иначе его нельзя сопоставить, определить величину паевого фонда и т.д. Тем более, что в ст.35 п.5 Основного закона прямо говорится: "Учет паевых взносов ведется кооперативом в стоимостном выражении. В случае внесения в счет паевого взноса земельных участков, земельных и имущественных долей и иного имущества - производится их денежная оценка". Поэтому, ни о какой подмене объекта не может быть речи. Тем более, что деньги, согласно ГК - это то же имущество.
Во-вторых, ни какой подмены не допускается, так как понятие пая, которое было в Основном законе и которое Президент считает верным, из закона не исключается. Оно сохраняется как определение понятия "паевой взнос" (ст.1 абз.9 Основного закона). В рассматриваемом законе лишь вводится уточнение, что "пай" включает в себя "паевой взнос" (определенный так, как считает верным Президент) и "приращенный пай" (образуемый за счет прибыли кооператива).
Президент усмотрел в предлагаемом в отклоненном законе "фонде возврата паевых взносов" попытку не возвращать пай выходящим из кооператива. Практика же говорит о том, что именно создание такого фонда может гарантировать возврат пая выходящим из кооператива, так как нередко в нынешних условиях у них нет иных средств.
Уточнения, вносимые рассматриваемым законом, опять же ни в коей мере не меняют сути нормы Основного закона, в котором конечно же предусматривалась и предусматривается возможность возврата земли и иного имущества в натуре, если эти условия предусмотрены в Уставе кооператива. П.5 ст.18 Основного закона, который не подвергается ни каким изменениям, прямо гласит: "В соответствии с уставом кооператива, либо в соответствии с решением общего собрания членов кооператива и с согласия лица, выходящего из кооператива, может быть предусмотрена выплата стоимости паевого взноса в натуральной форме в виде земельного участка или другого имущества кооператива". Эти же нормы сохраняются и в статье 10 Основного Закона.
Президент усмотрел нарушение Конституции и в вводимом рассматриваемым законом институте "приращенного пая". Но ведь данный институт содержится и в Основном законе. Только там он называется: "часть пая, сформированная за счет распределяемой прибыли" (ст.18 п.3). Вместо этих слов и предлагается употреблять термин "приращенный пай". То есть вводится упрощенное понятие, и только лишь.
И наконец, Президент видит нарушение ГК в том, что в рассматриваемом законе при распределении прибыли кооператива обязательные платежи в бюджет осуществляются во вторую очередь. Но в этом случае не вносится опять же никаких поправок и изменений, а повторяется норма действующего Закона "О сельскохозяйственной кооперации" (см. ст.36 п.2). Платежи в бюджет при распределении прибыли в нем также стоят именно на втором месте, что на наш взгляд абсолютно правильно, так как это отражает специфику кооператива, как организации особого рода, где налогом должна облагаться только не распределенная прибыль. За распределенную же прибыль должны платить налоги непосредственно члены кооператива. К сожалению на сегодня эта особенность не учитывается и кооперативы подвергаются двойному налогообложению.
Федеральный закон "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" преследует в основном цель устранения технических погрешностей и приведения терминологии закона "О сельскохозяйственной кооперации" в соответствие с Гражданским кодексом. В нем нет нарушений Конституции РФ, что дает право Комитету по аграрным вопросам повторно вынести его на обсуждение Государственной Думой в ранее принятой редакции.
Зам. председателя
Комитета |
С.Г.Нигкоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.